Из практики перевозок грузов в городах известно о выгодных и невыгодных перевозках. Рабочая гипотеза – можно заработать за одно и тоже время – больше, или на коротком расстоянии перевозок получить большую выгоду, чем на более протяженном. В СибАДИ в 1991 году выполнено исследование [1], где с позиций системного подхода рассматривается работа разных марок автотранспортных средств (АТС) в различных условиях эксплуатации, аспекты формирования эксплуатационных затрат, доходов и прибыли в реальном транспортном процессе. Согласно [1, с. 36] «решение задачи оптимального распределения транспортных средств по маршрутам возможно только при знании закономерностей формирования доходов, затрат и прибыли по всем имеющимся в наличии маркам подвижного состава и умении правильно оценить эффективность функционирования каждого из них».
В качестве примера приведем использование КамАЗ-5511 на расстоянии до 50 км с шагом изменения расстояния в 1 км. Для расчетов была принята третья категория для городских перевозок. Необходимые в расчетах данные сформированы были на основании нормативной и справочной информации [1, с. 23]. На основании методики, приведенной в [1], были выполнены расчеты показателей работы КамАЗ-5511 и построены зависимости выработки, размера доходов, общих затрат и прибыли (рисунок 1) от перевозок груза 1 класса на городских маршрутах в микро-, особо малой и малой автотранспортных системах перевозок грузов (АТСПГ), где согласно классификации [2, с. 69-70]:
- микросистемы – маятниковые маршруты с обратным не груженым пробегом, на которых согласно потребности в перевозках, необходимо иметь не более одного АТС;
- особо малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты, на которых в обратном направлении перевозится груз, с частичной или полной загрузкой автомобиля, где также должно работать не более одного АТС;
- малые системы – маятниковые маршруты всех типов и кольцевые, где осваиваются более мощные грузовые потоки, а поэтому используются несколько единиц или даже десятков АТС.
а)
б)
в)
г)
д)
а) на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом; б) на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом; в) на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой; г) на кольцевом маршруте; д) в малой АТСПГ (маятниковый с обратным не груженым пробегом)
Рисунок 1. Зависимости прибыли от перевозок груза АТС КамАЗ-5511
Для КамАЗ-5320 зависимости прибыли приведены на рисунке 2.
Приведенные зависимости позволяют определить эффективность работы АТС КамАЗ-5511 и КамАЗ-5320 в различных АТСПГ при изменении расстояний. Особенность представленных результатов в том, что исследование выполнено при «аутсорсинге» [3, с. 7].
а)
б)
в)
г)
д)
а) на маятниковом маршруте с обратным негруженым пробегом; б) на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом; в) на маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой; г) на кольцевом маршруте; д) в малой АТСПГ (маятниковый с обратным не груженым пробегом)
Рисунок 2. Зависимости прибыли от перевозок груза АТС КамАЗ-5320
Вывод: Результаты расчетов подтверждают выдвинутую гипотезу о неравновыгодности перевозок грузов на разные расстояния в городах, для различных технологий (маршрутов, АТСПГ), позволяют сформировать представление о наличии более или менее выгодных, по критерию «прибыль», расстояниях перевозок грузов.
Список литературы:
- Николин В.И., Терентьев А.В., Рихтер М.Г Справочник по коммерческой эксплуатации грузовых автомобилей (Часть 1) / В.И. Николин, А.В. Терентьев, М.Г. Рихтер. – Омск, 1991. – 112 с.
- Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. – Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. – 480 с.
- Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебное пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЗОРА ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДАХ» description=»Цель статьи в выявлении путей повышения эффективности функционирования автотранспортных средств (АТС) по различным маркам в различных условиях эксплуатации. Приведены зависимости прибыли от перевозок грузов от изменения расстояния при «аутсорсинге». Вывод – гипотеза о неравновыгодности перевозок грузов на разные расстояния в городах подтвердилась.» author=»Айтбагина Эльмира Руслановна, Витвицкий Евгений Евгеньевич» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-10″ edition=»euroasia-science.ru_#29_25.08.2016″ ebook=»yes» ]