Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

В настоящее время мы наблюдаем активное становление лингвоперсонологического направления, продолжающего лучшие традиции антрополингвистических исследований. К одной из важнейших проблем, разрабатываемых в рамках названного направления, можно отнести построение типологии языковой личности.

Обратим внимание на то обстоятельство, что в процессе становления носителя языка как языковой личности, наряду с другими факторами, большую, даже основополагающую, роль играет его ощущение самого себя в профессии, иными словами – профессиональная подготовка и самореализация. В этой связи выглядит закономерным получившее распространение в научных исследованиях обращение к описанию языковой личности, репрезентирующей себя в профессиональном дискурсе, – так называемой профессиональной языковой личности. Данное понятие еще нуждается, на наш взгляд, в осмыслении и типологизации. Шагом в этом направлении может стать выделение в ряду типов профессиональной личности «академической языковой личности», под которой мы предлагаем понимать профессиональную личность, сформировавшуюся в академической (научной) сфере, активно, полноценно реализующую себя в ней и способную транслировать свои профессиональные знания на большую аудиторию реципиентов.

Академическая языковая личность стала в последние годы одним из объектов изучения лингвоперсонологии. К подобным исследованиям относятся описания языковой личности ученых – представителей как гуманитарных, так и естественных наук: В. В. Виноградова [7; 17], А. Ф. Лосева [2], А. А. Реформатского [6], Д. С. Лихачева [12], Ю. М. Лотмана [11; 10; 13]; К. И. Бендера [5], В. И. Вернадского [9], Н. П. Бехтеревой [8] и др.

В настоящей статье мы представляем некоторые практические результаты наблюдений над тем, какую роль играет академическая языковая личность в современной лингвокультурной ситуации.

Прежде всего следует напомнить, что ученые (особенно – представители гуманитарных наук), посредством своих трудов, традиционно принимали непосредственное участие в формировании русской интеллигенции. Во второй половине XX века, благодаря распространению телевидения, расширились возможности для прямого воздействия на массовую аудиторию, состоящую из разных носителей речевой культуры. Академическая языковая личность тогда стала ярко проявлять себя в процессе создания текстов публицистической принадлежности (А. Д. Сахаров и др.), популяризаторской направленности (А. А. Реформатский и др.), просветительского содержания (Ю. М. Лотман и др.) и т. д. На рубеже  XX–XXI веков мы стали свидетелями изменений как в социальном, так и в лингвокультурном плане, связанных, в том числе, и с формированием в обществе нового «языкового вкуса эпохи» (В. Г. Костомаров) [4].

В 2014-2015 учебном году в российские вузы пришли те носители языка, чье становление происходило в условиях обновленной лингвокультурной ситуации.  Именно их можно, на наш взгляд, признать носителями информации о том, какую роль в современном обществе играет академическая языковая личность. Для выяснения этого вопроса мы провели лингвокультурологический эксперимент среди первокурсников, обучающихся в Башкирском государственном университете по направлениям «Химия», «Юриспруденция», «Международные отношения», которым мы предложили ответить на следующие вопросы: 1) отметить в предложенном списке (Н. А. Бердяев, Л. Н. Гумилев, В. И. Вернадский, А. А. Реформатский, Ю. М. Лотман,  А. Д. Сахаров, С. С. Аверинцев, Н. М. Шанский, Д. С. Лихачев, В. Г. Костомаров), имена тех ученых, которые знакомы  им по роду своей профессиональной деятельности; 2) назвать известные труды или обозначить круг проблем, рассматриваемых этими учеными; 3) указать источник, из которого получены знания о том или ином ученом. Из 274 участников смогли ответить на первый вопрос 198 человек; назвали труды (В. И. Вернадского, Ю. М. Лотмана, А. Д. Сахарова, Д. С. Лихачева) или их проблематику 112 человек; среди наиболее распространенных ответов на третий вопрос были «школа», «семья», несколько человек ответили «сам где-то читал или слышал».

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что в нынешней лингвокультурной ситуации влияние академической языковой личности на массовую аудиторию становится менее заметным, ограничиваясь стенами учебных заведений и конференц-залов или страницами специализированных изданий. Отметим еще одну особенность лингвокультурной ситуации, связанную с получившим распространение компетентностным подходом к обучению  языку в общеобразовательных учреждениях [15], целью которого провозглашается формирование языковой личности выпускника, обладающего лингвокультурологической компетентностью.

В связи с этим современная лингвистическая наука, обеспокоенная, по определению И. А. Стернина,  «настораживающими» тенденциями («… люди явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень речи достаточным, не требующим совершенствования» [16, с. 90]),  в качестве приоритетного направления развития определила изучение языковой личности носителя элитарной речевой культуры, или элитарной языковой личности. Особую актуальность в этой связи приобрела лингвокультурологическая проблема «Элитарная языковая личность в науке», изучение которой в рамках спецсеминара было предложено обучающимся в Башкирском государственном университете по направлению подготовки «Филология».

Участники спецсеминара получили возможность углубить имеющиеся у них знания по теории языковой личности в процессе выполнения научно-исследовательской работы, посвященной практическому описанию носителя речевой культуры, претендующего на признание элитарным.

Закономерным в этой связи стало то, что студенты в первую очередь обратились к изучению профессионального дискурса представителей науки (прежде всего – гуманитарной). Молодые исследователи подтвердили предлагаемые в настоящее время наукой пути решения лингвокультурологической проблемы «Элитарная языковая личность в науке» [5].

С одной стороны, это – написание исследовательских трудов об элитарной языковой личности ученых – представителей гуманитарных и общественных наук, деятельность которых признана успешной, в том числе благодаря их всесторонней (языковой и лингвистической, коммуникативной и речевой, лингвокультурологической) компетентности: Д. С. Лихачева, Н. А. Бердяева, А. Д. Сахарова, С. С. Аверинцева, Н. М. Шанского, Р. Г. Назирова и др. Подобные исследования имеют важную теоретическую направленность, поскольку на их основе в будущем возможно создание общей теории языковой личности представителя науки. С другой стороны, это – изучение индивидуальных личностных особенностей речевого поведения представителя науки, обусловивших эффективность его профессионального дискурса. В данном случае результаты наблюдений получат большие возможности их практического применения в условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях, направленного на реализацию компетентностного подхода: «Практическая значимость культивирования элитарной личности заключается в действенности и оптимальности ее речи, что приобретает особую значимость в условиях современного огромного информационного потока, в котором важно уловить ключевую мысль» [18].

Отметим те аспекты работы спецсеминара, которые вызывают интерес с точки зрения описания роли академической языковой личности в современной лингвокультурной ситуации.

Во-первых, в рамках выполнения собственных научных работ участники спецсеминара посчитали важным обратиться к описанию лингвокультурных концептов, наиболее ярко характеризующих познавательный и поведенческий аспекты элитарной языковой личности представителя науки. Полагаем, что несомненный  научный интерес представляют те концепты, ценностный и перцептивно-образный компоненты которых получили личностное переосмысление, то есть «единичные ЛК-концепты (лингвокультурные концепты – Л. С.)  – это, преимущественно, единицы … концептосферы определенного автора…» [1, с. 66]. Например, таким концептом может быть признана «Филология» в представлении  С. С. Аверинцева. Интересным аспектом работы в этом направлении может стать сопоставление индивидуального когнитивного пространства элитарной языковой личности и  базовых, ключевых концептов, составляющих русскую языковую картину мира. Комплексный анализ концептов на основе использования методов, предлагаемых современной лингвистикой, даст представление о месте, роли и значимости изучаемых концептов в современной лингвокультурной ситуации.

Во-вторых, участники спецсеминара осознали  необходимость в формулировании важнейших для понимания сущности академической, в том числе элитарной, языковой личности вопросов, для решения которых требуются серьезные размышления, способные привести к формированию собственного подхода к исследуемому явлению, а также – к воспитанию самого себя как языковой личности. Дискуссионными можно признать такие вопросы, как «Возможно ли в условиях современной лингвокультурной ситуации формирование элитарной языковой личности?», «Все ли критерии, предлагаемые учеными для определения элитарности речевой культуры, следует считать безусловно, обязательно реализуемыми?», «Можно ли признавать элитарным носителем речевой культуры того, кто, по восприятию окружающих, не всегда к ним уважителен, в т. ч. и в области языка?»,  «Влияет ли на признание той или иной языковой личности элитарной степень известности ее имени?», наконец, «Какова роль академической языковой личности в современной лингвокультурной ситуации?» и т. п.

В-третьих, отдельные участники спецсеминара организовали проведение наблюдений (на данном этапе – пока единичных и не в полной мере научно выверенных) над уровнем восприятия текста, созданного элитарной языковой личностью, другими носителями языка, относящимися чаще всего к иным типам речевой культуры. Это обусловлено тем, что «носитель элитарной речевой культуры – интеллектуально одаренная личность, обладающая высоким потенциалом коммуникативной компетенции, базисными составляющими которой предлагается считать языковую, предметную и прагматическую компетенции, – стремится не просто навязать собеседнику свой тезаурус, то есть дать определенное число сведений о мире, но внушить ему те ценностные ориентиры, которые он считает важными для себя и для других» [3].

И, наконец, в-четвертых, в результате научной работы в рамках спецсеминара у обучающихся сформировалось осознание возможности и далее – необходимости лексикографического описания элитарной языковой личности на материале созданных ею текстов в качестве ближайшей перспективы, связанной с полномасштабным изучением поставленной научной проблемы. Лексикографическое описание элитарной языковой личности представляется как проект высокой степени значимости: в области лингвистики – как вклад в развитие новых направлений в науке о языке, в области культурологии – как демонстрация воплощения элитарности во владении речевой культурой,  в области лингводидактики – как практическое пособие в процессе преподавания лингвистических дисциплин в образовательных учреждениях.

 В целом изучение лингвокультурологической проблемы «Элитарная языковая личность в науке» в рамках спецсеминара позволяет обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего, обучающиеся получили возможность, посредством изучения речевой деятельности академической языковой личности, составить собственное представление о профессиональном дискурсе и его особенностях в академической сфере. Далее, обучающиеся проявили неподдельный интерес к понятию «элитарная языковая личность», связав его с конкретными носителями языка, представителями российского лингвокультурного сообщества в целом и науки в частности.  Кроме того, на протяжении всей работы в рамках спецсеминара обучающиеся выражали уверенность в необходимости изучения особенностей  дискурса представителей элитарного типа речевой культуры, чтобы иметь соответствующие ориентиры в собственном речевом поведении – как в профессиональной деятельности, так и в повседневном общении.

В целом на основании наших наблюдений можно сделать предварительные выводы, нуждающиеся впоследствии в более основательном осмыслении. Академическая языковая личность, особенно – признанная элитарной, должна занимать ведущее положение в типологии профессионально ориентированных личностей, что обусловлено тем влиянием, которое она может оказать на формирующуюся личность. В процессе формирования языковой личности в ходе обучения языку, в том числе русскому, как в школе, так и в вузе, большую значимость приобретает ориентация на определенную, признанную авторитетной в данной профессиональной (научной) сфере, элитарную языковую личность. Возможно, роль академической языковой личности в современном обществе стала менее заметной, но более значимой, так как знание ее имени и трудов может расцениваться как показатель уровня владения речевой культурой тем или иным членом лингвокультурного сообщества. Таким образом, названная лингвокультурологическая проблема представляется нам исключительно актуальной, поэтому в дальнейшем мы полагаем целесообразным расширение круга рассматриваемых вопросов, связанных с описанием академической языковой личности выразителей образцового, эталонного уровня владения речевой культурой и их роли в формировании лингвокультурной ситуации.

Список литературы:

  1. Воркачев С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 5. – С. 64-74.
  2. Дружинина В. В. Лингвориторические параметры идиостиля как выражение менталитета языковой личности ученого (А. Ф. Лосев): дисс. … канд. филол. наук. Сочи, 2004. – 215 с.
  3. Карабулатова И. С. Эволюция русской речевой элитарной культуры на сломе эпох: XVII–XXI вв. [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 23.09.2014).
  4. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999. – 320 с.
  5. Кочеткова Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дисс. … докт. филол. наук. Саратов, 1999. – 53 с.
  6. Крысин Л. П. Вспоминая Реформатского // Общественные науки и современность. 2008. № 3. – С. 151-155.
  7. Кузнецова Л. Н. Языковая личность ученого-филолога В. В. Виноградова как носителя элитарной языковой личности [Электронный ресурс]. URL: htpp:// www.forum.aspu.ru/viewtopic.php?f=51&t=2841 (дата обращения: 20.08.2012).
  8. Кузьмина Е. М. Н. П. Бехтерева как языковая личность: субъективная модальность в научном повествовании // Мир русского слова. 2011. № 2. – С. 58-63.
  9. Курьянович А. В. Языковая личность ученого – носителя элитарной речевой культуры (на материале эпистолярного дискурса В. И. Вернадского) // Сибирский филологический журнал. 2010. № 1. – С. 188-197.
  10. Лаппо М. А. Кого можно назвать носителем элитарной речевой культуры? // Русская речь. 2014. № 4. – С. 67-72.
  11. Парсамова В. Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах (на материале писем Ю. М. Лотмана): дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 2004. – 223 с.
  12. Романова Т. В. Языковая личность Д. С. Лихачева как элитарная языковая личность русского интеллигента (на материале книги Д. С. Лихачева «Воспоминания») // Мова. 2006. № 11. – С. 12-18.
  13. Салимова Л. М. Перспективы изучения Ю. М. Лотмана как элитарной языковой личности: лингвокультурологический подход // Вестник Череповецкого университета. 2014. № 8 (61). – С. 98-102.
  14. Салимова Л. М. «Элитарная языковая личность в науке» как лингвокультурологическая проблема // Актуальные вопросы в научной и образовательной деятельности: сб. научных тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф.: В 11 ч. Ч. 11. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания ЮКОМ», 2014. – 164 с. – С. 84-85.
  15. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10–11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009. – 127 с.
  16. Стернин И. А. Отношение носителей языка к речевой культуре // Мир русского слова. 2004. № 3. – С. 88-90.
  17. Федорченко И. А. Метафорическая и метатекстовая константы языковой личности академика В. В. Виноградова: дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2002. – 246 с.
  18. Шилова Н. В. Совокупность моделей языковой личности как единое личностное образование [Электронный ресурс]. URL: https://www.vash-psiholog.info/volna/222/18604-sovokupnost-modelej-yasykovoy-lichnosti-kak-edinoe-lichnostnoe-obrazovanie.html  (дата обращения: 23.09.2014).[schema type=»book» name=»АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ» author=»Салимова Лира Марселевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found