Современная отечественная публицистика так же часто отзывается эмоциями на происходящее в политике и социуме России, как и рефлексией. Эмоциональная реакция таких материалов вербально выстраивает суггестивный образ у читателя. Этот образ в свою очередь, оживлённый как рефлексией, так и эмоциями публицистов, центрирует вокруг себя картину мира, создаваемую автором. Возникает своеобразный эффект мифологизации России, поскольку вербальные образы, к которым обращаются авторы, чаще всего религиозно-мифологизирующего характера. Это можно увидеть в материалах ниже.
Анализ картины мира в современной публицистике и мифологизация центрального объекта, а именно образа России как актуального явления, через которое происходит генезис представлений о месте и времени, в котором мы живём, представляется интересным. Это не только неизбежное следствие процесса саморефлексии, который активно происходит в русской культуре сейчас, но и выявление реперных точек «оппозиционной» стороны русской рефлексии.
Для удобства работы с образами мы используем фрейм-анализ, который позволит разложить «на составляющие» данные образы, выявив те суггестивные образы, которые за ними скрываются, а через это — выявив ту картину мира, которую конструируют посредством данных образов.
Первый материал: С. Протасов «Хватит отливать» [3].
Таблица 1.
Репрезентация фреймов в материале С. Протасова «Хватит отливать»
фрейм | субфрейм | пример |
Современная Россия | Памятник Дзержинскому,
загаженные людьми подъезды |
«И вот теперь — памятник Дзержинскому»;
«Гадят в подъезде — козни Госдепа. Я не говорю, что их нет: наверняка добавляют мочегонное в нашу русскую кока-колу, — но вы хоть в своем подъезде не мочитесь». |
Вечная Россия | Чугунный истукан, претензия — народ-богоносец ненависть всех ко всем кара апокалипсис: вонь и мрак | «Символ садизма, гражданской войны и братоубийства встает над Россией во всей своей остолбенелой мерзости»
«Потерпите еще один лестничный пролет, гордые и несгибаемые. Если уж богоносцы, то хоть донесите до унитаза мочу».
«В железном пальто с торчащей над ней маленькой страусиной головой и козлиной бородкой, стекающей с вампирской морды, как сгусток чужой крови. Уж лучше тельцу золотому кланяться, чем чугунному всененавистнику»; «Какая разница, либерал ты или государственник, если в дискуссии у нас на всех один аргумент — ненависть к друг другу? Ненавидят все…» «Страшная кара обрушилась на мой бедный народ — эпидемия тотальной зависти и обиды. Не любим мы никого, никто нам не нужен, потому что все плохие. А мы — хорошие».
«Опомнитесь. Мрак опускается на Россию — такой густой, что найти дорогу домой можно будет только по запаху. И если вас это не беспокоит, то можете дальше мочиться в подъездах. Русский бес пахнет не серой, а сами знаете чем. И еще — на весь мир — кровью». |
Нео-средневековая картина мира | Мёртвый мир, ненависть, мрак, вонь | «Мой народ превращен в зомби…» |
Картина мира, которая в результате возникает — это увековечивание образа России — как есть, вместе со всей её деформацией. Генерализация и утверждение этого обобщённого образа вне времени. Вечный символ упадка.
Между двумя точками в пространстве — современной Россией и вечной Россией в статье — нет прослойки, какой-то границы: они перетекают одна в другую — и это видится трагедией, потому что Россия-символ — это прежде всего символ упадка и деградации, всего негативно окрашенного, а Россия в реальности, не обобщённая, не прошедшая через аналитику существует в текстах только мгновение, после которого пространство авторской рефлексии её ассимилирует и превращает в Россию-символ.
В тексте «Хватит отливать!» прослеживается триада: грех — кара — апокалипсис. К этой триаде читатель вместе с автором приходит через две заявленные в начале проблемы, два события — памятник Дзержинскому и моча в подъездах. Триада сводится к причинно-следственной связи по Достоевскому: преступление — наказание. Преступление — гордыня, зависть, ненависть, а наказание — Альцгеймер, то есть безумие.
В результате возникает своеобразная нео-средневековая картина мира, которая подразумевает грех и наказание за него в аду, где сера и бесы. Вечная метафизическая, символическая Россия застывает картиной ада, напоминающей полотна Босха и «Трудно быть Богом» Алексея Германа.
Второй материал: А. Канюков «Трагедии навстречу» [2]
Таблица 2.
Репрезентация фреймов в материале А. Канюкова «Трагедии навстречу»
фрейм | субфрейм | пример |
СМИ-депрессия | стресс | в российском обществе искусственно создана ситуация вечного стресса |
Общество в стрессе
начало падения |
Молчание, замалчивание | отмирание в России гражданского общества;
российское общество миновало точку невозврата |
Грехи | Ожесточение и деградация общества | Постоянный стресс и информационный диссонанс породили у многих нежелание и неспособность нести ответственность за происходящее в стране
Эгоизм и ориентация на удовлетворение сиюминутных потребностей убили мечту о «лучшей жизни для всех»
Мы забыли, как бороться друг за друга и совместно защищаться от несправедливости |
Страшный суд | Смерть праведников, ягнята — на убой | власть заставляет нас либо молчать, либо быть агрессивно-послушным стадом
убийство праведника, освобождение преступника, повышение цен – это лишь еще один стресс, который лишь усиливает истощение
Именно тогда молчаливых ягнят и поведут на убой |
Библейский дискурс («праведники», «молчаливые ягнята») к финалу статьи усиливает ощущение надвигающейся катастрофы. Мысль автора развивается от констатации СМИ-агрессии и мрачных прогнозов, которые являются источником постоянного стресса для общества, к перечислению грехов общества — и до предсказания Страшного суда в скором будущем («ягнят — на убой»). Апокалиптический образ усиливается словами о «смерти праведника», которая вопреки мифу не оскорбляет послушное и смирившееся общество.
Третий материал: Г. Ефремов «Дожить до востребования» [1]
Таблица 3.
Репрезентация фреймов в материале Г. Ефремова «Дожить до востребования»
фрейм | субфрейм | пример |
Рабство
безгласное подчинение пустота (недостаток чего-то или отсутствие, мертвенность, мёртвое). Мёртвая Россия |
«применительно к подлости» Салтыков-Щедрин | Но в России нет ни общества, ни народа, ни тяготения к свободе, а потому и политики нет и не может быть.
Взамен общества – общественность, а на месте народа – население |
Камертон как надежда на будущее (грядущий мир добра) и стимул жить и исправлять, бороться | Дети, внуки — будущие поколения | Мой внук – он и есть моя родина. Моя судьба и карьера. Мне больше нечего делать на свете, иначе как – хотя бы ради него – быть и оставаться собой. Такая забота. Не встраиваться в чужую шеренгу, не радеть об успехе и славе. Но – жить, чтобы не было грязно и мерзостно. Прощать виноватых. И помнить, откуда и почему они – грязь и мерзость. Противостоять. Живешь с неправедной родимой державой – держись, не сдавайся, противься. |
Ад | Неправедность, мерзость и смрад, нечистота;
болезнь (муки)
безысходность |
Я давно живу в ощущении нечистоты, среди мрака и смрада. Под восторженный рев торжествующей черни. Я сам – ее часть. Но мне все-таки стыдно. Когда они, говорящие и кричащие на одном языке со мной, сливаются в диком согласном восторге перед преступной властью… Это гнусное пугало – моя родина? Только оно и всегда оно? |
Спаситель | Я как соучастник, самообвинение, взять вину на себя | Невыносимо это гнойное тавро соучастия.
Это на мне вся невинная кровь. Насильники моего народа и черствой родной земли, соседних стран и людей – это я неизменный ваш меценат!
Мы все – массовка в этом гнусном спектакле.
И вина все равно – моя. Моими копейками вымощен ад Чечни. С моего молчаливого позволения жируют и множатся нелюди. |
Вечность как атрибут адских мук | Апелляция к классике, к литературе, к «вечным присказкам» | Ведь у них – несменяемость. Род невменяемости. С них, вроде, спроса нет. Это у них (нас) природное. Но ведь разуму непостижимо: поколение за поколением сгорает в этой всепожирающей топке. А при том »веселится и ликует весь народ». Особенная стать. |
Истинная и желаемая, живая Россия | Объединение, надежда, выход | А надо объединяться. Искать руку ближнего, взгляд встречного, вздох милосердного.
Если есть на свете какая-то живая Россия, она в напевности языка, в порыве жертвенности, в непреклонной культуре. |
Здесь предстаёт схема по позициям: неправедность, борьба, личная ответственность, жертвенность, позиция Спасителя, «чтобы не было стыдно», жизнь в аду, грех и личная вина. Библейский религиозный дискурс ещё более явный, чем во всех ранее представленных материалах. Кроме библейского дискурса есть намёки на сюжет греческих мифов — Орфей спускается в ад.
В результате перед читателем возникает мифологизированный образ России: ад, место мучений, нечистоты, смрада, неправедности и болезней, место, где нет святого, обесчещенное
Статья построена на антитезе мёртвой России, места для мучений, ад, атрибутом которого является вечность, дурная бесконечность, повторяемость, и живой России — желанного, возможного места, рая, утопии, где все поддерживают друг друга и нет несправедливости и соответственно неправедности.
Проанализированные в этой статье материалы создают образ России как народа страдающего, но по собственной вине. Народ-грешник не хочет видеть своих грехов, отказывается от покаяния и, соответственно, не получает прощения. Зло совершаемое государством, целиком ложится на этого грешника. Россия как место в этих материалах предстаёт в образе ада, испытания для своего народа.
В целом необходимо отметить, что рефлексия c с позиции несогласия с большинством, от так называемой современной «оппозиции» власти направлена в сторону мысли о покаянии, признании совершённых ошибок и преступлений, вообще признания вины за прошлое и настоящее.
Список литературы:
- Ефремов Г. Дожить до востребования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . (Дата обращения: 15.11.2015).
- Канюков А. Трагедии навстречу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.svoboda.org/content/article/27002277.html. (Дата обращения: 15.11.2015).
- Протасов С. Хватит отливать! [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.sguschenka.com/09-hvatit/. (Дата обращения: 15.11.2015).[schema type=»book» name=»ФРЕЙМ-АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ САМООБВИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ» description=»Эта статья посвящена исследованию картины мира в современной российской публицистике. Для анализа по системе фрейм-анализ выбраны три публицистических материала. В результате автор делает вывод о том образе России и русского народа, который сейчас складывается в оппозиционных российских СМИ. » author=»Касьянова Ольга Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]