Понятие эмерджентности в применении к возникновению сложных систем с новыми свойствами расценивалось ранее как идеалистическая мировоззренческая концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение неожиданно новых, «высших» качеств обусловлено идеальными силами (в сочинениях С.Александера и К.Ллойда Моргана.). Теперь в свете современных естественнонаучных взглядов это вполне реальное, материалистически объясняемое свойство, которое принадлежит сложноорганизованным системам, обладающим свойством когерентности их структурно-функциональной организации. Это свойство особенно выразительно принадлежит альянсу современной науки и техники в его влиянии на общественную жизнь.
Эмерджентность сложного альянса науки и техники характеризуется предлогом «сверх» – «сверхэффективность», что созвучно со свойствами сверхпроводимости, сверхпрочности и тому подобное, которые обнаруживаются у материальных когерентных систем. Научно-технический прогресс во влиянии на жизнь людей устремлён все более «круто вверх» по экспоненциальной кривой, приводя к революционным преобразованиям во всех сферах жизни. В этом необходимо предвидеть неожиданные и возможно негативные последствия, что становится всё более очевидным.
Важно предусмотреть последствия позитивные, создать условия для их эмерджентного развития. Это требует знаний об эмерджентных и в то же время непредсказуемых в своём развитии явлениях и процессах в общественной культуре, о методах прогнозирования, проектирования, управления ими. Транспортная научно-техническая система, занимающая центральную позицию в технологическом развитии общества, должна быть непременно в центре внимания особых гуманитарных этических требований.
Биоэтика – междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем. Термин «биоэтика» был впервые применен [3] для особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика «консервации» природной среды человека). Однако впоследствии значение термина изменилось в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использованием высоких технологий в медицине. Вместе с тем, именно техногенные проблемы общественного развития, придали биоэтике эколого-антропологическое методологическое значение, связанное с изучением и решением проблем индивидуального и общественного здоровьем, жизнедеятельностью людей в природной и культурной, технически насыщенной, среде обитания [1].
Позитивное, учитывающее эколого-антропологические биоэтические требования, эмерджентное развитие транспортной системы находится в русле современного бурного научно-технического развития. Техника, основанная на интеллектуальных свойствах человека и сопровождающаяся мыслительными процессами, и наука – обе, как явления сформировавшейся материальной и духовной культуры, на определенных этапах развития могли развиваться относительно автономно. Но современные отношения техники и науки рассматриваются как феномен научно-технического прогресса, состоящий в слиянии науки и техники, ставшем силой, стремительно и радикально преобразующей мир [2].
Развитие науки и техники в гуманном направлении до сих пор является предметом этических и политических дискуссий без успешного выхода на уровень решения этой проблемы, основанного на собственно научных и технических методах. Современная наука сама по себе является сложноорганизованной системой знаний, наделенной самыми высокими свойствами самоорганизации, саморазвития и эмерджентности во влиянии на развитие техники и всей общественной жизни. Различные направления науки образуют определенную формальную структуру. Центральными, интегрирующими элементами этой структуры, являются направления, связанные с основными сферами объективной реальности: с природой, человеком и его общественной жизнью, со способами воздействия человека на природу. Это – науки естественные, гуманитарные и технические, каждая из которых в своих специфических направлениях имеет свою структуру. В последние годы формируются принципиально новые направления науки, и её структура усложняется. Всю формальную структуру науки содержательно пронизывают общие принципы – концепции мыслимого и действенного познания объективной реальности, образуя её методологическое пространство.
Единство науки и техники представляет собой систему особо высокого уровня организации, обладающую свойствами, возможно ещё не предполагаемыми ни естественными, ни гуманитарными науками. Можно ли представить систему ещё более высокой сложности в иерархии систем!? Возникает необходимость построения, на начальном этапе, теоретической, а в последующем и экспериментальной, модели её изучения и, главное – управления. Проблема создания такой модели состоит в том, что она должна быть основана на аналогии с системой еще более сложной, чем система изучаемая. Должен быть найден реально существующий в обществе или природе объект ещё более сложный, чем альянс современной науки и техники, по отношению к внутренней, спонтанной самоорганизации и саморазвитию которого функционировал бы механизм внешнего управления.
Интерес общества к технике с критическим отношением к ней по вполне понятным причинам возник в период между первой и второй мировыми войнами. Подводя итоги развития техники в 19-м столетии и тенденции её развития в веке 20-м, обращалось внимание на дегуманизирующий потенциал современной техники, на опасность «Мегамашины» – технизации социальной системы, превращающей человека в безвольный компонент технической системы. После второй мировой войны критическое отношение к негативным сторонам развития техники усиливается, ставится вопрос о её специфической природе и особых взаимоотношениях с человеком. Техника представляется как «специфический способ раскрытия бытия и как таковая, не принадлежащая человеку» [3] или в технике видится демоническая сущность, порабощающая человека: «возникнув как средство, она постепенно превращает в средство самого человека, делая его элементом воспроизводства техники» [3]. Рассматривая социальные функции техники, высказывается мнение, что в современном обществе техника, понимаемая как «тотальность методов, рационально направленная абсолютная эффективность во всех областях человеческой деятельности», «занимает место капитала как господствующей в обществе силы» [3]. Представителями ряда направлений науки и философии техника подвергается особенно острой критике. Техника подвергается критике и как идеологическая система современного капитализма.
В конце 20 века усилился интерес к этической проблематике в связи с техникой, к проблеме морального кодекса и ответственности инженера, что связано с общим обострением внимания к эколого-антропологической проблематике. «Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры» [3].
Это проблема биоэтики – отношения достижений техники к биосфере Земли, к биологической природе Человека. Эколого-антропологические требования являются, выражаясь в терминологии синергетики, главным и абсолютным «параметром порядка» в сложноорганизованной, неравновесной, развивающейся системе – «природа-общество-культура».
На различных этапах развития той или иной технологической сферы общественной жизни параметры порядка меняются, определяя ведущие тенденции развития на данный момент. Могут действовать несколько параметров порядка, успешно используемых для позитивного развития, иногда – противоречащих, такие как «удобство для жизни», «экономическая эффективность», «производственная целесообразность», «безопасность» и другие. Они могут быть далекими от главного эколого-антропологического параметра порядка, чрезвычайно актуального на современном этапе глобального эволюционного процесса, имеющего характеристики «Хаоса» – непредсказуемости и даже возможного негативного направления развития цивилизации, ведущего к катастрофе.
Именно это обстоятельство вынуждает задуматься над тем, как эколого-антропологический параметр, явно разделяемый мировым общественным мнением как главный и абсолютный, может реально действовать. Безотлагательная необходимость решения этой проблемы вызывает мысли о том, что, вероятно, развитие цивилизации вынуждено будет пойти по постиндустриальному пути, опирающемуся на коллективный разум как особый «разумный» параметр порядка [2]. Это в известном смысле идеалистическое толкование хода развития истории человечества должно, все-таки, быть подкреплено материалистическим осмыслением на основе реально действующих процессов развития материальной, материально-технической, технологической сферы.
Список литературы:
- Аухадеев А.Э. Методология исследования и решения проблем техногенного влияния электрического транспорта на эколого-антропологическую ситуацию в городе // Вестник НЦБЖД. 2012. № 1. – С. 91-95.
- Павлов П.П. и др. Диалектика управления открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся транспортной системой / Павлов П.П., Аухадеев А.Э., Хамидуллин Р.Д., Киснеева Л.Н. // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 1-2. С. 106-108.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. изд. 4-е, испр. и доп. М.: Советская Энциклопедия, 1990. 1632 с.
- Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2 частях / Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Р.Н. Минниханова. Казань: ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей», 2012. Ч. 1. 996 с., Ч. 2, 788 с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА» description=»Рассматриваются проблемы управления развитием транспортной системы города в контексте теории самоорганизующихся систем, обладающих свойством стремительного «эмерджентного» развития. В качестве «параметра порядка» развития сложноорганизованной, неравновесной, динамической транспортной системы города рассмотрены эколого-антропологические требования.» author=»Аухадеев Авер Эрикович, Литвиненко Руслан Сергеевич, Гатиятов Ильнур Зиннурович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]