Введение
Развитие современной системы высшего образования требует изменения стратегического подхода в системе управления деятельностью профессорско-преподавательского состава (ППС). В связи с этим руководство российских вузов вводит новые формы управления, среди которых популярным и научно-обоснованным является введение рейтинговой системы. Рейтинговая системы оценка деятельности ППС является одним из инструментов управления деятельности в системе высшего учебного заведения. Выбор структуры показателей, входящих в рейтинговую системы, определяет стратегию и интенсификацию развития приоритетных направлений.
Анализ структуры показателей этой системы для российских и ведущих зарубежных высших учебных заведений, приведенный в [1], доказал, что набор основных групп является инвариантным и определяет основные виды деятельности ППС. Достоинства и недостатки использования наукометрических показателей в системах управления и оценки деятельности ППС являются предметом научной дискуссии, но тем не менее, остаются пока единственным инструментом для оценки результативности и востребованности итогов интеллектуального труда [2, 3]. В соответствии с внутренними нормативными документами организация устанавливается взаимосвязь между показателями рейтинговой оценки и денежными выплатами в виде дополнительных [3, 4].
В связи с этим становиться актуальной проблема не только выбора структуры рейтинговой системы, но и прогнозирование полученного результата. Высшие учебные заведения с точки зрения управления являются социально-экономическим объектов. Принятие решение для таких объектов является социальным экспериментом, в ходе которого изменяются условия деятельности и благосостояние участников. Если при становлении рейтинговой системы (от 1 до 3 лет функционирования) других способов как декларативное назначение показателей не существует, то в последующие периоды метод «проб и ошибок» должен быть исключен из способов принятия решений [5-7]. На смену ему приходят методы системного анализа и математического моделирования для прогнозирования результатов в следующем периоде.
В ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» с 2012 года в системе управления деятельностью ППС функционирует системе рейтинговой оценки и стимулирования. За четыре года функционирования системы сформирован набор данных, полученные в ходе «социального эксперимента», для которых систематических выполнялся анализ, позволяющий оценить уровень развития и соответствия требованиям к высшим учебным заведениям. Результаты этого анализа, изложенные в [8, 9] позволили выявлять достоинства и недостатки системы, которая функционировала в прошедший период. Для принятия решения о дрейфе показателей в системе рейтинговой оценки на 2016-2017 учебный год появилась возможность работать в прогностическом режиме.
- Математическая модель рейтинговой системы
Описание рейтинговой системы для управления деятельностью профессорско-преподавательского состава вуза выполняется с помощью математической динамической модели с дрейфующими аргументами, которая имеет вида:
(1) |
где α,β – весовые коэффициенты, принимающие значение 0,3 и 0,7, и позволяющие выполнить усиление показателей одной из групп; Kj– группа-функции, характеризующие квалификацию ППС; Aj– группы-функции, характеризующие активность ППС; – количество показателей в группах квалификации и активности в отчетном периоде соответственно.
Каждый из показателей групп-функций определяется:
– дрейфом – вхождением показателя в систему рейтинга и принадлежности группе;
– количеством аргументов, их типом и формой зависимости;
– значением параметров, соответствующих каждому из показателей внутри группы.
Исходные данные для определения значения функции в заданный период представляют собой двухмерный массив записей, которые структурированы и каждая запись включает поля:
(2) |
где Rj – запись массива данных, соответствующих работнику с номером i; Idι – идентификационный номер сотрудника; Nameι(7) – массив строк для хранения сведений об -ом сотруднике (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, подразделение, укрупненное подразделение);- массив рейтинговых оценок -ого сотрудник; – количество участников рейтинга в заданном отчетном периоде year. Размерность одного слоя гиперкуба является переменной в каждом отчетном периоде.
Номенклатура групп и подгрупп приведена в таблице 1.
Таблица 1
Номенклатура групп и подгрупп системы рейтинговой оценки
Основные группы |
Подгруппа |
Примечание |
||
Обозначение |
Назначение | Обозначение | Назначение | |
K | Квалификация ППС | ´ | ´ | ´ |
A | Активность ППС | A_1 | Учебная работа ППС | ´ |
A_2 | Научно-исследовательская работа ППС | ´ | ||
A_3 | Публикационная активность ППС | Выделена в отдельную группу в 2014 году, но оценивалась отдельно | ||
A_4 | Международная деятельность | Выделена в отдельную группу в 2014 году | ||
A_5 | Дополнительные достижения ППС |
В 2014 году обозначалась A_4 |
- Дрейф показателей и стратегия прогнозирования
Соответствие показателей рейтинговой системы изменяющимся требованиям к организация ведущим образовательную деятельность приводит к дрейфу показателей в системе рейтинговых показателей. Под дрейфом показателей в рамках работы авторы понимают: образование новых групп и подгрупп; введение новых показателей; объединение показателей; разделение показателей; перемещение показателей между подгруппами.
На рисунке введены обозначения: * – новый показатель; ⊗ — показатель прекратил свое действие. В таблице 2 приведен фрагмент номенклатуры и обозначений показателей (рисунке).На рисунке приведена траектория дрейфа рейтинговых показателей, которые использовались в системе управления деятельностью ППС, за период 2014 и 2015 года, а также перспективная траектория 2016 года для прогнозирования результата.
С точки зрения дрейфа показателей авторы выделяют две подгруппы: показатели-константы, которые не изменяют своего статуса и при последующем прогнозировании значения могут быть перенесены без существенного изменения; показатели-варианты, которые изменяют свое положение и при последующем прогнозировании следует учитывать межгрупповую динамику.
Для каждой группы и подгруппы определим показатель уровня вариативности при дрейфе показателей:
(3)
Рисунок. Схема дрейфа
показателей рейтинга
где – количество показателей в группе; – количество изменений для показателей в группе.
В таблице 3 приведена характеристика групп с точки зрения вариативности согласно траектории (рисунок), определяющие стратегию прогнозирования.
Таблица 2
Фрагмент номенклатуры показателей рейтинговой системы
2014 год | 2015 год | 2016 год | |||
Обозначение | Назначение | Обозначение | Назначение | Обозначение | Назначение |
Группа K | |||||
K_1 | Наличие ученой степени | K_1 | Наличие ученой степени | K_1 | Наличие ученой степени |
K_2 | Наличие ученого звания | K_2 | Наличие ученого звания | K_2 |
Наличие ученого звания |
Группа A | |||||
Подгруппа | |||||
A_11 | Подготовка учебных изданий с грифом | A_11 | Победители конкурса учебных изданий | A_11 | Регистрация электронных изданий |
A_12 | Подготовка учебных пособий | A_12 | Регистрация электронных изданий | A_12 |
Регистрация программ в Информрегистре |
… | … | … | … | … | … |
Подгруппа A_2 | |||||
A_21 | Участие в хоздоговорной работе | A_21 | Участие в хоздоговорной работе | A_21 | Участие в хоздоговорной работе, госконтракте, гранте |
A_22 | Участие в госконтракте или гранте | A_22 | Участие в госконтракте или гранте | A_22 |
Участие в зарубежной НИР, в международной научной проекте |
… | … | … | … | … | … |
Подгруппа A_3 | |||||
A_31 | Организация персональных выставок | A_31 | Количество статей в РИНЦ за отчетный период с учетом статуса | A_31 | Количество статей в РИНЦ за отчетный период с учетом статуса |
A_32 | Подготовка профессиональных спортсменов | A_32 | Значение индекса Хирша | A_32 |
Значение индекса Хирша |
… | … | … | … | … | … |
Подгруппа A_4 | |||||
´ |
´ | A_41 | Чтение курса лекций на иностранном языке | A_41 | Чтение лекций в вузах зарубежом |
… | … | … | … | … |
… |
Подгруппа | |||||
´ |
´ | A_51 | Организация персональных выставок | A_51 | Организация персональных выставок |
… | … | … | … | … |
… |
Таблица 3
Характеристики групп и стратегия прогнозирования
Группа/ Подгруппа |
Отчетный период | Стратегия прогнозирования |
|||
2015 | 2016 | ||||
Уровень вариативности, % | Вид дрейфа | Уровень вариативности, % | Вид дрейфа | ||
K | 0 | Нет | 0 | Нет | В пределах ранее полученного диапазона |
A | 58 | В соответствии с подгруппами | 26 | В соответствии с подгруппами |
В соответствии с подгруппами |
A_1 | 50 | Удаление, перемещение между подгруппами, введение нового | 50 | Удаление, введение нового | В пределах ранее полученного диапазона, моделирование значений нового показателя случайным образом, удаление показателей |
A_2 | 22 | Перемещение между группами | 28 |
Объединение |
В пределах ранее полученного диапазона |
A_3 | 100 | Введение нового |
0 |
Нет | На основе эмпирической динамики показателей публикационной активности в РИНЦ |
A_4 | 100 | Перемещение между подгруппами |
33 |
Объединение | В пределах ранее полученного диапазона |
A_5 | 100 | Перемещение между подгруппами | 0 | Нет |
В пределах ранее полученного диапазона |
Заключение
Таким образом, исследование дрейфа показателей продемонстрировали четыре элемента в прогнозировании функции (1) на период отчета по управлению деятельности ППС в 2016:
– моделирование в пределах ранее полученного диапазона осуществляется без пересчета атрибута в (2) и рассматриваются позиции: минимальное значение из существующих минимумов по отчетным периодам; максимальное значение из максимальных из отчетных периодов; среднее значение для каждого отчетного периода;
– моделирование значений нового показателя случайным образом осуществляется введением нового поля с генерированием возможных значений;
– удаление показателей осуществляется исключение соответствующих полей из гиперкуба исходных данных;
– на основе эмпирической динамики показателей публикационной активности в РИНЦ осуществляется на основе предварительного прогноза показателей и использования в итоговом значении функции (1) без пересчета основных полей гиперкуба исходных данных (2).
Список литературы
- Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении: монография / О.А. Гришина, О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых и др. / Под редакцией д.э.н. О.В. Сагиновой, к.э.н. Ж.Б. Мусатовой. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – 114 с.
- Сравнение наукометрических показателей публикационной аквтиности вузов в прикаспийских регионах России / И.Ю. Брумштейн, А.А. Баганина, Р.Р. Ахмедова, А.Н. Горбачева. // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологи. 2016. № 1(33). С. 79 – 90.
- Максимова Н.Н., Максимов А.Л. Некоторые аспекты применения наукометрических показателей в оценке эффективности научной деятельности // Вестник ДВО РАН. 2009. № 5. С. 149 – 156.
- Ильин А.Е., Ильинова О.В. Экономическая сущность и элементы системы материального стимулирования труда // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 9. С. 2-5.
- Эмиров Н.Д., Лабутина Л.М. Социальный эксперимент и продвижение инновационных технологий управления в социальной сфере // Вестник ИжГТУ. 2013. № 3(59). С. 68 – 71.
- Барбаков О.М., Горева О.М. Социальный эксперимент на виртуальном пространстве как форма контроля инновационных технологий в системе вузовского образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2007. № 4. С. 86-89.
- Сидоров А.А., Байгунчекова А.Т. Социальный эксперимент «цена современного общества» / Ресурсоэффективным технологиям – энергию и энтузиазм молодых. Сб науч. тр. VI Всероссийской конференции. – Томск: Национальный исследовательский томский политехнический университет. 2015. С. 447-448.
- Логунова О.С., Леднов А.В., Королева В.В. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 3(47). С. 78-87.
- Логунова О.С., Егорова Л.Г., Королева В.В. Динамика показателей публикационной активности профессорско-преподавательского состава Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2015. № 3 (51). С. 101-112.[schema type=»book» name=»СТРАТЕГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ ДРЕЙФА» description=»Статья посвящена обоснованию выбора рейтинговых показателей для управления и стимулирования деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Основу исследования составляют результаты оценок, которые накоплены за три года эксплуатации системы. Результатом исследования является стратегия прогнозирования после исследование дрейфа показателей.» author=»Логунова Оксана Сергеевна, Ахметова Айгуль Ураловна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]