Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
МИНИСТР МОЖЕТ! – МЫСЛИ ВСЛУХ ПО ПОВОДУ ОДНОГО ОТЧЕТА | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МИНИСТР МОЖЕТ! – МЫСЛИ ВСЛУХ ПО ПОВОДУ ОДНОГО ОТЧЕТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МИНИСТР МОЖЕТ! – МЫСЛИ ВСЛУХ ПО ПОВОДУ ОДНОГО ОТЧЕТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В Санкт-Петербурге в 2015 г. опубликован исследовательский отчет[1] о формировании «криминальной статистики», причин ее искажения и путей реформирования. Работа, проведенная при содействии Комитета гражданских инициатив, Института проблем правоприменения и Европейского университета в Санкт-Петербурге, заслуживает высокой оценки. Она актуальна – Газета.ru опубликовала статью «Они посчитали убийства. Как правоохранительные органы искажают статистику преступлений»[2], где дается положительная оценка этому отчету.

Давая высокую оценку проделанной работе, позволим высказать несколько соображений по этому поводу[3].

  1. О том, что статистические данные правоохранительных органов не являются полными и в ряде случаев умышленно искажаются известно практически всем криминологам. Об этом говорится в отчете, и приводятся обоснованные ссылки. Нельзя не согласиться с тем, что это мешает проведению криминологических исследований и адекватной оценке криминальной ситуации в стране.

Однако, авторы отчета не говорят о том, что это болезнь всей статистической отчетности, а не только статистики правоохранительных органов. Разве, например, достоверна статистика о безработных? Ведь многие граждане, потеряв работу, просто не встают на учет в соответствующий государственный орган, обеспечивающий занятость населения. В то же время, отсутствие достоверных сведений о числе безработных граждан в стране не позволяет оценить их криминальный потенциал. Это также мешает проведению криминологических исследований. И таких примеров много.

Авторы обоснованно указывают на основную причину этого явления – оценку эффективности деятельности правоохранительных органов на основе статистических показателей. Между тем, в настоящее время происходит повсеместное внедрение «палочной» системы оценки деятельности тех или иных министерств и ведомств. Научные, медицинские работники и др. каждый квартал уделяют много рабочего времени на самообследование, чтобы показать свой «рейтинг». К примеру, «рейтинг» научных работников все чаще оценивается по числу публикаций и участию в различных научных мероприятиях. При этом можно всего за 1,5 тыс. руб. принять участие в заочной международной конференции (плюс одна «палка»), при этом будет опубликована статья на 8-10 стр. (плюс вторая «палка»). Одновременно можно сделать ссылки на статьи своих знакомых, а они на тебя (еще плюс «палки» в индекс цитирования). Число соавторов может быть до трех («палки на троих»). При некоторой активности можно поднять свой «рейтинг» до уровня нобелевского лауреата.

Еще один пример. Рассмотрим статистические данные о регистрации преступлений в начале 90-х годов прошлого века. Во время становления новой Российской государственности не уделялось столько внимания оценке деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы регистрировали даже те преступления, перспектива расследования которых была мало вероятна. И до конца 1992 г. темпы роста числа преступлений, уголовные дела о которых приостановлены, превышали темпы роста числа предварительно расследованных преступлений (рис. 1).

А с 1993 г., когда Российская Федерация стала президентской республикой, руководство МВД стало демонстрировать свои «успехи» в расследовании преступлений. В результате число зарегистрированных преступлений стабилизировалось на уровне 2,7 млн. за год. Но как видно из рисунка 1 этот «успех» достигнут за счет искусственного уменьшения числа зарегистрированных преступлений, перспектива расследования которых была мало вероятна. В то же время реальная преступность, как это следует из динамики числа предварительно расследованных преступлений, росла вплоть до 1996 г.

Рис. 1. Динамика числа зарегистрированных, расследованных преступлений,
а также преступлений, уголовные дела о которых приостановлены.
Российская Федерация. 1991 – 1997 гг.

Таким образом любая система, включающая в себя совокупность статистических показателей, реагирует на внешние факторы. В случае необходимости улучшения тех или иных показателей начинают применяться соответствующие способы воздействия на всю их совокупность.

Вывод надо делать более широкий: надо осудить палочную систему по всем ведомствам. Как хороший учитель без ЕГ может оценить своих учеников, так и хороший руководитель знает сильные и слабые стороны своих подчиненных. А если нет, то надо искать достойных руководителей министерств и ведомств…

  1. Авторы отчета для устранения практики искажения статистической информации в качестве реформирования системы предлагают создать независимое статистическое ведомство.

Представляется, что это самый простой, но дорогой путь с необязательным успехом. Результат может не оправдать целей и задач реформы. Примером подобной реформы может служить создание ФСКН России в отдельное ведомство.

В 2002 г. Указом Президента Российской Федерации от 24.09.2002 № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ»[4] был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России. Однако лишь в 2003 г. Указом Президента России от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»[5] указанный комитет был преобразован в отдельный орган исполнительной власти и в его полномочия включено противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.[6] С этим связано некоторое «замешательство» при перераспределении обязанностей правоохранительных органов по осуществлению борьбы с незаконным оборотом наркотиков в 2002-2004 гг. По данным о числе выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в период с 2002 по 2006 гг. можно судить о «цене» этой реформы (рис. 2).

Если до реформы выявлялось около 240 тыс. таких преступлений, то в 2002 – 2005 гг. было выявлено значительно меньше преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (189,6 тыс. в 2002 г.; 181,7 тыс. в 2003 г.; 150,1 тыс. в 2004 г. и 175,2 тыс. в 2005 г.). И только в 2006 – 2007 гг. правоохранительные органы вышли на дореформенный уровень числа зарегистрированных (и соответственно расследованных) преступлений. С учетом относительной стабильности преступности в сфере незаконного оборота наркотиков правоохранительные органы должны были выявлять около 230 – 240 тыс. таких преступлений. В таком случае можно считать, что не учтено 180 – 200 тыс. преступлений.

Рис. 2. Динамика числа выявленных правоохранительными органами
преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Одновременно нужно отметить тот факт, что по-прежнему больше половины преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выявляется сотрудниками органов внутренних дел, причем доля их участия в выявлении и последующей регистрации преступлений из года в год растет[7]. В 2011 г. ими выявлено 129 690 преступления, что составляет 60,2% от всех зарегистрированных наркопреступлений; в 2012 г. – 137 099 (62,6%), в 2013 – 147 260 (63,6%), в 2014 – 162 836 (64,2%)[8]. Сотрудники органов ФСКН России регистрируют в среднем лишь треть преступлений данного вида. И речь идет уже не о ведомственном искажении статистики, а о целесообразности создания целого ведомства.

Нелишне будет вспомнить выделение из МВД России налоговой полиции в качестве самостоятельного ведомства и последующая его ликвидация (сколько потрачено денег на эксперимент?). Здесь же отметим, что после ликвидации налоговой полиции часть ее сотрудников была переведена на работу в ФСКН России, где они столкнулись с несвойственной им спецификой деятельности, что не могло не сказаться на работе Службы.

  1. Авторы предлагают введение электронного учета с момента поступления сообщения о преступлении. Целесообразно в перспективе организовывать работу правоохранительных органов с параллельным использованием двух носителей: бумажного и электронного. Положительный опыт такой работы имеется, например, в некоторых ведомственных медицинских учреждениях. Наличие электронного носителя, как при приеме заявлений, так и в других сферах правоохранительной деятельности позволит автоматически (без участия человека) в режиме «онлайн» создавать любые статистические базы. При этом будут исключен ручной труд формирования статистических карточек первичного учета.

Человеческий фактор, влекущий за собой множество непреднамеренных ошибок, должен учитываться. К примеру, в форме отчетности № 455[9] ГИАЦ МВД России за 2014 г. в разделе 4 (Сведения о преступлениях, сопряженных с насильственными действиями, а также количестве потерпевших по преступлениям данной категории) строка 12 (в отношении беременной) в графе 2 (преступления, по которым имеются потерпевшие) отмечено 260 таких преступлений. А в графе 3 (из них женщин) – 234. Значит в 2015 г. зарегистрировано 26 преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении беременной, и по этим преступлениям имеется потерпевший, но не женщина. А кто? Все просто: в статистической карточке не отметили пол (женский), а значит, он автоматически считается мужским. В то время, как состояние беременности  в карточке отмечено.

Ручное заполнение статистических карточек очень трудоемкая работа. Об этом очень подробно сказано в исследовательском отчете – глава 2,. И появление подобных ошибок весьма вероятно. Именно поэтому внедрение автоматизированной системы учета может способствовать сокращению числа таких искаженных сведений.

  1. Авторы исследуют лишь проблемы в МВД России. В то же время нельзя изучать их в отрыве от общероссийских проблем. Например, в Информационном письме[10] Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» со ссылкой на решение Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) говорится о необходимости принятия мер о недопущении нарушений Конвенции при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, Генеральная прокуратура признает факт нарушения прав человека по конкретному случаю, рассмотренному в Гааге. Это закономерная реакция Генеральной прокуратуры Российской Федерации на решение ЕСПЧ. Однако, эти «нарушения» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности неоднократно были рассмотрены судами Российской Федерации и признаны законными. В подобном случае, было бы целесообразно проанализировать все решения ЕСПЧ и устранить в российском судопроизводстве имеющиеся недостатки, отмеченные им. И эта работа в будущем может привести к резкому сокращению числа обращений в этот ЕСПЧ.
  2. И главное. Представляется, что Руководство Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и МВД России могут улучшить учетно-регистрационную дисциплину.

Следует отметить, что улучшением учетно-регистрационной дисциплины можно значительно уменьшить искусственную часть латентной преступности (преступления, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, но не учтенные по той или иной причине официальной статистикой). В рецензируемом отчете на стр. 49 приведены данные о том, что искусственная латентность составляет около 2 млн. преступлений. Наши исследования[11], основанные на «ущербной» статистике, показали, что в настоящее время в поле зрения правоохранительных органов попадает около 4 млн. деяний, имеющих признаки преступления. Так как официально зарегистрировано порядка 2 млн. преступлений, то результаты наших исследований совпадают с данными, приведенные в отчете.

В этой же работе[12] показано, что совместными усилиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России за два года (2005-2006) искусственная часть латентной преступности уменьшилась на 1 млн. В 2004 г. было зарегистрировано 2,894 млн. преступлений, а в 2006 г. – 3,855 млн.

Кроме того, анализ динамики ежемесячного числа зарегистрированных преступлений в Москве за 1996 – 2007 гг. показал: если в 1996 – 1999 гг. в Москве ежемесячно регистрировалось около 6 тыс. преступлений, то благодаря усилиям начальника ГУ МВД России по г. Москве и мера столицы это число за 2001 – 2005 гг. было увеличено в три раза (рис. 3). В 2005 г. в Москве каждый месяц регистрировалось около 18 тыс. преступлений.

Рис. 3. Динамика числа зарегистрированных преступлений. Москва.

Из рисунка 3 видно, что система «сопротивлялась» этому росту. Но в 2006 г., когда Генеральная прокуратура Российской Федерации и МВД России усилили контроль за регистрацией преступлений в стране, на динамике преступности в Москве это практически не отразилось, искусственная часть латентной преступности на тот момент практически отсутствовала.

Считаем, что при наличии взвешенного подхода и, руководствуясь грамотными управленческими решениями, Генеральная прокуратура Российской Федерации и МВД России совместными усилиями могут решить проблему, поднятую в исследовательском отчете.

 

Список литературы:

  1. Винокуров А. Они посчитали убийства. Как правоохранительные органы искажают статистику преступлений. // Газета.ru от 18.03.2015 URL: https://www.gazeta.ru/politics/2015/03/18_a_6603673.shtml
  2. Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. Оценка искусственной части латентной преступности (Некоторые результаты исследования)//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. № 1 (45). С. 56-63.
  3. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.04.2015 № 69-12-2015.
  4. Криминальная статистика: механизмы формирования, причины искажения, пути реформирования. Исследовательский отчет / М. Шклярук, Д. Скугаревский, А. Дмитриева и др. – СПб.; Москва: Норма, Центр независимых социальных исследований и образования, 2015. – 122 с.
  5. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2013 год. Информ.-аналитич. записка // под общ. Ред. Ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид.наук, проф. О.С. Капинус. – М.: Аккад. Ген.прокуратуры Рос. Федерации, 2014. с. 24.
  6. Указ Президента РФ от 24.09.2002 № 1068 (ред. от 11.03.2003) «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, № 39, ст. 3709.
  7. Указ Президента РФ от 11.03.2003 № 306 (ред. от 27.10.2011) «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2003, № 12, ст. 1099.
  8. Указ Президента РФ от 5.06.2003 № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ, 2003, № 23. ст. 2197.
  9. Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства РФ, № 27. ст. 2700.

[1] Криминальная статистика: механизмы формирования, причины искажения, пути реформирования. Исследовательский отчет / М. Шклярук, Д. Скугаревский, А. Дмитриева и др. – СПб.; Москва: Норма, Центр независимых социальных исследований и образования, 2015. – 122 с.

[2] https://www.gazeta.ru/politics/2015/03/18_a_6603673.shtml (дата обращения 20.04.2015)

[3] Статистика не может быть криминальной (преступной).

[4] Указ Президента РФ от 24.09.2002 № 1068 (ред. от 11.03.2003) «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ, 30.09.2002, № 39, ст. 3709.

[5] Указ Президента РФ от 11.03.2003 № 306 (ред. от 27.10.2011) «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2003, № 12, ст. 1099.

[6] Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» (СЗ РФ 2003. № 12. ст. 1099) был образован Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). Указами Президента РФ от 5.06.2003 № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (СЗ РФ 2003. № 23. ст. 2197.) и от 6.06.2003 № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (СЗ РФ 2003. № 23. ст. 2198), а также Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (СЗ РФ. 2003. № 27. ст. 2700.) создана единая система правового регулирования деятельности органов наркоконтроля. На сегодняшний день правопреемником Госнаркоконтроля России является ФСКН России.

[7] Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2013 год. Информ.-аналитич. записка // под общ. Ред. Ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. – М.: Аккад. Ген.прокуратуры Рос. Федерации, 2014. с. 24.

[8] Статистические данные приведены по форме 1-А (451) ГИАЦ МВД России.

[9] Сведения о преступлениях, по которым имеются потерпевшие.

[10] Генеральная прокуратура Российской Федерации. Информационное письмо от 06.04.2015 № 69-12-2015

[11] Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. Оценка искусственной части латентной преступности (Некоторые результаты исследования)//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. № 1 (45). С. 56-63.

[12] Там же. С. 58.[schema type=»book» name=»МИНИСТР МОЖЕТ! – МЫСЛИ ВСЛУХ ПО ПОВОДУ ОДНОГО ОТЧЕТА» description=»В статье приведены некоторые соображения к опубликованному в Санкт-Петербурге в 2015 г. исследовательскому отчету о формировании «криминальной статистики», причин ее искажения и путей реформирования. Основной вывод статьи – Генеральная прокуратура Российской Федерации и МВД России в состоянии решить проблему искажения ведомственной статистики. Нельзя реформировать МВД России в отрыве от реформы всей правоохранительной системы. Необходимо отказаться от «палочной» оценки деятельности не только в МВД России, но и не внедрять ее в другие ведомства.» author=»Коимшиди Георгий Феофилактович, Шекк Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found