Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ.



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ. // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Политическая и правовая системы  тесно взаимосвязаны между собой. И как известно на природу и сущность  права  существенное  влияние  оказывает власть. Изучение  взаимосвязи  политической и правовой  систем вызвано необходимостью лучшего понимания природы политической системы.

Политическая система общества по мнению  Грачева М.Н.  представляет собой целостную и упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества. Это конкретно-историческая форма взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними.[2]

Подвергаясь в процессе своего непрерывного развития политическая система  прямому воздействию со стороны  права и других социальных норм, постоянно оказывает на них обратное влияние, что потдверждает   ее относительную  самостоятельность.  А значит политическая система общества  выполняет  следующие функции: во-первых определение  политических целей и их  закрепление  в политических документах; во-вторых   использование  политики и власти для выражения воли народа через право, закон; в-третьих  регулирование  социально-политической  деятельности  общества;  в –четвертых   воздействие на  политические  процессы через  использование информации, принятие и реализацию политических решений; в –пятых  достижение необходимого соответствия политических и правовых норм; в-шестых  вовлечение и приобщение   членов общества к политической  жизни, иначе говоря политическая  социализация. Выполнение  вышеуказанных  функций порождает  эффективность функционирования политической системы, но надо иметь в виду, что эти функции  в свою очередь, могут  развиваться либо  терять свое значение. Если  подобные  изменения не происходят, то политическая деятельность  государства формализуется, в результате  приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В развитых  демократических государствах  политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях устанавливаются прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением,  что предотвращает какие либо конфликты.

Как нам известно политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[1] Также политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политическогосознания  общества, характер политического участия. Политическая система являясь  одной  из частей всей  общественной системы, взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, составляющей    ее в целом. Приоритетное  положение политической системы в этой структуре определяется ведущей организационной и регулятивной  ролью самой политики. В этой связи для определения  характера связи правовой и политической систем можно выделить два подхода.

Первый подход  подчеркивает такой момент, как ограниченность возможностей права в развитии общественных отношений. При этом обосновывается самостоятельность  права по отношению к политической системе и государству. По данному подходу  четко свою  позицию выразил  В.О. Мушинский, который отвел действию права исключительно область частных интересов. Он заявил, что политика — это сфера формирования общей воли, а право — сфера отношений индивидов, не зависимых от их коллективных образований с самостоятельной волей и стоящими за ними особыми интересами .[5]

В соответствии  этой точки зрения правовую и политическую системы объединяет лишь то, что  они в равной степени обусловлены  общественно-экономическими условиями. По идее  же право и правовая система противопоставляются  политической системе  и политическому, то есть государственному  регулированию, между этими двумя социальными институтами искусственно создается  противоречие, при таком подходе они  показывают  собой разные, не связанные между собой, стороны общественной  жизни.  Политические и правовые явления противопоставляются  как явления, выполняющие принципиально разные социальные роли  в общественных отношениях, провоцирующие  объективную тенденцию к столкновению. Таким образом, сущностью права, выступает  коллективная  воля , территориальная  и даже индивидуальная. Тем самым правовое начало помещается в сферу частной, а не общественной жизни. Подобное определение  правовой системы без основания  разъединяет ее с политической властью и политической системой, отводя последним лишь роль силы, расчищающей путь праву. Перемещение источника  права от политической власти в область отношений отдельных субъектов не способствует раскрытию сложной  связи права, политики и государства.

Согласно второму подходу политическая система в лице своего основного элемента  — государства, выступает как непосредственная правообразующая сила. Данный подход  наиболее ярко выразился в тезисе, что «государство выражает свою волю в норме права» .[4] Сторонники данной позиции полагают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления, а государственная власть имеет конститутивное значение для самой природы права как особого институционального образования.[6]  Таким образом основная роль в обеспечении функционирования права придается деятельности государства. Источником права здесь выступает политическая деятельность, которая, кроме правовой, выражается не только в правовой но   и в других формах, например организационной. Логическим  завершением  такой позиции является рассмотрение права как,  государственно-политического регулятора общественных  отношений.

Присущими  чертами   данного подхода  на  взаимодействие  политической и правовой систем являются, во-первых, признание приоритета политической системы над правовой в жизни  общества; во-вторых, понимание роли правовой системы как производной от государственной власти, так  как характер и особенности правовой системы определяются государством как основной  политической силой общества; в-третьих, правовое регулирование рассматривается, прежде всего, как средство осуществления  политики.

При таком  подходе к соотношению политической и правовой систем упор делается на воздействие государства как ведущего элемента политической системы, на право.  Испытывая   на себе значительное влияние, в некоторых случаях даже   давление  политической системы, правовая система  не является зависимой  от нее. Она в некоторой  степени самостоятельна, что выражается в ее активности, воздействии со своей стороны на политическую систему. Это проявляется  прежде всего, в следующих моментах: а) закреплении  политических прав граждан; б) закреплении конституционного строя, государственного устройства и формы правления, организации высшей власти; в) правовое  регулирование статуса политических и общественных организаций; г) регламентации политического процесса.  Ограничивая  государственную власть,нормы права обязывают  ее признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности, допуская их ограничение  только в  предусмотренных законом  случаях. С их помощью  устанавливая  формы и методы реализации прав гражданином, обществом и государственной властью.  А значит, правовая система через закрепление политических прав и свобод  граждан может воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, а также иных субъектов политической системы, то есть на политическую сферу общественных отношений в целом.  Путем закрепления  права общественных объединений, правовая система определяет  границы и условия их деятельности как субъектов политической системы. Особые требования установлены к таким общественным объединениям, как политические партии. Правовая система формирует правовые рамки  и правовую основу функционирования политических и общественных организаций как элементов политической системы.

Многие  ученые-правоведы полагают, что политические партии могут рассматриваться как активные участники правотворческого процесса и законодательной инициативы. По этому поводу В.Н. Карташов, выражает  следующее мнение участниками правотворческой практики выступают также «отдельные лица, их объединения и организации (политические партии и т.п.), которые так или иначе содействуют правотворческим органам при подготовке проекта нормативного акта, его обсуждении, доработке и т.д.».[3] В этом процессе  архиважную  роль играет правовая регламентация политического процесса.

Политический процесс, будучи способом функционирования политической системы общества, служит целям ее сохранения и деятельности. В этом случае  правовой системе отводится роль,  обеспечения  благоприятных условий  для наиболее эффективной деятельности  политической системы. Иначе говоря,  деятельность политической системы  напрямую взаимосвязана  с функционированием правовой системы. Так как именно правовая система  обеспечивает  правовую основу  функционирования политической  системы государства.

  Список использованной литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 160.
  2. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. С. 20;
  3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1. Ярославль, С. 249.
  4. Марксистско-ленинская общая теория государства и право. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 410.
  5. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Советское государство и право. 1988. № 2. С. 4
  6. Общая теория права и государства /под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.79.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ.» description=»В данной статье автор с помощью правовых и политических понятий раскрывает взаимосвязь правовой и политической систем. Также автор раскрывает место и роль как правовой, так и политической систем в данной взаимосвязи. В статье раскрываются такие понятия как право, правовая система, политическая система.» author=»Кольсариева Назира Шаршенбековна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found