По результатам исследования [1] установлено, что в городе сдача автотранспортных средств (АТС) в аренду осуществляется за час работы (100% случаев) и за подачу (54,29% случаев), а также может быть указан минимальный объем заказа (71,43% случаев). Никакие другие факторы не учитываются. Лишь у одного предприятия на сайте имеется информация «…для постоянных партнеров в зависимости от района города подача автомобиля может быть бесплатной» [2].
Арендаторов АТС интересуют результаты их использования, поскольку за смену может быть выполнено разное количество работы (или одно и то же количество работы, но за разное время), а предприятия, предоставляющие АТС в пользование на условиях почасовых тарифов, получают доходы только за общее время сдачи, а не за результаты работы АТС. В случае не удовлетворенности арендатора результатами работы наемного (ых) АТС, предприятие-собственник может потерять клиента. Для предупреждения этого предприятию-собственнику АТС требуется знать до опыта, заранее, каким образом поступать в различных случаях, условиях, ситуациях. Нахождение правильного образа действий предприятия-собственника АТС в различных случаях, условиях, ситуациях и есть цель настоящей работы, при двух условиях – неполном и полном использовании возможностей арендных АТС.
Неполное использование возможностей арендных АТС возможно при разовых, случайных, вынужденных по необходимости, незапланированных, внеплановых арендах АТС. Вариантов и условий неплановой деятельности бесчисленное множество, рассмотреть и предсказать которое не представляется возможным. Полное использование возможностей арендных АТС возможно при условии заранее спланированных профессиональных действиях по организации централизованных перевозок грузов и прежде всего в рамках оперативного планирования. В результате исследования [1] установлено, что наибольшее количество предложений по аренде соответствует АТС малой грузоподъемности (1,5 т) бортовых и с кузовом типа фургон.
Согласно [3] большинство автопредприятий России содержит не более десяти АТС, поэтому принимаем, что в предприятии-собственнике имеется десять АТС. Согласно классификации АТП [4] минимальный уровень сложности представляет собой предприятие-собственник АТС с моно-подвижным составом, поэтому принимаем наличие в предприятии по 10 единиц АТС на базе ГАЗ, с вышеуказанными кузовами. Единицей работы арендных АТС является час смены, поэтому рассмотрим, какова может быть выработка арендных АТС в смену при перевозке различных грузов в городах. Среднее расстояние перевозок грузов в городе 15 км, поэтому расчеты выполним с использованием данной величины.
Наиболее распространены в практике перевозок строительных грузов односторонние грузопотоки, поэтому рассмотрим маятниковый маршрут с обратным не груженым пробегом. Арендатор может арендовать как одно АТС, так и несколько, что является основанием рассмотрения решения задачи в микро АТСПГ и малой АТСПГ раздельно. Согласно классификации и моделей АТСПГ, разработанных в СибАДИ [5], в микро АТСПГ работает один автомобиль в силу ограниченности заявки обслуживаемой клиентуры. В малых АТСПГ работает группа автомобилей на одном из маятниковых или кольцевых маршрутов, используется несколько единиц и даже десятков АТС, для таких АТСПГ характерна необходимость учета последовательности выхода АТС в линию.
Большинство грузов торговли (сахар, соль, мука в мешках,1 класса, γ=1) являются ценными, предполагают защиту от несанкционированного доступа, что обуславливает необходимость применения кузова типа фургон. В качестве строительного груза (1 класса, γ=1) рассмотрим применяемые материалы для возведения зданий (кирпич на поддонах, плиты перекрытия, фундаментные блоки и др.), предполагающие вертикальный способ погрузки-разгрузки и соответственно, бортовой кузов.
При использовании одного АТС в оперативном планировании применим модель описания работы в микро АТСПГ, при использовании нескольких АТС применим модель малой АТСПГ [6]. Исходные данные представлены в таблице 1. Технико-эксплуатационные показатели перевозок грузов были рассчитаны отдельно по модели микро АТСПГ и малой АТСПГ (централизованные перевозки организованы арендатором АТС) и результаты расчетов сведены в таблицы 2-4. При расчете затрат тариф за подачу не учитывается. Принимаем стоимость одного часа работы автомобиля 350 рублей [7].
Таблица 1
Исходные данные
Наименование показателей | Условное обозначение | Величины показателей | |
Грузы | |||
Торговые | Строительные | ||
Номинальная грузоподъемность АТС, т | q | 1,5 | 1,5 |
Статический коэффициент использования грузоподъемности | γ | 1 | 1 |
Плановое время в наряде, ч | Тн | 8 | 8 |
Пробег с грузом, км | lг | 15 | 15 |
Время на погрузку-выгрузку автомобиля, ч | tпв | 0,53 | 0,3 |
Средняя техническая скорость АТС, км/ч | Vт | 25 | 25 |
Таблица 2
Результаты расчета работы автомобиля в микро АТСПГ
Наименование показателей | Условное обозначение | Величины показателей | |
Грузы | |||
Торговые | Строительные | ||
Длина маршрута, км | lм | 30 | 30 |
Время ездки, оборота, ч | tе, о | 1,73 | 1,5 |
Выработка в тоннах за ездку, т | Qе | 1,5 | 1,5 |
Выработка в тонно-километрах за ездку, т·км | Ре | 22,5 | 22,5 |
Количество ездок, оборотов, ед. | Zе,о | 4 | 5 |
Сменная выработка в тоннах, т | Q | 6 | 7,5 |
Сменная выработка в тонно-километрах, т·км | P | 90 | 112,5 |
Пробег за смену, км | Lобщ | 105 | 135 |
Фактическое время работы, ч | Тнф | 6,32 | 6,9 |
Коэффициент использования времени | Кинт | 6,32 / 8 = 0,79 | 6,9 / 8 = 0,86 |
где: Кинт – коэффициент использования оплаченного времени для перевозок грузов.
Как рекомендовал автор модели малой АТСПГ, д.т.н., проф. Николин В.И, для проверки расчетов требуется построение расписания, что было выполнено и в таблицы 3 и 4 внесены исправления.
Таблица 3
Результаты расчета работы группы АТС в малой АТСПГ с учетом расписания (торговые грузы)
№ АТС | Zе,о, ед. | Q, т. | P, т·км | Lобщ, км | Тн, ч
оплачено |
Тн.ф, ч. отработано | Кинт |
1 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 6,32 | 0,79 |
2 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 6,32 | 0,79 |
3 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 6,32 | 0,79 |
4 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 6,32 | 0,79 |
5 | 3 | 4,5 | 67,5 | 75 | 8 | 4,59 | 0,57 |
6 | 3 | 4,5 | 67,5 | 75 | 8 | 4,59 | 0,57 |
∑ | 22 | 33 | 495 | 570 | 48,00 | 34,46 | Кинт,ср = 0,717 |
где: Тм – плановое возможное время перевозок грузов АТС в малой АТСПГ, ч.
Таблица 4
Результаты расчета работы группы АТС в малой АТСПГ с учетом расписания (строительные грузы)
№ АТС | Zе,о, ед. | Q, т. | P, т·км | Lобщ, км | Тн, ч
оплачено |
Тн.ф, ч. отработано | Кинт |
1 | 5 | 7,5 | 112,5 | 135 | 8 | 6,9 | 0,863 |
2 | 5 | 7,5 | 112,5 | 135 | 8 | 6,9 | 0,863 |
3 | 5 | 7,5 | 112,5 | 135 | 8 | 6,9 | 0,863 |
4 | 5 | 7,5 | 112,5 | 135 | 8 | 6,9 | 0,863 |
5 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
6 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
7 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
8 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
9 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
10 | 4 | 6 | 90 | 105 | 8 | 5,4 | 0,675 |
∑ | 44 | 66 | 990 | 1170 | 80,00 | 60,0 | Кинт,ср = 0,750 |
Вывод: в случае перевозок торговых (строительных) грузов предельно возможный коэффициент использования оплаченного времени для единственного арендного АТС составляет 0,790 (0,860), для группы арендных АТС составляет в среднем 0,717 (0,750).
Библиографический список
- Исследование проблем обеспечения эффективности и качества работы автомобильного транспорта. Исследование практики работы предприятий автомобильного транспорта в г. Омске в период с августа по сентябрь 2015 года. Отчет о НИР (промежуточный) / СибАДИ; Руководитель Е.Е. Витвицкий, отв. исполнитель Курбасова К.П. – УДК 656.13., № ГР 115012130063, инв. № 216012010050 г. Омск, 2015 – 23 с.
- ИП Былинков Е.А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения к ресурсу: 13.09.2015).
- Витвицкий Е.Е., Юрьева Н.И. Практика оперативного планирования затрат на перевозку грузов в городах / Е.Е. Витвицкий, Н.И.Юрьева // Вестник СибАДИ, выпуск 6 (28) –2012. – С. 18-24.
- Витвицкий Е.Е., Трофимова Л.С. Классификация грузовых автотранспортных предприятий по сложности состава и функционирования в городах / Е.Е. Витвицкий, Л.С.Трофимова // Автотранспортное предприятие. №9 –2014. – С. 50-52.
- Николин, В.И. Грузовые автомобильные перевозки: монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. – Омск: изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. – 480 с.
- Витвицкий Е.Е.Теория транспортных процессов и систем (Грузовые автомобильные перевозки): учебник. – Омск: СибАДИ. – 2-е изд., испр. и доп. – 2014. – 216 с.
- «Юнис – Лада Карго», мувинговая компания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unis-lada.ru/грузовое-такси/ (дата обращения к ресурсу: 07.07.2016).[schema type=»book» name=»Особенности применения арендных автотранспортных средств для перевозок грузов в городах» description=»Практика предоставления автотранспортных средств в аренду на условиях почасовой оплаты обуславливает несколько результатов их работы в зависимости от рода перевозимых грузов.» author=»Крылова Кристина Петровна, Витвицкий Евгений Евгеньевич » publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-10″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]