Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ОБОСНОВАНИЮ КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ОБОСНОВАНИЮ КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве открывают новые возможности по обеспечению конкурентных преимуществ  стран участниц ЕАЭС на глобальных рынках, повышению уровня жизни населения, реализации полного комплекса прав человека, принятых в соответствии с документами ООН в современном мире.

Выстраивание правовой основы межгосударственных отношений между странами участницами во многом будет определяться  морально-нравственной общностью, религиозными традициями, правовыми системами стран, системами технического и экономического регулирования. Эти факторы являются определяющими с точки зрения эффективности интеграционной деятельности.

Одно из ключевых направлений в создании экономического союза является создание правовых механизмов, обеспечивающих взаимопроникновение инновационных технологий, разработок, которые будут открывать возможности для модернизации всех сфер жизни в том числе,  промышленности, энергетики, транспорта, ЖКХ.  Базовым элементом такой деятельности является эффективность конкурсных правоотношений, возникающих между субъектами деятельности включая инвесторов, заказчиков, подрядчиков, разработчиков инновационных технологий и пользователей инфраструктуры и открывающих возможность для эффективной реализации контрактов.

Для успешной реализации принципов и правового механизма  эффективных экономических взаимосвязей необходимо преодолеть местническое региональное правовое мировоззрение и создать универсальный механизм, позволяющий направлять бюджетные средства, используемые в государственных и муниципальных закупках, в эффективные проекты роста сообщества через закупки. Эта не простая проблема, являющаяся характерной для всех сфер права, проявляется и в конкурсных отношениях. Как отмечал, Алексеев С.С. «Словом, действующий специфический местническо-хозяйственный интерес постоянно блокирует кажущуюся четкой систему обязывающих правовых средств, прерывает ее, преграждает ей путь к ожидаемым результатам» [1, с.250].

Анализ правоприменительной практики в области реализации контрактных отношений, реализуемых по различным законодательным и нормативно-правовым актам стран-участниц ЕАЭС, показывает, что более 63% инвестиций в инфраструктурные проекты приходится на государственный сектор. Эту долю также могут увеличить компании, различных организационно-правовых форм с государственным участием. В этих условиях становится очевидным, что в основе межгосударственной правовой системы ЕАЭС, должен лежать межгосударственный акт, обеспечивающий в первую очередь эффективность конкурсных и контрактных отношений в государственном секторе.

В настоящее время возможность участия компаний, стран-участниц определяется национальными законодательствами, регулирующими закупочную деятельность, а также бюджетным законодательством стран-участниц и подзаконными актами, определяющими процедурные вопросы и уточняющими  положения действующего законодательства.

С точки зрения унификации законодательства о закупках требуется ориентироваться на эффективные модели, позволяющие на основе показателей экономичности и результативности разработать прозрачные, работоспособные с точки зрения конкурентного права процедуры. В основу таких межгосударственных механизмов могут быть положены национальные законодательные акты и стандарты, показавшие на практике свою эффективность.

Создание законодательной основы, как унифицированной правовой платформы в сфере закупок на глобальных рынках ЕАЭС подразумевает формирование модели конкурсного отношения, в его классическом понимании, которое было положено  Иоффе О.С. Правоотношение, как таковое следует рассматривать в контексте прав и обязанностей субъектов. Так, Иоффе О.С. отмечал «Именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения» [2, с.28].

Степень обоснования и регулирования таких правоотношений в странах участницах неодинакова.  Наиболее разработанным в этой сфере правовым механизмом в странах ЕАЭС является контрактная система,  вступившая в силу в РФ с 1 января 2014г. Одновременно с другими законодательными и нормативно-правовыми, подзаконными актами, сводами правил организаций и предприятий различных форм собственности, осуществляющих закупки для собственных нужд в соответствии в РФ  контрактная система образует правовую базу для регулирования конкурсных отношений на всех этапах планирования, осуществления, контроля и оценки закупки.

Анализ правоприменительной практики действующих законодательных, а  также  подзаконных актов, входящих в систему в целом  показывают её эффективность. Но в связи с тем, что система разрабатывалась как универсальная правовая модель, подходящая ко всем видам закупаемых товаров, работ, услуг имеются коллизии, связанные, как правило, со сложными закупками, обладающие специфическим качествами.

Вместе с тем, градостроительная сфера и её неотъемлемая часть – проектные работы, требуют особого подхода при обосновании такого конкурсного правоотношения. Такое правоотношение в градостроительной сфере является базой  развития различных проектов в смежных отраслях экономики. Чижов С.В. отмечал, что «В свою очередь в структуре закупок существенная часть, более 57% приходится на закупки в области изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений различного назначения. Это обуславливается тем, что эта сфера деятельности обеспечивает создание всей инфраструктуры  промышленности, транспорта, энергетических объектов, зданий и сооружений жилищного, общественного назначения» [4, с.184].

Отсутствие регламентированного правового механизма приводит к наличию целого ряда юридических коллизий и конфликтов, связанных как с градостроительной сферой, так и затрагивает качественные стороны смежных отраслей экономики.

Так, например наибольшее количество правовых коллизий возникает при проведении закупок, которые реализуются проведением цепочки самостоятельных процедур на последовательные этапы жизненного цикла одного объекта. К таким закупкам относятся в первую очередь объекты строительного комплекса, проходящие через этапы технико-экономического обоснования, территориального планирования, инженерных изысканий, проектирования, разработки рабочей документации, авторского надзора и строительства.

 В этой части проявляются коллизии, возникающие в результате несогласованности законодательства в области градостроительной деятельности в результате чего, некоторые процедуры, заложенные в контрактной системе, остаются неработоспособными (процедура двухэтапного конкурса в области инженерных изысканий и проектирования).

 Кроме того, остаются  не решёнными коллизии, связанные с участием малого и среднего бизнеса в закупках для государственных и муниципальных нужд.  Так,  например, обеспечение заявки и контракта, предоставляемое для таких компаний предусматривается в соответствии с действующим законом на одинаковых условиях, что и для крупного бизнеса, как правило, в виде финансового обеспечения. Вместе с тем, использование для этих целей страховых механизмов существенно снизило нагрузку на бизнес и позволило создать экономико-правовые основы для развития целых сегментов рынка, в которых такие организации осуществляют деятельность. В связи с этим требуется разработка и принятие  подзаконного акта.

Остаётся дискуссионным вопрос относительно использования электронных форм закупки, в частности электронного аукциона. При проведении этой процедуры часто уполномоченный орган, ориентируясь на финансовую составляющую, подчас не соблюдает прозрачность процедур, делающих невозможным общественный контроль и оценку достоверности представляемых предложений в связи с несовершенством информационного обеспечения, не нормированного законодательно. Что особенно важно для технически сложных объектов,  остаются не решёнными правовые коллизии, связанные с несоответствием максимальной цены контракта, определяемой по нормативной базе и ценой, возникающей в результате минимальных стоимостных предложений участников размещения.

Это может приводить к невыполнению требований отраслевого законодательства, как например, в  строительной деятельности, когда демпинг служит причиной  снижения качества всех этапов жизненного цикла и невозможности получения конечного объекта закупки, обладающего наилучшими конечными свойствами.  Такой подход может обуславливать цепочку правовых коллизий, связанных с исполнением требований, а также отраслевых законодательных и нормативно-правовых актов и сделать не результативной закупку.

Вместе с тем, совершенствование правовых механизмов тендерных процедур на основе лучших практик государств-участников могло бы снять все коллизии, связанные с несоответствием отдельных законодательных актов и создать правовую основу для взаимной интеграции в части повышения качества жизни и реализации прав граждан.  Этого можно достичь путём разработки правового механизма, регулирующего конкурсное правоотношение, разрабатываемого применительно к объекту закупки, с учётом всех элементов правоотношения, включающей нормативную привязку, субъектный состав, характер юридических действий, отражаемых в содержании и структуре правоотношения.

Такой подход позволит идентифицировать и учесть требования, возникающие не только в рамках различных отраслей права, но и различия в правовых системах стран участниц в рамках регулирования одного и того же объекта. Как было отмечено в статье Кабанова А.А., Чижова С.В. «Применительно к правоотношению методология системного анализа может основываться на выделении объекта и субъекта исследования, определении факторов, влияющих на них, взаимосвязей и закономерностей, установлении содержания, структуры, функций элементов, их идентификации в существующих отраслях права и их институтах» [3, с. 28].

Унификация правовых механизмов в области закупок в рамках ЕАЭС позволит подойти к снятию барьеров и несоответствий, препятствующих интеграционным процессам, поскольку потребует взаимного признания отдельных норм права, исходя из целевых задач ЕАЭС. В этой связи могут быть решены назревшие вопросы трудового, миграционного законодательства, унификации систем образования и другие вопросы.

Создание правовой основы ЕАЭС, в которой принципы равных возможностей, конкуренции, инноваций дают импульс к развитию Союза является актуальной задачей. Правовое обоснование конкурсных, контрактных отношений в этой системе носит базисный фактор. Страны постсоветского пространства в этой связи имеют интеграционные преимущества, по отношению к странам дальнего зарубежья по причине общности подходов  при построении правовых систем независимых государств, во многом сохранивших базис плановой системы и экономической специализации. Этими преимуществами необходимо воспользоваться с учётом новых реалий.

Выводы:

  1. Разработка универсальной правовой модели государственных и муниципальных закупок ЕАЭС позволит создать условия для повышения экономической эффективности проектов, реализуемых на территории стран-участниц, и будет способствовать повышению качества жизни граждан и конкуренции экономик на глобальных мировых рынках.
  2. Правовая модель конкурсного отношения должна выстраиваться на основе классического подхода к формированию правоотношения и затрагивать весь его элементный состав, в зависимости от содержания и специфики объекта закупки.
  3. Универсальный характер правовой модели закупок в экономическом пространстве ЕАЭС позволит минимизировать возникновение возможных юридических коллизий и конфликтов, возникновение которых связано как с различиями в правовых системах стран-участниц, так и особенностями государственного регулирования государственных и муниципальных закупках в этих странах.

Список литературы:

  1. Алексеев С.С., Теория права, монография, издательство «БЕК», — издание 2-е, переработанное и дополненное, Москва, 1995 – 320с
  2. Иоффе О.С.,Шаргородский М.Д., Вопросы теории права, монография, Госюриздат, Москва 1961 — 381 с.
  3. Кабанов А.А., Чижов С.В., О структуре и содержании правоотношения, Ленинградский юридический журнал, №4 (42), 2015 – с.19-29
  4. Чижов С.В., Анализ правоприменительной практики в сфере проектной и строительной деятельности, сборник Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования, научные чтения, посвящённые памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Фёдоровича. 2014. — с. 182-186[schema type=»book» name=»К ОБОСНОВАНИЮ КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС» description=»Статья посвящена проблеме правового обоснования закупок в рамках ЕАЭС. Способом решения проблемы является универсальная правовая модель закупок, закреплённая на межгосударственном уровне. Результатом её применения может явиться возможность использования инновационных решений в экономиках государств-участников Союза, улучшающих качество жизни.» author=»Чижов Сергей Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found