На сегодняшний день снижение уровня здоровья актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. Вследствие чего экологическая безопасность становится актуальным видом безопасности, как на промышленных предприятиях, так и в образовательных учреждениях.
Помимо знаний, информации, квалифицированных специалистов, образовательные учреждения предоставляют обществу и определенное количество отходов. И это не только твердые бытовые отходы, макулатура и люминесцентные лампы, но и использованные автомобильные шины, аккумуляторы, отработанное масло.
Целью данной работы является решение проблемы утилизации отходов автомобильного транспорта в образовательных учреждениях (далее по тексту — учреждения), в частности тех, на которых деятельность по подготовке специалистов ведет кафедра автомобильного транспорта.
Данная кафедра, для проведения производственных практик студентов, должна иметь производственную базу в виде станции технического обслуживания автомобилей, которая, в свою очередь, имеет ряд негативных последствий, выражающихся образованием опасных отходов.
Станция технического обслуживания автомобилей также используется для ремонта служебного транспорта учреждений. Это могут быть как легковой автомобили, для нужд сотрудников, так и микроавтобусы, самосвалы, снегоуборочные машины. Отсюда появляются такие отходы, как использованные шины, масла, аккумуляторы.
В среднем срок годности шин составляет 5 — 6 лет. Рассмотрим примерное количество автотранспорта в учреждении (таблица 1) (при подсчете использовались визуальные эффекты).
Таблица 1.
Количество автотранспорта в образовательном учреждении
Тип автотранспорта | Количество колес | Количество автотранспорта | Количество сезонов | Количество использованных шин за 5 лет |
Легковой автомобиль | 4 | 3 | 2 | 24 |
Микроавтобус | 4 | 1 | 2 | 8 |
Самосвал | 10 | 1 | 2 | 20 |
Снегоуборочная машина | 4 | 2 | 1 | 8 |
Учитывая среднее количество автотранспорта, которое необходимо для нужд учреждения, получаем количество отработанных шин порядка 60 штук. При таком количество отходов, следует предусмотреть место для их складирования, хранения и последующую утилизацию.
Не менее 100 лет необходимо для разложения шин в естественных условиях. И в течении этого времени, скопившиеся автомобильные шины будут выделять различные химические вещества. Наиболее вредными из них являются бензапирен и другие полиароматические углеводороды. Также в резине есть 4 из 12 видов N-нитрозаминов, которые входят в список самых опасных токсикантов.
По оценкам исследователей, в резиновой пыли содержится больше канцерогенных веществ, чем в выхлопных газах двигателей [5].
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов [7], отработавшие шины принадлежат IV классу опасности (малоопасные). Однако при сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших шин в атмосферу выделается около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Отработанные автомобильные шины огнеопасны и при их горении в воздух выделяются опасные вещества, относящиеся к I и II классам опасности: бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороды, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д. [3].
Так же стоит учесть, что при складировании шины служат идеальным местом для размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний: чума, туляремия, ГЛПС, лептоспироз, листериоз, псевдотуберкулез, иерсиниоз и др. На данный факт следует обращать внимание, так как станции технического обслуживания автомобилей учреждения не всегда находится за пределами города, а может быть расположена в шаговой доступности непосредственно на территории учреждения или в жилой зоне. И опасность будет угрожать не только сотрудникам, но и посторонним лицам, проживающим вблизи СТО.
На сегодняшний день регламентирующим документом в области утилизации отработавших шин в России является Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин». В данном документе регулируются взаимоотношения между предприятиями, эксплуатирующими шины, и организациями, осуществляющими централизованный сбор и (или) утилизацию отработавших шин. Учреждениям, имеющим в составе своих отходов использованные шины, следует предусмотреть сотрудничество со специализированными организациями, перерабатывающими эти виды отходов.
Данные организации специализируются на переработке автомобильных шин одним из способов, представленных в ГОСТ Р 54095-2010: механическим или химическим.
В качестве механического способа выступает переработка изношенных шин в резиновую крошку, которая в дальнейшем имеет различные области применения. Например, она может использоваться для засыпки футбольных полей с искусственной травой или применяться как добавка в дорожные покрытия.
При химическом способе обработки автомобильные покрышки подвергаются пиролизу. При таком методе обработки происходит термическое разложение резины на составные элементы. Покрышки предварительно измельчают в однородную массу и отправляют в печь, где они разлагаются при температуре 500 — 800 °С. Эта процедура длится 10 — 20 минут. В процессе термического разложения резины образуется около 50% водорода и 26% метана, а также твердые продукты пиролиза, которые затем используют в очистке сточных вод на очистных сооружениях [2].
Еще одна сторона, на которую следует обратить внимание учреждениям, имеющим в арсенале виды автотранспорта, представленные в таблице 1, или имеющим СТО, для предотвращения множества экологических проблем – утилизация отработанного масла.
Моторное масло для автомобиля очень важно. Поэтому его используют в больших количествах. Так как автомобильное отработанное масло очень вредно и опасно для окружающей среды, оно должно сразу же после использования пройти процедуру утилизации.
Ежегодно в мире потребляется около 50 миллионов тонн моторных масел, четверть которых используется повторно или утилизируется. Остальное сливается в водоемы, почву, канализацию, распыляется в атмосфере.
Всего 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву делает непригодным 100 — 1000 тонн грунтовых вод. Не трудно представить, какой ущерб может привести халатное отношение к переработке масла учреждения, находящегося на территории вблизи водоемов. По оценкам экологов более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел.
Организациям выгоднее продать отработанные масла, чем утилизировать их. В свою очередь скупщики используют масла в качестве топлива, что приводит к нарушению экологии, так как при сжигании в атмосферу попадает большое количество вредных веществ.
Регламентирующим документом в области утилизации отработанных масел в России является Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55832-2013 «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Экологически безопасная ликвидация отработанных масел».
В данном стандарте рассмотрены способы утилизации отработанных масел (таблица 2).
Таблица 2.
Способы утилизации отработанных масел
№ п/п |
Способ утилизации | Действие по утилизации |
1 | Восстановление | удаление из масла загрязняющих веществ с целью его повторного использования |
2 | Отправка на завод нефтепереработки | производство бензина |
3 | Переработка и сжигание с целью получения энергии | удаление из состава отхода вредных частиц и воды. Далее его используют в качестве топлива. Ведь 1 литр переработанного отхода масла производит 40 МДж энергии. |
4 | Регенерация | удаление из состава отхода загрязнителей и производство из него масла. |
По данным представленным в таблице видно, что от использованного автомобильного масла можно получить не только энергию, путем его сжигания, но и использовать его повторно.
Еще одним видом автомобильных отходов являются аккумуляторы. Они представляют реальную угрозу экологии не только в нашей стране, но и во всем мире. Но в Америке и странах Европы система утилизации отходов хорошо отлажена. А в Японии, например, никто не продаст вам новый автомобильный аккумулятор, пока вы не сдадите старый [1].
Для того чтобы провести правильную процедуру утилизации автомобильных аккумуляторов устройство следует разрушить, слить электролит и тщательно отсортировать все составляющие. Самостоятельно выполнить данную процедуру, без ущерба для экологии и здоровья людей, учреждениям не под силу. Их задача заключается в предоставлении данного отхода специализированным организациям, которые выполнят процедуру утилизации по схеме, указанной на рисунке 1 [6].
Рисунок 1. Процесс утилизации аккумуляторов
Каждая перерабатывающая линия начинается с приемника, являющегося ямой, в которую сваливают отработавшие аккумуляторы. При падении с большой высоты аккумуляторы разбиваются, после чего из них вытекает содержимое, которое выводится из ямы посредством специальных стоков. Помимо этого, существуют такие модификации перерабатывающих линий, в устройстве которых приемник выполнен в виде воронки, оснащенной специальными распилочными дисками, посредством которых аккумуляторы разрезаются на куски.
После этого, распиленные аккумуляторы попадают в специальный дробильный аппарат, размельчающий их до уровня мелких гранул, состоящих из различных материалов бывшего устройства. Далее, посредством специального транспортера, гранулы доставляются в отсек магнитной сепарации, где при помощи мощных магнитов из них извлекаются все стальные элементы.
После этой процедуры все оставшееся сырье помещается в установку гидродинамической сепарации, основным предназначением которой является отделение легких фракций от тяжелых.
Такая утилизация автомобильных аккумуляторов получить множество конечных продуктов, которые могут использоваться неоднократно в дальнейшем:
- стальной лом;
- свинец;
- медь;
- пластиковые гранулы;
- отработанный электролит.
В дальнейшем каждый из этих элементов, после обработки, используется в производстве новых аккумуляторов, что делает процедуру переработки практически безотходной [6].
Независимо от количества отходов, полученных от пользования автомобильным транспортом, учреждениям следует предусмотреть их экобезопасное хранение и утилизацию, чтобы снизить или исключить негативные последствия, как для окружающей среды, так и для здоровья людей. Для достижения поставленной цели следует заключать договора с организациями, которые специализируются на утилизации изношенных автомобильных шин, аккумуляторов и использованного масла.
Не стоит забывать, что помимо автомобильной кафедры, на базе образовательного учреждения может быть и кафедра физико-химия процессов и материалов, кафедра химии, которые могут использовать изношенные автомобильные шины для научно-исследовательских работ.
Также способом соблюдения вышеизложенных данных может служить экономические мотивы. Потратившись на утилизацию отходов, можно сэкономить на выплате штрафов за загрязнение окружающей природной среды и выплате работникам, пострадавшим от воздействия вредных веществ, получаемых от неправильного способа хранения и утилизации отходов.
Список литературы:
- Вся экология – [Электронный ресурс] https://ecoportal.su.
- Второтходы – [Электронный ресурс] https://vtorothodi.ru.
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин»
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55832-2013 «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Экологически безопасная ликвидация отработанных масел»
- Российско-европейский научно-практический журнал о рациональном природопользовании, управлении отходами, энерго- и ресурсосбережением. Выпуск № 2-201 «Экологическая эффективность».
- Промышленность России – [Электронный ресурс] .
- Федеральный классификационный каталог отходов.[schema type=»book» name=»ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ОТХОДОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=»Целью данной работы является решение проблемы утилизации отходов автомобильного транспорта в образовательных учреждениях. Проблема складирования и утилизации отходов актуальна, в частности таких опасных как автомобильные шины, аккумуляторы и масло.» author=»Николаева Юлия Николаевна, Пасечник Мария Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-18″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]