Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДИНАМИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДИНАМИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В настоящее время проблема детских страхов обостряется и становится все более актуальной. Динамика современной жизни и повышение требований приводит к напряжению и эмоциональной нестабильности взрослых. Это находит свое отражение в повышении количества страхов у детей. Проблема страхов детей с нормальным психическим развитием является разработанной, в то время как исследований страхов детей с задержкой психического развития недостаточно.

Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Страхи имеют возрастную динамику и характеризуют определенный путь развития самосознания человека. Являясь неизбежной принадлежностью нашей жизни. страхи сопровождают нас от рождения до смерти. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного [2].

Страхи, связанные с возрастными изменениями, здоровый ребенок переносит и перерастает. Это является важным условием для его успешного развития.Однако у ребенка с задержкой психического развития страх может стать причиной многих нарушений в психофизиологической сфере. Установлено, что у детей с задержкой психического развития (конституционального, соматогенного, психогенного и церебральногопроисхождения) эмоциональное и личностное развитиене соответствует своему возрасту. В дошкольномвозрасте у таких детей преобладаетимпульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность,склонность к аффективным вспышкам, конфликтам итревожно-фобическим расстройствам[4].

Детские страхи имеют временный характер, однако у детей с задержкой психического развития они могут сохраняться длительное время и тяжело переживаться ребенком. Причинами могут быть: нервная ослабленностьребенка, неправильное поведение родителей, конфликтные отношения в семье.Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям, поэтому очень важным является поиск эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка[3].

Мы изучали динамику страхов у дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.Экспериментальную группу составили воспитанники МКДОУ №166 города Кирова – 50 человек в возрасте 3-7 лет, в составе контрольной группы было 100 воспитанников МДОУ №195 города Кирова. Всего в исследовании приняло участие 150 человек.

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Опасения и страхи у детей» А.И.Захаров[2];«Незаконченные предложения» А.И. Захаров[2]; тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин[1].

Выявление количества и содержания страхов показало различия в переживании страхов дошкольниками с нормальным психическим развитием и детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Таблица 1.

Среднее количество страхов

Возраст Дошкольники с нормальным психическим развитием Дошкольники с задержкой психического развития
3 3,25 5
4 4,35 6,2
5 5,7 8,4
6 6,8 11,1
7 7,55 12,2

У дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с дошкольниками с нормальным психическим развитием отмечается повышенное количество страхов, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с наибольшей насыщенностью старшего дошкольного возраста страхами.

Количество страхов, приходящихся на одного дошкольника с задержкой психического развития, превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным психическим развитием. Если  дошкольник с нормальным психическим развитием имеет до 8 страхов, то у дошкольника с задержкой психического развития эта цифра доходит до 13.Это объясняется тем, что дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения, неуверенность, чувство страха.

Анализ содержательно-динамических особенностей страхов показал, что у дошкольников с задержкой психического развития преобладают страхи свойственные детям более раннего возраста, такие как: страхи животных, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, в то время как у дошкольников с нормальнымпсихическим развитием центральное место занимаетстрах собственной смерти и смерти родителей.

Выявив отличия в количестве и содержании страхов у дошкольников с нормальным развитием и дошкольников с задержкой психического развития, мы перешли к изучению причин страхов и беспокойства ребенка. Анализ результатов показал, что у дошкольников с задержкой психического развития, по сравнению с дошкольниками с нормальнымпсихическим развитием, более высокий уровень страхов в категории «Страхи и опасения».

Рисунок 1. Соотношение уровня страхов у дошкольников с нормальным психическим развитием и дошкольников с задержкой психического развития

Также у дошкольников с задержкой психического развития отмечается повышенный уровень страхов в категориях «Отношение к детскому саду», «Отношение к отцу», «Отношение к матери». Это связано с сильной зависимостью детей дошкольного возраста с задержкой психического развития от взрослых. Тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье ребенка. Дошкольники с нормальным психическим развитием ведут себя более самостоятельно. Страхи в категории «Отношение к детскому саду» могут свидетельствовать о трудностях дошкольников с задержкой психического развития, испытываемых ими при посещении детского сада и связанных с обучением, общением со сверстниками и воспитателями.

В категории «Страхи и опасения» наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи сказочных персонажей, нападения, одиночества и смерти. Эти страхи преобладают как у дошкольников с задержкой психического развития, так и у дошкольников с нормальным психическим развитием, что позволяет нам говорить об одинаковых механизмах возникновения данных страхов.

Для дальнейшего более детального понимания причин страхов нам необходимо выявить взаимосвязь типов родительского отношения и возникновения страхов у детей дошкольного возраста, так как самая распространенная причина появления детских страхов –сложные семейные отношения и неправильное воспитание ребенка в семье.

Рисунок 2. Распределение выборочной совокупности родителей дошкольников с нормальным психическим развитием по определению типа родительского отношения к ребенку

При соотнесении полученных данных с предыдущими результатами, где нами было выявлено количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников психическим с нормальным развитием, мы получили, что типы родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» наиболее часто встречаются у родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития с наибольшим количеством страхов. У родителей детей с задержкой психического развития с небольшим количеством страхов преобладает такой тип родительского отношения как «Кооперация», также, как и у родителей детей с нормальнымпсихическим развитием.

На рисунке 2 видно, что наиболее предпочитаемым типом родительского отношения является «Кооперация». Этот тип отмечается у родителей дошкольников с нормальнымпсихическим развитием с наименьшим количеством страхов. Второе место у типа «Авторитарная гиперсоциализация», при котором у детей отмечается большое количество страхов, также, как и у типа родительского отношения «Маленький неудачник», который находится на третьем месте. На четвертом месте тип родительского отношения «Симбиоз», который отмечается у родителей детей со средним количеством страхов. На пятом месте тип «Принятие-отвержение», при котором количество страхов у детей небольшое.

Рисунок 3. Распределение выборочной совокупности родителей дошкольников с задержкой психического развития по определению типа родительского отношения к ребенку

Рисунок 3 позволяет увидеть, что наиболее предпочитаемыми типами родительского отношения у родителей дошкольников с задержкой психического развития является «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник», при которых у детей отмечается большое количество страхов. На третьем месте тип «Кооперация». Этот тип отмечается у родителей дошкольников с задержкой психического развития с наименьшим количеством страхов. На четвертом месте тип родительского отношения «Принятие-отвержение», при котором количество страхов у детей среднее. На пятом месте тип «Симбиоз», который отмечается у родителей дошкольников с задержкой психического развития с небольшим количеством страхов.

Мы подробно изучили содержательно-динамические особенности детских страхов, а также причины их возникновения. На основе полученных в эксперименте данных нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление страхов у дошкольников с задержкой психического развития. Страхи у данной категории детей сохраняются длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия и негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. С помощью данной программы специалист сможет грамотно выстроить свою работу с данной категорией детей, помочь им преодолеть имеющиеся страхи, а также предупредить возникновение новых страхов.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение количества страхов у дошкольников с задержкой психического развития была опробована и явилась эффективной. Количество страхов снизилось, о чем свидетельствуют количественные данные до и после формирующего эксперимента.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 3 года до проведения формирующего эксперимента равно 5, после формирующего эксперимента равно 4. Больше всего сдвиг произошел относительно страха сказочных персонажей. В результате коррекционных занятий дети стали более адекватно относительно к негативным сказочным персонажам. Дети уяснили для себя, что они существуют только в сказках и в реальной жизни не могут причинить им никакого вреда. Характерными практически для всех детей, остались страхи животных и насекомых, однако уровень этих страхов снизился. Дети поняли, что если вести себя осторожно, то ничего плохого с ними не произойдет. В целом количество страхов снизилось на 24%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 4 года до проведения формирующего эксперимента равно 6,2, после формирующего эксперимента равно 5,1. После проведения коррекционных занятий дети избавились от страха сказочных персонажей. Страхи страшных снов, темноты и одиночества снизились, однако почти у всех детей прослеживалась необходимость засыпать при свете ночника. Количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 4 года снизилось на 31%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 5 лет до проведения формирующего эксперимента равно 8,4, после формирующего эксперимента равно 6,5. Больше всего сдвиг произошел относительно страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети поняли, что в темноте нет никаких «чудовищ», а все звуки и шорохи можно легко объяснить. Показатели страха нападения остались прежними, дети боятся незнакомых людей, которые могут напасть на них и причинить вред их здоровью. В целом количество страхов снизилось на 23%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 6 лет до проведения формирующего эксперимента равно 11,1, после формирующего эксперимента равно 7,6. После проведения коррекционной программы дети смогли преодолеть страхи огня и пожара. Они поняли, что если аккуратно обращаться с огнем и делать это в присутствии взрослых, то беды не произойдет. Существенный сдвиг был отмечен относительно страха животных. Для дошкольников с задержкой психического развития это очень важно, так как этот страх является инфантильным т.е. соответствует более младшему возрасту и способствуетпсихическому неблагополучию ребёнка.Количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 6 лет снизилось на 23%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 7 лет до проведения формирующего эксперимента равно 12,2, после формирующего эксперимента равно 7,4. Больше всего сдвиг произошел относительно страхов войны и боли. Дети поняли, что обстановка в нашей стране спокойная и им ничего не угрожает. Однако  наряду с этим, практически для всех детей характерным остался страх смерти. Как до проведения коррекционной программы, так и после, дети боятся собственной смерти и смерти родителей. Наличие данного страха можно объяснить тем, что процесс смерти является очень ярким для детей, поэтому чтобы побороть его им требуется время. В более старшем возрасте этот страх начнет снижаться.В целом количество страхов снизилось на 38%, что позволяет говорить о более высокой эффективности данной программы с дошкольниками 7 лет по сравнению с другими дошкольниками с задержкой психического развития

В результате коррекционных занятий дети научились более адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, у детей сформировался навык релаксации. Подводя итог, можно сказать, что снижение количества страхов у дошкольников с задержкой психического развития возможно с помощью методов игровой коррекции, арттерапии и сказкотерапии.

Список литературы:

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.СПб.: Питер, 2001. – 278с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
  3. Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями) // Медицинская психология в России, № 6, 2011. – С. 12-17.
  4. Хватова М.В., Ледовская Ж.А. О страхах у детей с ограниченными возможностями и их коррекции // Вестник ТГУ, №1, 2003. – С. 22-25.[schema type=»book» name=»ДИНАМИКА СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»В статье представлены данные исследования по изучениюдинамики страхов детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияв сравнении с нормально развивающимися сверстниками.» author=»Тиховская Мария Юрьевна, Лаптева Надежда Витальевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found