Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В.



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В. // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Архитектура. ; ():-.

Промышленная революция и массовое производство 19 века стали толчком новой волны урбанизации. Естественный прирост населения в Европе и возрастающая эмиграция в США[4], а также необходимость подготовки кадров технических специальностей стали толчком для переосмысления  не только градостроительной политики в целом,  но и осознания роли образования в быстро развивающемся обществе.

К началу ХХ века в США и Европе заметно увеличивается не только количество университетов, но и количество студентов в каждом университете. Возникает необходимость расширения существующих зданий университетов  и строительство новых университетов  в плотной городской структуре или в пригородах крупных городов (по примеру американского университета-кампуса). Постепенно формируются  новые принципы проектирования университетов, соответстующие быстро развивающемуся обществу.  Меняются градостроительные принципы развития городов и здания университетов играют важную градостроительную роль в  архитектуре ХХ века.

К 20 веку уже сформировалось несколько типов университетов.  В первую очередь это классический исторический кампус в плотной городской застройке  города, возникший еще в 12 веке.  Первые здания университетов в Болонье, Париже и других городах западной Европы исторически формировались в центральной части города и имели важнейшее градообразующее значение. Это городские кампусы локального типа (по классификации  Пучкова М.В.)[2]

С развитием научного прогресса роль их не изменилась, но последовало расширение и преобразование существующих зданий. Так историческое здание Сорбонны было построено архитектором Жаком Лемерсье в 1642 г. На протяжении  более 3 веков в здании размещались все факультеты Парижского университета и Латинский квартал – студенческий городок, сформированный вокруг здания Сорбонны – был центром студенческой жизни города. Только в 1970 г. Сорбонна была разделена на 13 университетов, здания которых находятся в других кварталах Парижа и его пригородах. Возник новый тип университета – кампус рассредоточенного типа (по классификации Пучкова М.В.)[2].

Преобразование университетов началось в США, затем переместилось в Англию, позже в Германию и Францию. В первую очередь это связано с реформами в образовании, стремлением повысить уровень образования и уменьшить влияние церкви.

В США в 1862 г был подписан акт Моррилла (Morrill Act) согласно которому создавался новый тип университетов – негосударственные. Правительством выделялись земли для строительства университетов в основном вблизи небольших городов. С градостроительной точки зрения эта модель университета является противоположной европейскому, исторически сложившемуся Городу-университету. Как правило, территории университетов  находились вдали от крупных городов и занимали значительное пространство. К таким университетам можно отнести Виргинский университет, основанный в 1817 г. В 1865 г. был открыт Массачусетский технологический институт, который в будущем стал моделью для учебных заведений подобного типа в США.

К тому времени в США уже существовал ряд городских университетов, построенных по европейскому образцу. Так, в 1636 г. был основан Гарвардский колледж, а затем Йельский колледж (1701г.), колледж в Нью-Джерси (1746 г.), колледж Филадельфии, ставший впоследствии  Пенсильванским университетом (1755 г.) и др. Однако, существующие университеты, обучающие в основном элиту и зависящие от церкви, не могли предложить подготовку техническим специальностям, на которые остро возник спрос после промышленной революции.

В Англии после промышленной революции возникла потребность в строительстве новых университетов в связи с возникновением новых направлений образования. К так называемому второму поколению университетов можно отнести инженерные университеты, построенные в Дурхаме (1832), Лондоне (1836), Манчестере (1851), а также «Королевский колледж искусств» в Лондоне (1837) и «Институт науки и технологий» в Манчестере (1824). К концу века строятся крупные университеты в Ливерпуле (1900), Бристоле (1909) и других городах Англии. Следует подчеркнуть, что в  Лондоне университеты строились по периметру городского кольца, что позволяло им иметь обширные территории для развития. В Вене новые университеты располагали внутри кольца значимых общественных зданий, таких как опера, театр и музей.  В Париже также строили университеты за чертой города на свободных территориях, но большее внимание уделяли реконструкции существующих исторических зданий университетов. Это отразилось на развитии университетов в 20 веке. Университеты США и Англии развивались быстро, не испытывая недостатка в территории. Университеты же Парижа были в упадке т.к. здания были малы, что не позволяло вместить достаточное количество студентов. Также они располагались в плотной жилой застройке, что не позволяло строительство новых корпусов.

Уже к концу века в Англии начали строить «Greenfield universities» по примеру американских университетов-кампусов. Первым стал колледж в Салфурте, построенный в 1896 году в пригороде Манчестера. Он занимал 14 гектар. Колледж специализировался на науке и технологиях.

К концу 19 в. во Франции существовало 16 университетских городов (Париж, Тулуза, Гренобль, Бордо и д.р.). Следует выделить классификацию не отдельных университетов, а городов, в черте которых они находились. Так существуют традиционные города-университеты (Aix-de-Provence). Они представляют собой средневековый город среднего размера с исторически сложившимся кампусом в центральной части. Париж и Лион относят к крупным университетским городам, где существует развитая сеть университетов, колледжей и лицеев. Существуют также пригородные кампусы университетов, обособленные от города (Орлеан) и новые кампусы университетов, встроенные в центральную часть города (Авиньен).

Промышленная революция дала толчок для усложнения типологий университетов. Однако существуют общие тенденции, присущие университетам всех стран: расширение существующей территории университета путем строительства новых корпусов, а также вынос территорий новых университетов за городскую черту.

Литература

  1. «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» Издание в 2 томах. А.В. Иконников, Москва 2002 г.
  2. «Архитектура университетских кампусов» Пучков М.В.
  3. Интернет-ресурс history.vuzlib.su
  4. Интернет-ресурс www.geographyofrussia.com/zapadnaya-evropa-demograficheskij-obzor
  5. “Campus Landscape. Functions, forms, features.” Richard P.Dober
  6. «Urbanisme univesitaire a l’etranger et en France» Pierre Merlin, Paris 1995[schema type=»book» name=»ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ СЕР. 19 В.» description=»Статья посвящена исследованию градообразующей роли университетов под влиянием развития науки и техники в сер. 19 в. Выявлено усложнение типологий университетов, а также закономерности развития университетов США и Европы.» author=»Кашко Ольга Леонидовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-26″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk slot gacor
404: Not Found