До сих пор многие вопросы, касающиеся сущности и структуры финансовой системы в отечественной и зарубежной науке, остаются дискуссионными. Особенно актуальной эта проблема становится в процессе преподавания финансовых дисциплин. Попытаемся представить собственную трактовку этих положений.
Финансовая система связана с такими категориями как финансы и финансовые отношения. Разделяя положения классической теории финансов, под финансами мы будем понимать совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для целей расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей.
Субъектами финансовых отношений могут быть: государство, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства. Финансовые отношения по своей природе являются распределительными, поскольку распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам, которые формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве [5, с. 22]. Формирование и использование фондов денежных средств – это то, что отличает финансовые отношения от других экономических отношений с использованием денег. Например, купля-продажа товаров не выражают финансовые отношения, так как здесь происходит обмен эквивалентов.
Термин «финансовая система» является понятием общеупотребительным в теории финансов. Однако содержание финансовой системы и ее структура остаются в значительной степени дискуссионными.
Значительная часть авторов, финансовую систему рассматривают, прежде всего, как совокупность определенных сфер и звеньев финансовых отношений[14, 15, 16], отмечая, что «финансовая система – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений» [21, с.232] и фактически сводят финансовую систему лишь к финансовым отношениям, объединенным в сферы и звенья. Наиболее общее определение содержится в учебнике «Финансы» под редакцией Л.А. Дробозиной – «финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуется и используются фонды денежных средств» [17, с.54].
Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка под финансовой системой понимает совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов
[21, с.73]. Здесь вызывает сомнение – может ли категория, как наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий [26], быть видом финансовых отношений и тем более распределять и использовать денежные средства.
Особая позиция у авторов учебника под ред. В. Ковалева, которые рассматривают финансовую систему как «форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта» [18, с.11]. Необходимо заметить, что не все данные отношения относятся к разряду финансовых. В другом учебнике под редакцией В. Ковалева под финансовой системой понимается форма организации стоимостных отношений между всеми субъектами финансовых отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта [20, с.21].
Существуют и более оригинальные, хотя и менее распространенные, точки зрения на определение финансовой системы, например, как «совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве» [1, с.32], или «совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению» [27]. В этом случае не представляется возможным выделить тот специфический признак, который отличает финансовую систему и элементы, входящие в нее, от других систем и категорий.
Специфическим подходом отличаются некоторые авторы, представители, разделяющие два понятия – финансовую систему и систему финансов. Если под системой финансов они понимают совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды [24, с.36], то финансовая система включает субъекты и объекты управления, в том числе органы, осуществляющие управление финансовыми отношениями [6, с.25]. На наш взгляд, это ведет к излишнему усложнению категориального аппарата.
Таким образом, финансовая система, понимаемая в узком смысле слова, представляет собой совокупность финансовых отношений, образующих сферы и звенья.
Следует отметить, что и по вопросу о структуре финансовой системы в специальной литературе нет единого мнения. Финансовые отношения выступают основой финансовой системы. Можно согласиться с мнением, что первым классификационным признаком в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами [15, с. 28]. Другим признаком деления можно считать уровень централизации финансовых ресурсов, формируемых в каждой сфере.
В самом общем виде финансовая система страны состоит из двух сфер: сферы государственных и муниципальных финансов (в которой финансовые ресурсы образуются у различных органов государственной власти и местного самоуправления) и сферы негосударственных финансов (в которой финансовые ресурсы образуются и используются у хозяйствующих субъектов и домохозяйств). Сферы финансовых отношений, в свою очередь подразделяются на структурные подразделения более низкого порядка — звенья.
Сфера государственных и муниципальных финансов обладает особыми способами организации финансов, порядка образования и использования финансовых ресурсов. Данные ресурсы формируются централизованно и используются органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления своих функций – политических, экономических социальных. Деятельность этих органов оказывает влияние не только на финансовую систему, но и на все сферы общественной жизни, и является объективно необходимой в любом современном государстве, в том числе в РФ. Сфера государственных и муниципальных финансов, в свою очередь подразделяется на звенья, к которым относятся финансы федерального уровня, финансы регионального уровня (финансы субъектов федерации) и местные (муниципальные финансы).
Государственное, а затем муниципальное хозяйство исторически стали первыми сферами, в которых возникли финансовые отношения и, следовательно, сами финансы. По мере развития финансовых отношений, в последние были вовлечены и негосударственные субъекты. Как справедливо отмечается В.В. Ивановым — «в ХХ веке понятие «финансы», которое ранее ассоциировалось с государственным, муниципальным хозяйством, со способами, методами его формирования и использования, стало применяться и в отношении хозяйствующих субъектов» [1, с.15]. Практически все авторы включают финансы хозяйствующих субъектов в качестве звена в состав финансовой системы.
В тоже время по вопросу об участии домашних хозяйств в финансовых отношениях такого единства среди исследователей нет. Одна группа авторов считает, что существуют финансы домашних хозяйств, которые входят в сферу негосударственных финансов финансовой системы страны [8, с.238; 9, с.20; 21, с.77;] и «играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны» [20, с.22-23].
Другие авторы не включают финансы домашних хозяйств в финансовую систему[10, с.26; 13, с.83; 15, с.36; 17, с.60; 24, с.37], хотя в условиях рыночной экономики и легитимности частной формы собственности они способны создавать значительную часть финансовых ресурсов страны. Через бюджеты домашних хозяйств проходит существенная часть валового внутреннего продукта. По нашему мнению, финансы домашних хозяйств являются самостоятельным звеном сферы негосударственных финансов наряду с финансами хозяйствующих субъектов.
Сфера негосударственных финансов включает финансовые отношения, которые позволяют обеспечить непрерывность деятельности хозяйствующих субъектов и жизнедеятельности членов домохозяйств денежными средствами. Финансовые ресурсы формируются и используются ими децентрализованно, что обусловлено особым способом организации финансов этих субъектов.
Каждая сфера играет определенную роль в финансовой системе страны. Основная роль в формировании финансовых ресурсов страны принадлежит такому звену как финансы организаций. В результате деятельности организаций (прежде всего, коммерческих) создаются товары, оказываются услуги, образуется прибыль, что обеспечивает социально-экономическое развитие общества. Сфера централизованных финансов осуществляет перераспределение ранее сформированных финансовых ресурсов между социальными группами, территориями и отраслями экономики.
Сферы и звенья финансовой системы РФ тесно связаны друг с другом и осуществляют постоянное взаимодействие. Так, взаимодействуют между собой такие звенья, как финансы федерального уровня, финансы субъектов федерации и муниципальные финансы в процессе межбюджетных отношений. В сфере негосударственных финансов осуществляются финансовые операции между субъектами хозяйствования. Взаимодействие осуществляется и между сферами финансов, например, при уплате налогов в бюджеты и страховых взносов во внебюджетные фонды хозяйствующими субъектами и населением, при поучении бюджетных кредитов и социальных трансфертов. Таким образом, финансовая система включает элементы, которые не только являются самостоятельными и выполняют определенные функции, но и связаны с другими элементами постоянными и неразрывными связями. Разрыв этих связей может привести к кризису не только финансовой системы, но и всей экономики.
Некоторые авторы считают, что в финансовую систему входит финансовый (фондовый) рынок [11, с.37; 22, с.12; 23, с.45], хотя последний не обладает всеми признаками системы (подсистемы), например, признаками целостности, организованности. Кроме того, возможно существование финансовой системы и без финансового рынка – например, финансовая система СССР и других социалистических стран.
По нашему мнению, финансовые отношения, могут носить как рыночный, так и нерыночный характер. Те финансовые отношения, которые в своей совокупности образуют финансовую систему, относятся в большей части к нерыночным, и осуществляются, преимущественно, через бюджетную систему. Перераспределение здесь осуществляется через налоги, государственные и муниципальные заимствования, денежные перечисления хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам и, как правило, носит обязательный, закрепленный законодательством, характер. Другая часть финансовых отношений, отражающих перераспределение денежных средств на добровольной, рыночной основе, осуществляется на финансовом рынке.
Совершенно особую позицию занимают некоторые иностранные ученые. Так, известный американский экономист Дж. К. Ван Хорн считает, что «финансовая система состоит из целого ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам» [25, с.64]. Той же точки зрения придерживаются З. Боди и Р. Мертон: «Финансовая система включает в себя рынки, посредников, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения» [3, с.62]. Следовательно, основными составляющими финансовой системы в данном случае выступают рынки и учреждения, предоставляющие финансовые услуги на рыночной основе домохозяйствам, фирмам и правительствам, т.е. сферы и субъекты финансовых отношений. Данный подход разделяется и отдельными российскими учеными [10, с.26]. Недостатком его, на наш взгляд, является то, выступая в отрыве от других аспектов и применяясь как самостоятельный, он не учитывает реальной роли государства в перераспределении значительной части финансовых ресурсов страны. Справедливости ради следует отметить, что, по мнению ряда авторов, помимо классической теории финансов существует и неоклассическая теория, представители которой считают, что сферой действия финансов является не только стадия распределения воспроизводственного процесса, но и стадия обмена [2, с.29-31].
Вряд ли целесообразно включать в состав финансовой системы в качестве самостоятельного звена и страховые отношения, как считает ряд ученых [5, с.23; 16, с.14-15; 23, с.41], поскольку страховые фонды создаются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, домашними хозяйствами и уже входят в состав соответствующих сфер и звеньев.
Весьма малопродуктивным также представляется включение кредитно-банковской системы в состав финансовой системы [10, с.28], поскольку в этом случае стирается различие между содержанием таких категорий как «деньги», «кредит», «финансы» и на первый план выходит только денежная форма экономических отношений. Кроме того, кредитно-банковская система является относительно замкнутой и выполняет специфические функции, отличные от тех, которые выполняет финансовая система. Более логичной в этой связи выглядит точка зрения И.Н. Мысляевой, которая полагает, что финансово-кредитная система включает две подсистемы — финансовую и кредитную [9, с.20], хотя детального обоснования данной структуры автор не приводит.
В процессе осуществления финансовых отношений, их участниками не просто используются денежные средства, но образуются денежные фонды, с помощью которых формируются, распределяются и используются денежные средства, денежные доходы и накопления государства и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Денежные фонды, обеспечивающие финансовые отношения становятся, по сути, финансовыми фондами.
Финансовый фонд представляет собой часть денежных средств субъектов финансовых отношений, которая отделяется от других для заранее определенного, целевого использования. В структуре финансовых фондов можно выделять расходную и доходную части. Положительным результатом деятельности фонда, как правило, является превышение величины доходов над расходами. Фонды могут существовать как в наличной, так и в безналичной форме. Централизованные фонды формируются органами государственной власти и местного самоуправления. Они представлены бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами, резервными фондами и пр. Децентрализованные фонды формируются хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
Многие отечественные авторы рассматривают финансовую систему и как совокупность финансовых (финансово-кредитных) учреждений страны [4, с.107; 12, с.76; 19, с. 110]. Причем совокупность финансовых ведомств образует аппарат управления финансовой системой. Это представляется вполне обоснованным, поскольку органы управления финансами, осуществляющие управление финансовыми отношениями, находятся в неразрывном единстве как субъект с объектом, и это единство органически присуще финансовой системе. Так, на федеральном уровне управление финансами осуществляется: Президентом РФ; Федеральным собранием РФ; Правительством РФ; Министерством финансов РФ и находящимися в его ведении федеральными службами, Центральным банком РФ; Счетной палатой РФ и др.
Таким образом, структура финансовой системы России в широком ее понимании должна включать:
- совокупность финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта;
- совокупность денежных фондов, с помощью которых формируются, распределяются и используются денежные средства, денежные доходы и накопления государства и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и домохозяйств;
- систему органов управления финансами.
Финансовая система не является застывшей, она может и должна изменяться с учетом изменения внешней среды, задач и целей финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов.
Список литературы
- Балабанов А., Балабанов И. Финансы: учеб. пособие. СПб: Питер, 2002. – 192 с.
- Балакина Р.Т., Горловская И.Г., Иванова Л.Н. Очерки истории финансов. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – 208 с.
- Боди З., Мертон Р. Финансы. М.: Вильямс, 2007. – 584с.
- Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 502 с.
- Галицкая С.В. Финансы. Конспект лекций: учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2007. – 336 с.
- Горловская И.Г. Финансы: курс лекций. Ч. 1. Омск: Омск. Госуниверситет, 2002. – 208 с.
- Денежно-кредитная и финансовая системы: учебник / под ред. М.А. Абрамовой и Е.В. Маркиной. М.: Кнорус, 2014. – 448 с.
- Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с.
- Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
- Нешитой А.С. Финансы: учебник. М.: Издательско-торговая. корпорация «Дашков и К°», 2005. – 512 с.
- Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.
- Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 283 с.
- Федулова С.Ф. Финансы: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.
- Финансы: учебник / под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. – 431 с.
- Финансы: учебник / под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2004. – 504 с.
- Финансы: учеб. пособие / Ю.Я.Вавилов и др. М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2004. – 243 с.
- Финансы: учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: Финансы и кредит, 1999. – 527 с.
- Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.
- Финансы / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Экономистъ, 2003. – 682 с.
- Финансы: учебник / Белозеров С.А., Бродский Г.М., Горбушина С.Г. и др. / Под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2010. – 928 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 639 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. Н.Ф.Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2002. – 301 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Сенчагов А.К., Архипов А.И. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 720 с.
- Финансы и кредит: учебник / Под ред. Романовского М.В., Белоглазовой Г.Н. М.: Высшее образование, 2005. – 575 с.
- Хорн Ван Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996. – 791 с.
- https://ru.wikipedia.org\wiki\Категория (значения).
- www.mabico.ru/lib/1986.html[schema type=»book» name=»ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ» description=»В теории финансов и практике преподавания финансовых дисциплин отсутствует единое понимание содержания финансовой системы и ее структуры. В данной статья сделана попытка сформулировать понимание финансовой системы в рамках классической теории финансов. Обосновывается подход к структуре финансовой системы и ее составляющие с применением формально-логического и критического анализа. » author=»Белозеров Игорь Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]