Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Социальные конфликты выступают неизбежным следствием возникающих в процессе общественного развития противоречивых мнений, позиций, целей людей. Социальный конфликт обладает деструктивным потенциалом, но, кроме этого, данное явление играет важную роль в развитии общества и государства.

Д. Майерс отмечает, что отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организации может быть признаком безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов. Мир – это следствие творчески разрешенного конфликта, конфликта, в котором стороны сближают позиции, казавшиеся им несовместимыми, и достигают подлинного согласия [3, с. 632].

Таким образом, создание эффективного механизма преодоления социальных конфликтов выступает необходимым условием обеспечения стабильного государственного развития.

 Одним из элементов такого механизма является система общественного контроля над институтами публичной власти, одной из форм осуществления которой выступает использование гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления для выражения мнения по различным общественным проблемам или в целях защиты нарушенных прав.

Право граждан на обращение закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [2].

Для успешной реализации указанного конституционного права необходим эффективный механизм по рассмотрению таких обращений, реагированию на них и осуществлению строгого контроля за их исполнением.

Согласно Федеральному закону № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [4].

Политико-правовая природа обращений граждан проявляется в следующих значениях:

– форма участия граждан РФ в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления;

– способ совершенствования правового регулирования во всех областях жизни общества, повышения эффективности деятельности государственных органов и органов;

– средство укрепления за­конности и правопорядка в обществе, обеспечения и защиты прав и свобод граждан РФ.

Обращения граждан выполняют информационную и контрольную функции, при этом именно контрольная функция обращений граждан играет важную роль в направлении развития взаимоотношений государства и общества, способствующего снятию социальной напряженности, решению реальных, насущных, актуальных проблем граждан. Отстаивая свои интересы, граждане определяют приоритеты осуществления государственной политики, показывают отношение к эффективности функционирования институтов публичной власти, позволяют определить проблемы организации и деятельности органов государственной власти различного уровня.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в законодательстве присутствуют существенные недостатки правовой регламентации института обращений граждан.

В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплен исчерпывающий перечень адресатов обращений. Однако нельзя исключать необходимости обращений граждан на различные предприятия, в учреждения и организации по интересующим их вопросам. Это означает, что необходимо расширить сферу применения данного закона в части перечня адресатов подачи обращений: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие объединения, а также должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится решение интересующих граждан вопросов».

Целесообразно также внести изменения в часть первую статьи 12 рассматриваемого Федерального закона и изложить ее в следующей редакции: «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 15 дней со дня регистрации письменного обращения». Данная норма существенно ускорит процедуру рассмотрения обращений граждан в органах власти и позволит максимально оптимизировать взаимоотношения власти и общества.

Помимо этого, в Федеральном законе отсутствует правило устанавливающее обязанность органов государственной власти по подготовке обобщений и обзоров предложений граждан, в том числе их учет при осуществлении нормативно-правового регулирования; отсутствуют положения о том, когда обращение можно считать разрешенным и какими критериями следует при этом руководствоваться.

В статье 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] закреплен особый вид –«коллективные обращения», под которыми понимаются обращения, принятые собраниями граждан. Предметом таких обращений могут быть любые вопросы местного значения, а также деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществление территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Результаты собрания граждан подлежат официальному опубликованию или обнародованию, однако в законодательстве отсутствует норма о необходимости обнародования решений органов местного самоуправления, принятых по результатам рассмотрения такого обращения.

Проблема работы с обращениями на муниципальном уровне представляется актуальной, так как от этого зависит качество и быстрота рассмотрения конкретных вопросов, а следовательно, и количество обращений, которые в случае неразрешения их органами местного самоуправления будут поданы в иные инстанции. Результативное решение вопросов на муниципальном уровне позволит не перегружать работу органов государственной власти решением дополнительных вопросов [7, с. 2].

Однако для успешного разрешения указанной проблемы необходимо, чтобы обращающийся был проинформирован о компетенции органов местного самоуправления, возможности и порядке подачи обращения. Для этого необходима реализация информационно-образовательной кампании, а также проведение разъяснительной работы с населением.

Более детально право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепляется в регламентах нескольких видов. Это типовые регламенты взаимодействия органов исполнительной власти, регламенты государственных органов, должностные регламенты, а также административные регламенты исполнения государственной функции. Первые два вида регламентируют общие вопросы, связанные с реализацией функции государственного органа по работе с обращениями граждан.

Должностные регламенты закрепляют основные обязанности должностных лиц при работе с обращениями граждан. Последняя разновидность названных регламентов представляет особый интерес, так как содержит не только описание управленческих процедур и действий по работе с обращениями, но и требования к оформлению и обработке документов, срокам их подготовки и выдачи, схемы прохождения потоков документации, формы документов, регистрационных журналов и так далее.

Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной государственной власти разрабатывается в целях повышения результативности и качества исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в органах исполнительной государственной власти, определяет единый порядок учета, регистрации и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также организацию личного приема граждан.

Введение в действие административных регламентов в практике работы с обращениями граждан привело к тому, что расширились возможности обращения граждан в органы государственной власти, согласно административным регламентам установлена возможность обращения в органы власти и управления: в письменном виде на официальный сайт в сети Интернет; в письменном виде на адрес электронной почты; в письменном виде (факсимильной связью). В сети Интернет созданы сайты органов государственной власти, где размещается нормативно-правовая и справочная информация, в том числе сведения об оказываемых ими услугах. В регламентах конкретизированы обязанности должностного лица, осуществляющего информирование при обращении граждан и рассматривающего обращения граждан, в круг последних отнесены: корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства; принимать все необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, при необходимости предлагать гражданину обратиться за информацией о порядке исполнения государственной функции в письменном виде либо назначить другое удобное для него время для устного информирования; обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменных обращений граждан, а в случае необходимости – с участием граждан, направивших обращения; запрашивать необходимые для рассмотрения письменных обращений граждан документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; давать письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов; обеспечивать конфиденциальность сведений, ставших известными при рассмотрении обращений граждан.

Большое число обращений граждан на сегодняшний день рассматривается  в органах прокуратуры.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при рассмотрении обращений по предмету надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на прокуроров возлагаются определенные обязанности и прокуроры наделены для исполнения этих обязанностей достаточно большими полномочиями для защиты или восстановления нарушенных прав и свобод. Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законодательством РФ [6].

Когда же нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу (например, мировому судье), правомочным рассматривать такие дела.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Федеральный закон «О прокуратуре» закрепил действенные меры прокурорского реагирования, которые могут быть применены по результатам рассмотрения обращений граждан.

В тоже время П.А. Беляков обращает внимание на то, что в ряде прокуратур присутствует тенденция возрастания количества повторных обращений граждан, что зачастую свидетельствует о поверхностных проверках доводов заявителей, ненадлежащем уровне рассмотрения первичных обращений [1, с.168]. В связи с этим актуальной является реализация дополнительных мер совершенствования практики рассмотрения обращений граждан, необходимо поведение учебных занятий, оперативных совещаний с работниками прокуратуры по данной теме.

Обращения граждан являются одним из элементов института общественного контроля, при этом каждое письменное и устное обращение является показателем нужд, потребностей и запросов граждан. Совершенствование работы с обращениями граждан, расширение ее форм, методов, улучшение законодательной регламентации и приведение ее в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации будут способствовать снятию социальной напряженности. Эффективная реализация права граждан на обращение позволит обеспечить успешное разрешение возникающих социальных конфликтов, что является одним из условий развития гражданского общества.

Список литературы:

  1. Беляков П.А.Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры Российской Федерации // Вестник Северо-Осетинского государственного университета.- 2013.- № 4.- С.165 — 170.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 9. — Ст.851.
  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
  4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. – 2006. – №
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. – 2003. – № 202.
  6. О прокуратуре Российской Федерации Российская газета: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Российская газета. – 1995. – № 229.
  7. Черкесов К.А. Обращения граждан в органы местного самоуправления, их виды и особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. – № 4. – С. 2-5.[schema type=»book» name=»ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ» author=»Плотников Андрей Анатольевич, Тетерин Александр Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found