В последние десятилетие стало очевидным, что будущее развитие человечества во многом зависит от благополучия окружающей природной среды и находится в непосредственной зависимости от отношения людей к этой проблеме. Технократическое развитие цивилизации приводит к увеличению антропогенного давления на биосферу и подрыву компенсаторных возможностей естественных экосистем, а культура уже не в состоянии выполнять свою традиционную роль в системе общество – природа. В основе многих, если не всех, проявлений деградации природы и экологических проблем современности лежит дефицит экологических знаний, низкий уровень экологической культуры общества. Уничтожение тропических лесов Амазонки, трагедия Арала, загрязнение и гибель морей, уничтожение лесных массивов, увеличение зон экологического бедствия и пр. являются результатом нерационального использования достижений технического прогресса, противопоставления человека природе и осознания своего господства над ней. Поэтому, самым правильным решением для выхода из этого тупика является трудный процесс перестройки сознания людей, изменение системы ценностей в направлении формирования экологической культуры, что в итоге обеспечит устойчивое развитие и экологическую безопасность.
Отечественные и зарубежные культурологи определяют культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек. Экологическая культура – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры в области социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия с окружающей природной средой. Она формирует здоровый образ жизни, способствует духовному росту общества и его социально-экономическому развитию, обеспечивает экологическую безопасность и выражается в способности людей осознанно пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
По данным статистики, 18% мировой управленческой элиты принимают решения, от которых зависят 82% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в России. Важно заметить, что многие из этих управленцев готовятся в стенах университетов, причем немалая их часть – в стенах технических университетов, поэтому так важна роль преподавателя высшей школы в формировании экологической культуры общества.
Неотъемлемой частью общекультурных знаний и мировоззрения преподавателя является его экологическая культура, которая становится мощным рычагом воспитания и формирования личности студента, его будущей ответственности перед обществом за принятие решений.
Что же включает в себя экологическая культура преподавателя?
Это прежде всего – экологическое образование. Оно включает в себя наличие знаний и практических навыков в следующих областях:
— основные законы экологии,
— экологическая безопасность,
— рациональное природопользование,
— ресурсосберегающие технологии,
— охрана окружающей среды.
Не менее важной составляющей является информационно-экологическая компетентность т.е. особый вид преподнесения предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.
В нее входит:
— знание основных экологических проблем современности, причин их возникновения и возможные пути решения;
— наличие комплекса общественных, естественно-научных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
— нание способов получения и передачи разнообразной информации.
Экологическая культура преподавателя высшей школы невозможна без его эколого-педагогической компетентности, которая является неотъемлемым компонентом общей педагогической культуры и одним из важнейших показателей профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования.
Она состоит из:
— знаний по педагогике, психологии и методике преподавания;
— мотивации, потребности и интереса к получению знаний, умений и навыков в области экологии;
— владения современными технологиями в области образовании;
— умения видеть локальные и глобальные экологические проблемы в рамках узкопрофессионального предмета;
— умения видеть и формулировать педагогические задачи в области формирования экологической культуры студента на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.
И конечно обязательной составляющей экологической культуры преподавателя является его экологически направленное мировоззрение, которое выражает:
— отношение преподавателя к экологическим проблемам и охране окружающей среды;
— отношение к правовым и нравственным аспектам экологии;
— нравственное содержание личности и искреннее желание содействию формирования экологической культуры общества.
В официальных документах сказано, что экологическое образование – это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому. Это также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, которые должны быть использованы в экологически грамотной деятельности.
Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Поэтому преподаватель высшего учебного заведения, и высшего технического учебного заведения в особенности, для формирования экологической культуры инженеров, должен обеспечивать подготовку специалистов путем формирования у студентов экологического сознания, которое будет воплощаться в профессиональной деятельности, а также в навыках и умении по организации экологического образования и просвещения трудовых коллективов и населения.
Преподаватель, используя свои профессиональные и психолого-педагогические знания, умения и способности, должен развивать представления о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.
И как показывает опыт развития человечества, те страны, которые сделали своей основной задачей подготовку высокоинтеллектуальных кадров, в первую очередь специалистов инженерного профиля, обладающих широким спектром знаний, включая и экологию, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной, правовой и культурной сферах.
Литература.
- Проект Федерального закона «Об экологической культуре», 2002 год.
- Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы.-М., 2000
- Соколова О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования. «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом», Вып.1-2003
- Из материалов Решений Второй сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде. Программа ООН по окружающей среде. 23-27 мая 2016г. Найроби (Кения) 2016г.
- The draft Federal law «About ecological culture», 2002.
- Fokin Yu. G. Psicodinamica high school.-Moscow, 2000
- Sokolova O. I. Informational culture of a teacher as a necessary component of modern education. «Teaching science and education in Russia and abroad», Vol.1-2003
- From the materials of the outcome of the Second session of the Assembly of the United Nations environment programme. UN programme on the environment. 23-27 may 2016. Nairobi (Kenya) 2016[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» description=»В статье излагаются основные составляющие экологической культуры преподавателя высшей школы на современном этапе.» author=»Комиссарова Мария Викторовна, Щербакова Ирина Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.03.2017_03(36)_часть 1″ ebook=»yes» ]