Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ( 1993 – 2011 гг.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ( 1993 – 2011 гг.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

После распада СССР и обретения Казахстаном государственной независимости возникла острая необходимость ее конституционно-правового оформления, поскольку содержание Конституции тогда еще Казахской ССР 1978 г. уже не соответствовала сложившимся политическим и экономическим реалиям. После продолжительной работы специальной комиссии был опубликован текст новой Конституции суверенного Казахстана, которая была принята Парламентом Республики Казахстан 28 января 1993 г. По мнению, Н. Калишевой, это был исторический правовой акт, совершенно по-новому определивший государственный и общественный строй Казахстана [6, с.44-45].

Конституция Республики Казахстан 1993 года содержала следующие новеллы:

— в преамбуле использована формула «казахская государственность», означавшая признание политического самоопределения казахской нации;

— провозглашение республики Казахстан «как формы государственности самоопределившейся казахской нации», как демократического, светского и правового государства;

— утверждение, что «народ Казахстана является единственным источником государственной власти Республики»;

— признание принципа разделения государственной власти на три ветви и положение о том, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти «взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (например, институты относительного вето Президента, преодоление вето Президента, отставки Президента, отставки Кабинета Министров в целом и каждого его члена в отдельности, досрочного освобождения члена Кабинета Министров от должности Президентом по предложению Верховного Совета. Хотя следует отметить, что система сдержек и противовесов не позволяла полностью реализовать принцип разделения власти);

— введение института президентства, переход на парламентскую систему;

— признание политического плюрализма в форме многопартийности;

— признание приоритета свобод и прав человека и гражданина;

— признание частной собственности с разрешением свободы экономической деятельности;

— признание двойного гражданства [7].

Конституция Республики Казахстан 1993 года решила три важнейшие задачи:

1) юридически оформила независимость государства;

2) легитимировала Казахстан как независимое государство в международном сообществе;

3) утвердила в стране, в ее общественно-политической и правовой сферах ряд таких институтов, которые до того были либо практически неведомы нашему обществу, либо были известны в искаженном «реальным социализмом» виде [10].

Одновременно с этим, Конституция 1993 г. не устранила множества появившихся проблем.  Во-первых, неопределенной  оставалось форма правления и государственного устройства: является ли она президентской или парламентской республикой? Во-вторых, как считает С. Зиманов, объявление Президента главой государства и гарантом Конституции Республики Казахстан не сопровождалось автоматическим закреплением конституционных принципов и прав, определяющих содержание функции и ответственность высшей власти: не был установлен порядок роспуска Парламента, назначения новых выборов в условиях кризиса, а Парламент не был наделен полномочием отречения Президента от должности в случае совершения преступления или потери морального права занимать этот высокий пост [5, с.206]. В-третьих, компетенция правительства была определена в общих чертах, при этом допущена двойственность его положения – ответственность Кабинета Министров перед Президентом и подконтрольность Верховному Совету по вопросу исполнения законов; закрепление двоевластия по вертикали и раздвоения регионального правления: с одной стороны, Верховный Совет как высший представительный орган, Советы в регионах, а с другой, учреждаемое Президентом исполнительное правление на местах в лице глав администраций. В-четвертых, принцип разделения власти не сопровождался конституционным механизмом преодоления противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти [1, с.155].

В связи с отмеченными недоработками Конституции 1993 г. появилась необходимость коренного изменения Основного Закона, но не путем внесения поправок и изменений, а на основе создания новой Конституции. С этой целью в мае 1995 г. был создан Экспертно-консультативный совет при Президенте республики.

Новая Конституция Республики Казахстан, более адекватно отвечавшая реалиям суверенного развития Казахстана, была принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме.

Конституция Республики Казахстан 1995 г. закрепила норму о единстве  государственной власти в республике и ее осуществлении в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующие между собой на основе системы сдержек и противовесов, обеспечивающей политическую стабильность в стране.

Согласно статье 1 Конституции,  «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»  [8].

Конституция 1995 г. провозгласила Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

Президент является главой государства и исполнительной власти. Полномочия главы государства: 1) организационные – созыв первой сессии Парламента; определение структуры правительства, образование, упразднение и реорганизация центральных органов; международные переговоры; образование Совета безопасности, Высшего судебного совета и др.; 2) кадровые – по согласованию с Парламентом назначение на должность премьер-министра, председателя Национального банка; назначение на должность и освобождение от должности членов правительства, министров обороны, иностранных дел, внутренних дел и др. (по представлению премьер-министра); 3) законодательные – подписание представленных Сенатом законов; возвращение законопроектов для повторного обсуждения и голосования; принятие законов, в случае делегирования ему Парламентом законодательных полномочий; издание указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории республики, и др.; 4) чрезвычайные полномочия – введение чрезвычайного положения вплоть до применения Вооруженных сил после консультаций с премьер-министром и др. (ст. 44-45) [8] .

Конституция 1995 г. закрепила положение, что Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.  Понятие «Парламент» впервые официально было закреплено в Конституции Республики Казахстан 1995 г.

Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. 7 депутатов Сената назначаются президентом республики на срок полномочий этой палаты. Мажилис состоит из 77 депутатов, из которых 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей, 10 – избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа (п.2-3 ст.50) [8].

Парламент на совместном заседании палат: 1) по предложению президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;2) утверждает республиканский бюджет и отчеты правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и др.; 3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента республики; 4) дает согласие на назначение президентом премьер-министра республики, председателя Национального банка и др. (ст.53) [8].

К исключительному ведению Сената относится:  избрание и освобождение от должности по представлению президента республики председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, принятие их присяги;  дача согласия на назначение президентом республики генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности;  досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством республики;  делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета республики и т.д. (ст.55) [8].

К исключительному ведению Мажилиса относится:  принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;  подготовка предложений по возражениям президента республики на законы, принятые парламентом;  объявление очередных выборов президента республики;   выдвижение обвинения против президента в совершении государственной измены  и др. (ст.56) [8].

Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – пять лет (ст.50) [8].

Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;  2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;  3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;4) организует управление государственной собственностью; 5) вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; 6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов и др. (ст.66).

Судами республики являются Верховный суд республики и местные суды, учреждаемые законом (ст.75) [8].

Местное государственное управление осуществляется местными представительными (маслихаты) и исполнительными органами.  Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года (ст.85).

К ведению маслихатов относится: утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;  решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;  рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;  заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата и др. (ст.86) [8].

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории (ст.87) [8].

Конституция 1995 г. создала новое конституционное право, в соответствии с которым в Казахстане прочно утвердилась президентская форма правления.

На ее основе был принят ряд основополагающих конституционных законов, которые закрепили продвижение Республики Казахстан по демократическому пути к правовому государству и рыночной экономике.

В связи с дальнейшим экономическим, политическим и социальным развитием Республики Казахстан, в действующую Конституцию 1995 г. вносились поправки и дополнения. Конституционные реформы в Казахстане были проведены в 1998, 2007 и 2011 годах.

Конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» в 1998 г. внес поправки и дополнения в 19 статей Основного Закона и к Указу Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»: 1) изменены сроки полномочий Президента (7 лет вместо 5 лет), депутатов Сената и Мажилиса (5 лет); 2) в Мажилис, состоящий из 77 депутатов, были добавлены десять мест. Депутаты на эти места должны были избираться на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа, что, несомненно, способствовало усилению роли политических партий; 3) установлен высокий семипроцентный избирательный барьер для политических партий; 4)  расширены полномочия Парламента; 5) закреплена ответственность членов правительства перед Парламентом; 6) отменена необходимость участия в выборах не менее 50% избирателей, чтобы они были признаны состоявшимися; 7) введен институт присяжных заседателей и др. [3].

Новая конституционная реформа, обусловленная глубокими экономическими, политическими, социально-культурными изменениями внутри страны, была проведена в 2007 г. В своем выступлении  16 мая 2007 г. на совместном заседании  палат Парламента Республики Казахстан «Новый этап демократизации Казахстана – ускоренное развитие свободного демократического общества» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес на  рассмотрение депутатов Парламента проект Закона об изменениях и дополнениях в Конституцию страны [4], который и был принят Парламентом 21 мая 2007 г.

Это событие, по мнению Еркинкожа кызы Индиры, ознаменовало собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана, вызвало положительный резонанс у отечественной и международной общественности [1, с.156].

Согласно конституционным изменениям, в действующую Конституцию были внесены новые поправки и дополнения. Во-первых, полностью закреплена пропорциональная избирательная система при выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан. В итоге, «в систему высших государственных органов были встроены основные элементы многопартийности, созданы основы для интеграции государственной системы и партийных механизмов формирования Мажилиса Парламента Республики Казахстан» [6, с.45-46]. Это должно было  существенно усилить, как позиции политических партий в процессе принятия решений на государственном уровне, так и межпартийную конкуренцию.

Во-вторых, расширены полномочия Парламента, увеличена численность его депутатов, изменен порядок избрания и основания прекращения их мандата. В-третьих, произошло укрепление статуса Парламента за счет введения новой процедуры формирования правительства и упрощение контрольных механизмов законодательной ветви по отношению к исполнительной ветви власти. Так, была введена норма об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедура консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Усиление прерогатив Парламента при подборе и назначении членов Кабинета министров стало означать не только усиление персональной ответственности исполнительной власти, но и усиление гражданской ответственности за свой электоральный выбор. В-четвертых, Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте. Такое право создало уникальный прецедент гарантированного представительства этнических интересов в Парламенте Казахстана. Право на ее формирование закреплено за Президентом. В-пятых, снят запрет на слияние общественных и государственных институтов и на государственное финансирование общественных объединений. В-шестых, ограничены пределы применения смертной казни, санкционирование ареста и содержания под стражей только судом. В седьмых, изменены отдельные нормы, регламентирующие деятельность судебной и правоохранительной систем, местного государственного управления и самоуправления и др. В-восьмых, «произошло завершение процесса формирования основ системы государственной власти, сочетающей как строгую исполнительскую вертикаль, так и обеспечение прав населения на широкое участие в процессе государственного управления. В частности, об этом свидетельствовал принцип назначения областных и городских акимов с согласия маслихатов соответствующего уровня, а также упрощенная процедура выражения недоверия акиму маслихатами [9, с.195-196].

В феврале 2011 г. была проведена новая конституционная реформа (третья по хронологии). 2 февраля 2011 г. был  принят  Закон Республики  Казахстан  «О внесении дополнений в Конституцию Республики Казахстан» [10]  о том, что внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом (новый пункт 3-1 статьи 41 Конституции Казахстана). Главная цель этого закона – установление конституционных основ для проведения внеочередных президентских выборов  в стране.

В  соответствии с Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые Конституционные законы Республики Казахстан» в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

В целом конституционные изменения 1998, 2007 и 2011 гг. привели к формированию новой конструкции государственного устройства, в которой четко отражен принцип конституционализма (разделения и взаимоконтроля ветвей государственной власти), а также существенно усилен принцип народного суверенитета. В то же время каждый этап конституционного законодательства, подводя итоги предшествующему развитию, определяет качественно новый период в истории развития казахстанской государственности и отражает утверждение новых концептуальных положений на пути демократического развития Республики Казахстан.

Список литературы:

  1. Еркинкожа кызы Индира. Этапы конституционного реформирования в Республике Казахстан // Вестник КРСУ. 2008. Том 8. – № 2.
  2. Закон Республики Казахстан от 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // Казахстанская правда.
  3. Закон Республики Казахстан от 21.05.2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 22.05.2007.
  4. Закон Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 403-IV «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 03.02.2011. – № 38-39.
  5. Зиманов С. Конституция и Парламент Республики Казахстан. – Алматы, 1996.
  6. Калишева Н. Этапы становления и развития конституционного законодательства в Республике Казахстан // Вестник КНЮА. Бишкек,2012. – № 2.
  7. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 1993.
  8. Конституция Республики Казахстан 1995 г. – Алматы,1995.
  9. Медеуова Д.Т. Новый этап конституционной реформы Республики Казахстан// Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Международная научная конференция. Москва, 22-23 ноября 2007 г. – М.,2007.
  10. Тусупова А. Историко-правовой анализ развития конституционного законодательства Республики Казахстан // type=»book» name=»КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ( 1993 – 2011 гг.)» description=»Рассматривается основные аспекты конституционной реформы в Республике Казахстан с 1993г. по 2011г.» author=»Исраилова Саадат Шамильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-21″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found