Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Благодаря их проведению можно сопоставить данные предоставленные налогоплательщиком в налоговый орган с теми фактами, которые были выявлены в результате налоговой проверки.

В статье 87 Налогового кодекса РФ [1] прописаны виды налоговых проверок. А также в п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [2], говорится о  предоставлении права осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Законодательно закреплен порядок проведения налоговых проверок, а также правильное оформление ее результатов. (Ст. 89 и 100 НК РФ). В статьях 82, 87 НК РФ закреплены формы налоговых проверок. К ним относятся: камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения налогоплательщика. В обязанности налогоплательщика входит обеспечение налоговым органам, которые осуществляют выездную налоговую проверку, условий для ее проведения и  ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Также если имеется  необходимость, то возможно проведение инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые налогоплательщик использует  для извлечения дохода либо которые связанны с содержанием объектов налогообложения.

Нужно отметить тот факт, что инициатором выездной налоговой проверки может быть только руководитель налогового органа  или его заместитель, которые в последствие выносит соответствующее решение по проведению данной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка начинается с принятия решения о ее проведении налоговым органом, осуществляющим проведения проверки. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать в себе проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности, виды налогов, по которым проводится проверка, фамилия и инициал лиц осуществляющих проверку с указание должности и классного чина (п.2 ст. 89 НК РФ).

Основной целью проведения выездной проверки является проверка правильности исчисления и уплаты налогов. Здесь речь идет об установлении ошибок  налогоплательщика, которые впоследствии смогли привести к неправильности исчисления налогов или переплате их. Если в момент проверки были установлены факты переплаты налогоплательщиком налогов, то налоговый инспектор обязан указать в акте наличие данной ошибки.

Налоговый кодекс РФ предусматривает сроки проведения выездной налоговой проверки. Условно их можно разделить на максимальное количество налоговых периодов и ее продолжительность.

Выездная налоговая проверка может проверить период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих тому году, в котором было вынесено решения о проведении данной налоговой проверки. К примеру, решения о проведении налоговой проверки было вынесено в 2014 году, то проверка может охватывать период с 2011 — 2015 г.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев по общему правилу. Но в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех месяцев, а в самом крайнем случае и до шести месяцев. Основания для продления сроков проведения выездной налоговой проверки  устанавливаются приказом ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ). К сожалению, понятие «исключительный случай» является оценочным. И Налоговый кодекс РФ и приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ не имеет четких критериев определения понятия исключительного случая, а лишь только указывает перечень иных обстоятельств, что указывает на возможность продления срока выездной налоговой проверки.

К ним относят: длительность проверяемого периода; объем проверяемых документов; количество налогов и сборов, по которым назначена проверка; количество осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности; разветвленность организационной структуры; сложность технологических процессов [3, с. 66]. И каждый налоговый орган сам определяет исключительный случай по каждой конкретной ситуации.

Стоить обратить внимание на ограничения, предусмотренные статьей 89 НК РФ для налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки.

К первому ограничению стоит отнести ограничение по месту проведения выездной налоговой проверки. В п.1 ст. 89 НК РФ прописано, что выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Но есть исключение из этого правила. Если налогоплательщик не имеет возможности предоставления налоговому органу помещение для проведения налоговой проверки, то налоговый орган имеет права провести её по месту нахождения самого налогового органа.

Ко второму ограничению относится, ограничение по количеству налоговых проверок. В п.5 ст. 89 НК РФ говориться о том что, налоговые органы не вправе проводить две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. А также налоговым органам запрещается проводить в отношении одного и того же налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может быть принято  решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

К третьему ограничению относим ограничение по периоду проверки. В п. 4 ст. 89 НК РФ прописано, что во время проведения проверки  может быть проверен период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении данной проверки налоговым органом.

Четвертое ограничение — это ограничение по  самостоятельной проверке филиалов или представительств. В п.7 ст. 89 НК РФ четко прописано о том, что налоговый орган не имеет вправо проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. А также налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, не имеет право проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Пятое ограничение состоит в ограничении  длительности проверки. В п.6 ст. 89 НК РФ говорится о том, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Шестое ограничение, на которое стоит обратить внимание это ограничение предмета выездной налоговой проверки. В п. 1 ст. 105.17 НК РФ говорится о том, что предметом выездной проверки не может быть контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Итак, в ст. 89 НК РФ строго прописаны ограничения по поводу проведения выездной налоговой проверки. Но также в этой статье есть много фраз, которые указывают на исключения для данных ограничений. Что в свою очередь порождает много спорных моментов относительно правильности проведения выездной налоговой проверки.

Рассмотрев основные ограничения налоговых органов относительно проведения выездной налоговой проверки, стоит обратить внимание на некоторые полномочия налоговых органов, в пределах их компетенции.

Анализирую судебную арбитражную практику относительно вопроса связанного с методом проведения выездной налоговой проверки можно сказать, что, к примеру, в решении ВАС РФ от 11.06.2010 по делу № ВАС-5180/10, в каждом конкретном случае налоговый орган, проводящий проверку, самостоятельно определяет метод проведения проверки. В данном деле оспаривались положения Приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, в том числе, которые предусматривают указание в акте выездной налоговой проверки метода проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошного или выборочного) [4]. Однако, нигде нет закрепленного на законодательном уровне методов проведения выездных налоговых проверок. В самом решении о проведении налоговой проверки не указано, каким методом будет руководствоваться налоговый орган при проведении проверки. Налогоплательщик узнает об этом только лишь в акте, а этот акт составляется по окончанию самой проверки. Что в последствие может негативно сказаться на результате самой проверки.

Таким образом, мы рассмотрели основные моменты, связанные с проведение выездной налоговой проверки, которая на наш взгляд является самой эффективной для обнаружения и пресечения налоговых правонарушений.

 Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СПС Консультант Плюс.
  2. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  3. Гришина О.П. Вопрос-ответ // Налоговая проверка. 2014. № 2. С. 66 — 67.
  4. Долгополов О.И. Выездная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС КонсультантПлюс. 2013.[schema type=»book» name=»СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ» author=»Правдина Маргарита Игоревна, Позднякова Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found