Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ СФЕРЫ СОЦИУМА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ СФЕРЫ СОЦИУМА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы [8].Концепция состава и структуры сферы социума появилась вначале 80-х годов как ответ на запрос практики проектирования в различных сферах человеческой  деятельности на основе системодеятельностного подхода[7].

Сфера социума –  система социальных образований, основанных  на специфической деятельности и гомогенных ей социальных потребностях, способностях, отношениях и институтах[5, с. 117]. Системообразующим компонентом сферы социума является деятельность [6, с. 20-21](рис.1).

Рисунок 1. Деятельность – системообразующий компонент сферы социума

Сфера социума организована по принципу «матрёшки» (рис.2). Социальный институт содержит в себе социальные отношения, деятельности, потребности и способности.

Личность и общество включаются и формируют социальные институты при наличии соответствующих способностей и потребностей, деятельностей и социальных отношений (рис. 3).

Рисунок 2. Принцип «матрёшки» в организации сферы социума

 

Рисунок 3. Отношение личности (Л) и общества (О) в сфере социума

Социальные институты – это исторически сложившаяся, традиционная форма организации социальной жизни. Таковы институты семьи, права, науки и т.п. Социальный институт – система, составом которой выступают деятельности, а структурой – социальные отношения. В архитектонике социального института можно выделить разные уровни организации: способности и потребности  входят как компоненты системы деятельности, деятельности и социальные отношения являются компонентами социального института[4, с. 82-87].

Все уровни и компоненты социального института формируются в процессе эволюции общества. Институты формируются под влиянием трёх факторов – детерминации, регламентации и мотивации (рис.4).

Рисунок 4. Становление социального института в поле влияний детерминации, регламентации и мотивации

Детерминация – объективные законы, потребности, условия.

Регламентация – социально заданные нормы.

Мотивация – личностные установки.

Социальный институт обладает наибольшей жизнеспособностью, когда его деятельность соответствует  объективным законам, социальным потребностям и  условиям (детерминация), социально заданным нормам (регламентация) и личностным установкам людей (мотивация). Все трудности становления и деятельности социального института обусловлены отсутствием согласованности детерминации, регламентации и мотивации в его деятельности.

Идеальным вариантом оптимального управления человеческой деятельностью является логическое движение с адекватной связью:

когда  объективно обоснованная нормативная установка принимается субъектом и становится мотивом его деятельности[2]. Другие варианты образуются из различного сочетания детерминации (Д), регламентации (Р) и мотивации (М):

Поскольку субстанцией социального института является деятельность, то устойчивость института во времени зависит от согласованности детерминации, регламентации и мотивации его деятельности.

Все социальные институты, не подкреплённые внутренней мотивацией субъектов деятельности и внешней детерминацией, поддерживаемые силой извне, разваливаются при устранении этой силы.

Типологизация социальных институтов детерминирована составляющими их родами деятельности. Следовательно, существуют институты сферы экономики (банки, предприятия, рынок и т.д.), экологии (заповедник, селекционные станции, рекультивация земель), педагогики (институты воспитания, образования, обучения), управления (государство, право, суд), науки (академия, НИИ, научная школа), искусства (театр, студия, филармония), медицины (поликлиника, больница, амбулатория), физкультуры (спортивные школы, клубы, секции).

Институты складываются исторически, объективно, а не декретируются. Социальные институты детерминируются изнутри, а не извне. В основе их лежит не регламентация, а мотивация.  Регламентация лишь закрепляет  устойчивые мотивации. Все социальные институты, не подкреплённые внутренней мотивацией субъектов деятельности (составляющих институт), поддерживаемые силой извне, разваливаются при устранении этой силы.

Социальные отношения – это отношения индивидов или сообществ, опосредованные элементами среды [4, с. 62-82]. Специфика человеческих социальных отношений, в отличие от животной социальности (животные сообщества: стаи, стада) заключается в том, что эти отношения существуют на базе человеческой деятельности, в отличие от животной жизнедеятельности[8]. Это отношения между людьми или сообществами людей в процессе их деятельности. Эти отношения опосредованы деятельностями и их компонентами. Противоречие между двумя сторонами отношения (связь и отграниченность) – источник развития социальных отношений[3, с. 74] . В принципе отношения могут развиваться в двух направлениях: в сторону усиления, нарастания связности, общности, единства, сходства, сближения и в сторону усиления нарастания  отграниченности, обособленности,  различия, конфронтации. Всё это может происходить в пределах  меры, т.е. когда налицо и связанность и обособленность. В абстракции абсолютизация связей приводит к тождеству, слитности сторон отношения и само отношение исчезает, а абсолютизация отграниченности приводит к индифферентности, безразличию сторон и отношение исчезает тоже.

Основу типологизации социальных отношений (а также способностей, потребностей  и институтов) составляет их связь с деятельностью. Типология деятельностей – основание типологии социальных отношений, ибо социальные отношения, по существу, — форма, в которой реализуется, существует деятельность как содержание. Восемь родов деятельности общества, выражающие меру человеческого рода как природно-социальной системы, определяют  существование и восьми родов социальных отношений: экономических, экологических, педагогических, управленческих, научных, художественных, медицинских и физкультурных [8]. В пределах каждого рода социальных отношений можно выделить два их типа: отношения связи, связности, общности и отношения отграниченности, обособленности, различия. В конкретном анализе социальных отношений это оказывается принципиально важным. Между одними субъектами (индивидами и сообществами)  преобладает обособленность, между другими – связанность.

Различие субъектов социальных отношений позволяет выделить следующие три типа отношений: 1) отношения «индивид – индивид»; 2) отношения «индивид – сообщество»; 3) отношение «сообщество – сообщество».

Поскольку социальные отношения людей опосредованы компонентами деятельности, постольку можно говорить о восьми видах социальных отношений: по поводу субъекта деятельности, по поводу объекта, средств, процесса, условий результата, системы деятельности и её среды.

Применение аксиологического (ценностного) подхода позволяет говорить о двух классах социальных отношений: отношений позитивной значимости (ценных) и отношениях негативной значимости (антиценных). Имеется ввиду объективный характер, объективное значение  отношений, а не их субъективная оценка, исходя из позиции признания объективности ценностей (с позиции гармонии человека и универсума).

Все роды, типы, виды, группы, классы социальных отношений мы рассматриваем как объективные, т.е. существующие вне и независимо от того, осознают их люди или не осознают. Этот объективный ряд социальных отношений может порождать и порождает субъективный ряд отношений, т.е. осознанное отношение субъектов к своему объективному отношению. Эти осознанные, субъективные, волевые отношения принимают два субъективных смысла для человека: отношение позитивной оценки, симпатии, принятия и отношение негативной оценки, антипатии, отвержения.

 Таким образом, типология социальных отношений является многомерной. С позиций выделенных таксонов отношений можно и необходимо анализировать все социальные отношения, если мы хотим иметь системное о них представление.

Потребность – это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека или общества, между сущим и должным, реальным и идеальным [4, с. 58-60]. Рассогласование необходимого и фактического состояния объективно существует и объективно фиксируется, отражается всеми системами человека и общества. Удовлетворение потребности есть «погашение» рассогласованности, есть приведение фактического состояния человека и общества в соответствии с необходимым, должным. Необходимое состояние человека и общества задано его способностями, в их сформированном виде. Если эти способности не реализуют себя в соответствующей им деятельности, то возникает противоречие как потребность.

Потребность – это объективное состояние. Субъективной формой бытия потребности является мотивация. Мотивация представлена в следующих модификациях: влечения, желания, стремления, интересы, ориентации, убеждения, цели. Мотивация и потребности могут быть адекватны и неадекватны друг другу. В контексте планетарной гармонии системы «человек – природа» есть истинные, разумные потребности и ложные, неразумные потребности. Последние как раковая опухоль разрушают меру человека и меру планетарной природы в их коэволюции.

Восемь родов деятельности, насыщенные человекосообразным и природосообразным содержанием, определяют типологию разумных потребностей.  Экономические потребности следует рассматривать как разумные, если их удовлетворение не разрушает меру человека и общества, с одной стороны, и меру природы, с другой стороны. Неразумные экономические потребности – причина катастроф: экологических, техногенных, социальных и антропологических. Разумные экологические потребности направлены на сохранение, восстановление, совершенствование природной среды обитания человека и общества, а также их защиты от природных угроз (наводнений, землетрясений, эпидемий и т.д.). Разумные педагогические потребности направлены на полноценную передачу позитивного социального опыта от старшего поколения младшему. Разумные управленческие потребности направлены на обеспечение такого социального порядка в обществе, который ведёт к  совершенствованию личности и общества, а не их деградации. Разумные научные потребности направлены на открытия в познании меры человека и меры природы и на использование этих знаний на благо человека, общества и среды их обитания.  Разумные потребности в сфере искусства направлены на установление гармонии меры человека и общества, с одной стороны, и предметной среды, с другой стороны. Разумные потребности в сфере медицины направлены на поиск гармонии меры человека и меры окружающей его среды. Разумные потребности в сфере физической культуры направлены на сохранение, восстановление и совершенствование физических способностей человека. Неразумные потребности во всех сферах человеческой деятельности ведут к деградации человека и общества,  с одной стороны, и деградации природной среды их обитания.

Способность – это социально заданная возможность образования функциональных систем на биологической основе человека для осуществления определённой деятельности [4, с. 60-62]. Способность – полярное образование. На одном полюсе её – природные задатки, на другом – социальный опыт человечества, социокультурные программы. Соединение их образует  функциональные системы (сформированные способности). Угасание деятельности приводит к декомпозиции функциональной системы, актуализация деятельности – к композиции новой функциональной системы[1,c. 17-62]. Условно говоря, у человека существует только одна способность – способность к образованию любых функциональных систем для любой деятельности. Способность – виртуальное образование.

Модусами способности являются одарённость, талантливость, гениальность, а также лежащие в их основе умения, навыки, способы, автоматизмы и т.д. Виртуальность способности проявляется в родах деятельности. Восемь родов деятельности определяют восемь основных способностей: педагогические, управленческие, научные и т.д.

Итоговая модель типологии основных способностей и потребностей, деятельностей, социальных отношений и институтов сферы социума представлена на рис.5.

Рисунок 5. Состав и структура сферы социума

В заключениестатьи приведём глоссарий терминов концепции сферы социума[9]:

Сфера социума –  система социальных образований, основанных  на специфической деятельности и гомогенных ей социальных потребностях, способностях, отношениях и институтах.

Способность – социально заданная возможность образования функциональных систем на биологической основе человека для осуществления определённой деятельности.

Потребность – это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека или общества, между сущим и должным, реальным и идеальным.

Деятельность – целесообразное и законосообразное взаимодействие человека и окружающей среды.

Социальные отношения – это отношения индивидов или сообществ, опосредованные элементами среды.

Социальные институты – это исторически сложившаяся, традиционная (т.е. устойчивая) форма организации социальной жизни.

 

Список литературы:

  1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.: Наука, 1973. – 316 c.[электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  2. Зеленов Л.А. Генезис и функции норм эстетической деятельности // Проблема нормативности в эстетике и этике. Горький, 1979. —  С. 3-6.
  3. Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т.1: Философия. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2006. – 168 с.
  4. Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т.2: Социология. – Н.Новгород: Гладкова О.В., 2006. – 143 с.
  5. Зеленов, Л.А. Философия самодеятельности: монография / Л.А. Зеленов, Л.П. Загорная. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения; Нижегородский философский клуб, 2014. – 121с.
  6. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
  7. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  8. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал.  – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://issuu.com/euroasiascience/docs/evro_13_p13.
  9. Справочные методические материалы по разработкам Горьковского философского клуба. Выпуск 1 «Социум» / авторы обзора: Л.А. Зеленов, А.М. Пищик. – Горький: Философский клуб «Универсум» Горьковского Дома Учёных, 1989. – 26 с.[schema type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ СФЕРЫ СОЦИУМА» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found