Сегодня мы наблюдаем стремительно развитие информационных технологий. Этот факт играет ключевую роль в трансформации современного общества, так как информация является ключевым ресурсом развития современного социума. Причем, если несколько десятилетий назад ключевым понятием была сама информация, то сейчас на первый план выходит ее качество и скорость ее передачи. Развитие технологий приводит к тому, что изменения, происходящие сейчас в течение одного года, раньше бы заняли десятилетия, вследствие чего очень сложно всегда успевать за последними тенденциями. В результате, мы получили новый тип социальных взаимодействий, которые реализованы с помощью информационных сетей. Социальная система такого типа заставляет рассматривать понятие «информации» в контексте сетевого общества.
Сегодняшний этап развития социума не может рассматриваться сквозь призму исключительно технологического прогресса. Так, например, М. Кастельс настаивает на том, что переход к информационному обществу охватывает не только технологии, но так же и культурную, моральную, политическую и институциональную сферы жизни[1, с. 10]. Одна из главных причин современных общественных метаморфоз – глобальная сеть Интернет, которая является ядром сетевого общества и находится в постоянном развитии [2, с. 88].
Под влиянием вышеназванных факторов начинают формироваться сетевые сообщества профессионалов. Сетевое сообщество представляет собой группу людей, объединенных совместной деятельностью и регулярно взаимодействующих через сеть Интернет посредством сетевых компьютерных технологий. В основе такого сообщества лежат следующие принципы:
— отсутствие сложностей в действиях участников;
— коммуникационное взаимодействие (обмен сообщениями);
— социальные сервисы, которые представляют собой сетевые программные решения, дающие возможность группового взаимодействия[3, с. 5-6].
Не могла обойти данная тенденция и образовательную сферу. Под влиянием развития информационно-технических коммуникаций в системе образования так же происходят изменения. Все больше используется опыт, который был накоплен сетевыми сообществами в обучении и привлечении педагогов и учащихся к участию в жизни сообществ, которые существуют на базе научных Интернет-центров. Усовершенствование сетевых сообществ относительно образовательной сферы способствует появлению новых и развитию существующих профессиональных сообществ. Это происходит за счет постижения структуры, методологии и культуры в учебном процессе во время работы в сетевом сообществе.
Новое видение сети Интернет основанное на целостном образе глобальной сети и ее влиянии на процесс повсеместной информатизации и сетивизации несомненно нуждается в разработки новых подходов, которые будут адекватно использовать возможности Интернета. Так же необходим понятийный аппарат, который будет удовлетворять потребностям, возникающим в процессе информационно-технического прогресса современной системы образования.
Сегодня мы можем наблюдать массовое введение информационных технологий в различные сферы образования. Основной целью этого процесса является информатизация существующей образовательной системы, то есть преобразование информационных ресурсов и коммуникационных технологий в процесс образования, который обеспечивает формирование принципиально новых положений в образовании. Развитие информационных технологий затронуло так же стратегию управления и развития образовательных учреждений, в результате чего стали необходимы организационные преобразования практически по каждому вектору деятельности. Необходимо обеспечение современными технологиями систем учебной, методической, воспитательной и управленческой деятельностей. Следовательно, появляются требования к педагогам, которые теперь должны обладать определенными компетенциями и информационной грамотностью.
Огромный интерес к сети определяется широкими возможностями информационного взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Более того, компьютерная сеть рассматривается не только как совокупность аппаратных решений, но и как глобальная социальная среда, в которой присутствуют индивиды и сетевые сообщества. Очевидно, что именно социальный фактор задает вектор развития Интернета. Этот аспект дает возможность выявить мотивацию деятельности человека в телекоммуникационной сфере, а так же является ориентиром при создании сервисов для работы и информационными потоками в сети. Данные факторы оказывают влияние на использование Интернета в образовательной сфере, где все больше уделяется внимание не только предмету размещения информации, но и технологии проведения удаленных занятий, и, что особенно интересно, созданию сетевых сообществ как преподавателей, так и учащихся. В такой структуре реализуется образовательный процесс.
Сейчас повсеместно создаются различные сообщества педагогов, где участники могут поделиться накопленным опытом и знаниями. При этом характер таких объединений может носить не только внутренний, но и международный характер.
Под профессиональным сетевым сообществом понимают формальную или неформальную группу профессионалов в сети, которые являются представителями проблемной или предметной профессиональной деятельности. Членство в сетевых группах позволяет специалистам, живущим в разных частях страны, общаться, решать профессиональные проблемы и повышать уровень. Под воздействием сетевых взаимодействий самопроизвольно появляются новые социальные группы. Такие сообщества не могут быть заранее спроектированы или созданы по указу. Целями такого сообщества являются:
— образование единого информационного пространства, которое доступное каждому члену социальной группы;
— организация профессионального общения на формальные и неформальные темы;
— инициация взаимодействия в сети, для его последующего переноса вне Интернета;
— обмен положительным и отрицательным опытом;
— популяризация удачных педагогических практик;
— поддержка необходимых образовательных инициатив[4].
Более того, система профессиональных сетевых сообществ заполнена ситуациями и объектами, заставляющими по-другому смотреть на некоторые вещи, развивать критическое мышление и воспитывать толерантность к участникам социума. Е.В. Чудаева выделяет несколько умений, формирующихся при обучении в сетевых сообществах:
— совместное мышление. Это связанно с тем, что творческая и познавательная деятельность изначально носят коллективный характер. Происходит переход от эгоцентричной позиции к осознанию значимости мнения других людей, что представляет собой важную психологического развития индивида;
— толерантность. Автор отмечает, что важно воспитание человека, который способен смотреть на события с альтернативной точки зрения, способного принять противоположную позицию;
— увеличение спектра общения, чему способствуют информационные технологии, ведет к тому, что индивид все чаще сталкивается с людьми из неизвестных раньше социальных слоев. Он должен быть готов к взаимодействию с ними.
— освоение децентрализованных моделей. Подразумевается, что участникам совместной деятельности нет необходимости в нахождении в одном месте в одно время. Каждый актор сообщества может выполнять свои функции;
— критичность мышления. Общая деятельность группы участников, способных к критике и изменению мнения, что играет решающую роль при проверке теорий и гипотез[4].
Взаимодействие в информационной среде приводит к трансформации самого образовательного процесса, который тоже принимает сетевую форму.
Прежде всего, профессиональная деятельность педагогов в Интернете заключается в действиях, направленных на увеличение интереса учеников к предмету, развитие у них творческого и коллективного мышления.
Преподаватель, таким образом, готовит учащихся к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах, а так принимает участие в формировании культуры общения в сетевых сообществах. Кроме того, это зачастую мотивирует самих учеников использовать в подготовке заданий сетевые технологии. Вторым аспектом сетевой профессиональной деятельности педагогов в сети являются действия, направленные на саморазвитие и повышение квалификации. Понятие «профессиональное сетевое сообщество» подразумевает форму деятельности, которую применяют для построения структуры, предполагающей взаимообмен знаниями среди людей, которые одинаковыми профессиональными интересами. Мотивацией для вступления в такое сообщество служит желание самореализоваться, получить дополнительный опыт, расширить границы своих умений, возможность приобретения успешности в рамках профессиональной группы[5, с. 406].
Способствует развитию информационной культуры использование учащимися сети Интернет в рамках получения новых знаний и установления значимых социальных контактов, что благоприятно сказывается на повышении уровня их готовности к самоопределению. Возможностями для организации информационной и педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся обладают технологии Web 2.0 и социальные сети. В социальных сетях и на форумах ученики имеют возможность общения в реальном времени с представителями разнообразных профессиональных сообществ, где могут получить информацию о необходимых определенным специалистам профессиональным и личным качествах[6].
Возможности социальных сетей в плане обучения и развития на сегодня еще не достаточно оценены, так как большое количество методистов со скептицизмом относятся к возможности использования этого типа информационных технологий в роли педагогического средства. Это связанно с тем, что в традиционном понимании социальная сеть – место для развлечения и отдыха. Несмотря на это, в образовательном процессе возможности социальных сетей можно использовать для самых разных задач. Вот некоторые из них, которые, по нашему мнению, можно реализовать посредством социальных сетей:
— эффективная организация коллективной работы рассредоточенной учебной группы;
— полноценное участие в образовательной деятельности людей с ограниченными физическими возможностями;
— долгосрочная проектная деятельность;
— возможность международного взаимодействия;
— международные научно-образовательные обмены;
— постоянное мобильное образование и самообразование;
— возможность изучения иностранных языков посредством общения с носителями языка;
— объединенная работа людей, находящихся в разных точках планеты.
Стоит сказать, что при таком типе обучения существенно меняется роль педагога в сравнении с традиционным образованием. От него уже требуется не столько непосредственно преподавание, сколько создание благоприятных условий для совместных действий обучающихся, что приводит к появлению интереса к обучению, познавательной деятельности и ведению дискуссий. Преподаватель превращается из переносчика знаний в организатора совместного познавательного процесса. Сетевые сообщества требуют от педагога наличие определенных навыков, но при этом предоставляют все условия для их получения. Общение в Интернет-сообществах может стать качественной основой для усовершенствования профессиональной подготовки преподавателя, благоприятно влияет на развитие его профессиональной компетенции.
Таким образом, можно сделать вывод, что участие и обучение в сетевых сообществах выявляет новое направление в информатизации образования. Сетевые сообщества, являясь коллективным методологическим типом социально-информационной деятельности, выступают в роли методологического вектора, а так же мощным ресурсом для проектирования и воспроизведения образовательных технологий[6, с. 77].
Стоит понимать, что обучение в сетевых сообществах не ограничивается поиском и получением информации в Интернете, как это свойственно, например, дистанционному обучению или исследовательской деятельности. Образовательные сетевые сообщества основываются на том, что наибольшее внимание уделяется обмену знаниями между людьми. Главным фактором образования такого сообщества является общение, ведь люди объединяются в сообщества благодаря общим чертам, а коммуникация это то, что объединяет в той или иной степени всех без исключения людей.
Список литературы:
- Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. – Brit. J. of. Soc., 2000, N 51.
- Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407.
- Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М: Интуит.ру, 2007.
- Саенко Л.А., Егоров М.В. Сетевое общество в контексте современных социальных трансформаций // политематический журнал научных публикаций «Дискуссия», 2014, №7.
- Сергеев А.Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2011, №8.
- Чудаева Е.В. Профессиональные педагогические сетевые сообщества [Электронный ресурс] — Режим доступа: [https://nsportal.ru/blog/shkola/administrirovanie-shkoly/all/2012/01/06/professionalnye-pedagogicheskie-setevye] (дата обращения 22.10.2014)[schema type=»book» name=»СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА » author=»Егоров Михаил Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]