Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ.



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ. // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Политическая и правовая системы  тесно взаимосвязаны между собой. И как известно на природу и сущность  права  существенное  влияние  оказывает власть. Изучение  взаимосвязи  политической и правовой  систем вызвано необходимостью лучшего понимания природы политической системы.

Политическая система общества по мнению  Грачева М.Н.  представляет собой целостную и упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества. Это конкретно-историческая форма взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними.[2]

Подвергаясь в процессе своего непрерывного развития политическая система  прямому воздействию со стороны  права и других социальных норм, постоянно оказывает на них обратное влияние, что потдверждает   ее относительную  самостоятельность.  А значит политическая система общества  выполняет  следующие функции: во-первых определение  политических целей и их  закрепление  в политических документах; во-вторых   использование  политики и власти для выражения воли народа через право, закон; в-третьих  регулирование  социально-политической  деятельности  общества;  в –четвертых   воздействие на  политические  процессы через  использование информации, принятие и реализацию политических решений; в –пятых  достижение необходимого соответствия политических и правовых норм; в-шестых  вовлечение и приобщение   членов общества к политической  жизни, иначе говоря политическая  социализация. Выполнение  вышеуказанных  функций порождает  эффективность функционирования политической системы, но надо иметь в виду, что эти функции  в свою очередь, могут  развиваться либо  терять свое значение. Если  подобные  изменения не происходят, то политическая деятельность  государства формализуется, в результате  приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В развитых  демократических государствах  политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях устанавливаются прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением,  что предотвращает какие либо конфликты.

Как нам известно политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.[1] Также политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политическогосознания  общества, характер политического участия. Политическая система являясь  одной  из частей всей  общественной системы, взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, составляющей    ее в целом. Приоритетное  положение политической системы в этой структуре определяется ведущей организационной и регулятивной  ролью самой политики. В этой связи для определения  характера связи правовой и политической систем можно выделить два подхода.

Первый подход  подчеркивает такой момент, как ограниченность возможностей права в развитии общественных отношений. При этом обосновывается самостоятельность  права по отношению к политической системе и государству. По данному подходу  четко свою  позицию выразил  В.О. Мушинский, который отвел действию права исключительно область частных интересов. Он заявил, что политика — это сфера формирования общей воли, а право — сфера отношений индивидов, не зависимых от их коллективных образований с самостоятельной волей и стоящими за ними особыми интересами .[5]

В соответствии  этой точки зрения правовую и политическую системы объединяет лишь то, что  они в равной степени обусловлены  общественно-экономическими условиями. По идее  же право и правовая система противопоставляются  политической системе  и политическому, то есть государственному  регулированию, между этими двумя социальными институтами искусственно создается  противоречие, при таком подходе они  показывают  собой разные, не связанные между собой, стороны общественной  жизни.  Политические и правовые явления противопоставляются  как явления, выполняющие принципиально разные социальные роли  в общественных отношениях, провоцирующие  объективную тенденцию к столкновению. Таким образом, сущностью права, выступает  коллективная  воля , территориальная  и даже индивидуальная. Тем самым правовое начало помещается в сферу частной, а не общественной жизни. Подобное определение  правовой системы без основания  разъединяет ее с политической властью и политической системой, отводя последним лишь роль силы, расчищающей путь праву. Перемещение источника  права от политической власти в область отношений отдельных субъектов не способствует раскрытию сложной  связи права, политики и государства.

Согласно второму подходу политическая система в лице своего основного элемента  — государства, выступает как непосредственная правообразующая сила. Данный подход  наиболее ярко выразился в тезисе, что «государство выражает свою волю в норме права» .[4] Сторонники данной позиции полагают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления, а государственная власть имеет конститутивное значение для самой природы права как особого институционального образования.[6]  Таким образом основная роль в обеспечении функционирования права придается деятельности государства. Источником права здесь выступает политическая деятельность, которая, кроме правовой, выражается не только в правовой но   и в других формах, например организационной. Логическим  завершением  такой позиции является рассмотрение права как,  государственно-политического регулятора общественных  отношений.

Присущими  чертами   данного подхода  на  взаимодействие  политической и правовой систем являются, во-первых, признание приоритета политической системы над правовой в жизни  общества; во-вторых, понимание роли правовой системы как производной от государственной власти, так  как характер и особенности правовой системы определяются государством как основной  политической силой общества; в-третьих, правовое регулирование рассматривается, прежде всего, как средство осуществления  политики.

При таком  подходе к соотношению политической и правовой систем упор делается на воздействие государства как ведущего элемента политической системы, на право.  Испытывая   на себе значительное влияние, в некоторых случаях даже   давление  политической системы, правовая система  не является зависимой  от нее. Она в некоторой  степени самостоятельна, что выражается в ее активности, воздействии со своей стороны на политическую систему. Это проявляется  прежде всего, в следующих моментах: а) закреплении  политических прав граждан; б) закреплении конституционного строя, государственного устройства и формы правления, организации высшей власти; в) правовое  регулирование статуса политических и общественных организаций; г) регламентации политического процесса.  Ограничивая  государственную власть,нормы права обязывают  ее признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности, допуская их ограничение  только в  предусмотренных законом  случаях. С их помощью  устанавливая  формы и методы реализации прав гражданином, обществом и государственной властью.  А значит, правовая система через закрепление политических прав и свобод  граждан может воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, а также иных субъектов политической системы, то есть на политическую сферу общественных отношений в целом.  Путем закрепления  права общественных объединений, правовая система определяет  границы и условия их деятельности как субъектов политической системы. Особые требования установлены к таким общественным объединениям, как политические партии. Правовая система формирует правовые рамки  и правовую основу функционирования политических и общественных организаций как элементов политической системы.

Многие  ученые-правоведы полагают, что политические партии могут рассматриваться как активные участники правотворческого процесса и законодательной инициативы. По этому поводу В.Н. Карташов, выражает  следующее мнение участниками правотворческой практики выступают также «отдельные лица, их объединения и организации (политические партии и т.п.), которые так или иначе содействуют правотворческим органам при подготовке проекта нормативного акта, его обсуждении, доработке и т.д.».[3] В этом процессе  архиважную  роль играет правовая регламентация политического процесса.

Политический процесс, будучи способом функционирования политической системы общества, служит целям ее сохранения и деятельности. В этом случае  правовой системе отводится роль,  обеспечения  благоприятных условий  для наиболее эффективной деятельности  политической системы. Иначе говоря,  деятельность политической системы  напрямую взаимосвязана  с функционированием правовой системы. Так как именно правовая система  обеспечивает  правовую основу  функционирования политической  системы государства.

  Список использованной литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 160.
  2. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. С. 20;
  3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т. 1. Ярославль, С. 249.
  4. Марксистско-ленинская общая теория государства и право. Основные институты и понятия. М., 1970. С. 410.
  5. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Советское государство и право. 1988. № 2. С. 4
  6. Общая теория права и государства /под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С.79.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ.» description=»В данной статье автор с помощью правовых и политических понятий раскрывает взаимосвязь правовой и политической систем. Также автор раскрывает место и роль как правовой, так и политической систем в данной взаимосвязи. В статье раскрываются такие понятия как право, правовая система, политическая система.» author=»Кольсариева Назира Шаршенбековна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot demo slot gacor slot deposit pulsa https://aayc.uns.ac.id/ slot gacor
404: Not Found