Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В современных условиях развития общества качество профессиональной подготовки студентов технического профиля, уровень их профессионализма, компетентности зависят от многих факторов, в том числе математической подготовки.

Результаты образовательной практики свидетельствуют о противоречиях между существующей организацией контроля и требованиями к ней со стороны новейших педагогических технологий. В современных условиях необходимо формировать будущего инженера как личность, способную к самообучению на протяжении жизни. Особое значение приобретает разработка и внедрение новых подходов к организации контроля и оценки учебных достижений студентов горных специальностей.

Проблема организации контроля знаний студентов не является новой и достаточно широко освещена в психолого-педагогических исследованиях. Можно выделить работы Р. П. Аркаевой, А. Б. Искандеровой, Л. А. Линевич, Н. Н. Локтионовой, Н. А. Федоровой и других. Несмотря на ряд исследований, следует отметить, что в современных условиях недостаточно внимания уделено совершенствованию организации контроля знаний студентов в процессе изучения дисциплин профессионально-ориентированных циклов, в частности математических.

На современном этапе приоритетом развития системы образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования.

Наша позиция близка к взглядам Т. Седовой, которая считает, что в инновационных условиях построения учебного процесса сложной и пока недостаточно разработанной остается проблема контроля с помощью информационных технологий. Требуют решения такие вопросы, как организация тестирования, разработка тестовых заданий и программ, а также проведение самого тестирования, процедуры оценки и подсчета результатов [6, с. 75].

В процессе изучения математических дисциплин студентам приходится усваивать много математических понятий, формул, правил, приемов, необходимых для успешного изучения дисциплины, а также решения практических задач. Именно теоретические знания студентов, по нашему мнению, могут стать объектом текущего контроля с помощью тестирования.

Что же касается практических умений и навыков, то их традиционно проверяют с помощью письменных заданий. Этот метод вполне оправдан, когда речь идет о сложных многоходовых задачах. Во время их проверки преподавателю важно проследить весь процесс решения задачи.

Таким образом, для большей объективности контроля знаний студентов в процессе изучения математических дисциплин, контролирующие программы следует применять в сочетании с традиционными методами проверки.

Отметим, что характер организации контроля учебных достижений студентов зависит от специфики учебной дисциплины. Например, математические дисциплины существенно отличаются от социально-гуманитарных по учебным параметрам, на основе которых происходит контроль знаний будущих специалистов. Соответственно, при разработке отдельных аспектов организации контроля следует учитывать, прежде всего, особенности учебной дисциплины.

Анализируя современные исследования проблемы организации контроля знаний в непрерывном профессиональном образовании, следует констатировать, что в них значительно развиты идеи гуманизации, демократизации, системности, объективности контроля, внедрение информационных технологий. Ученые делают вывод о росте требований к контролю знаний будущих специалистов в условиях модернизации образования.

Современная парадигма гуманистического образования построена на идеях самоценности личности, духовности, способности ее самореализации, а также обеспечении условий для самораскрытия, активного усвоения способов познавательной деятельности. В контексте гуманизации образования особую актуальность приобретает подход к контролю и оценке знаний студентов на гуманных принципах.

Особое место в современной практике занимает проблема объективности контроля. Ряд исследователей, среди которых С. Калдыбаев, Н. Сеногноева и др., придерживаются такого мнения, что устранить проблему субъективизма можно с помощью тестирования. Однако педагогическое тестирование всегда имело своих сторонников и критиков, поэтому нельзя сказать однозначно, что оно в состоянии полностью решить проблему объективности контроля знаний будущих специалистов.

Также в педагогической прессе все чаще обсуждается проблема совершенствования рейтинговой системы контроля (Тельтевская Н. В.). Предлагаются различные пути модернизации рейтинговой системы контроля, освещается опыт внедрения актуальных разработок в вузовскую практику.

С психологической точки зрения контроль знаний рассматривается в работах Н. В. Басовой, В. В. Давыдова, И. А. Зимней и др. Как отмечает Н. В. Басова, контроль становится тем эффективней, чем полнее преподаватель учитывает психофизиологические особенности студентов [1, с. 258].

Анализ научно-педагогической литературы дает основания утверждать, что у ученых существуют различные подходы к определению понятий «контроль» и «система контроля», а также других, связанных с ними. При этом исследователи почти единодушны в том, что контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и на собственную деятельность, а также взаимодействие студентов и педагога. По их мнению, контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, то есть выявление и оценка результатов совместной деятельности студента и преподавателя.

Контроль, как важная составляющая учебно-воспитательного процесса, рассматривается в работах Т. Ильиной, В. Полонского; как обязательный компонент процесса обучения – в работах В. Оконь, Н. Горина, П. Пидкасистого; как его звено – в работах Ю. Бабанского и др.

Как отмечает В. А. Сластенин, контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль). Его следует направлять на получение информации, анализ которой позволит педагогу вносить необходимые изменения в учебно-воспитательный процесс [8, c. 243]. Понятно, что чем обратная связь совершеннее, тем успешнее осуществляется подготовка сегодняшнего студента к будущей профессиональной деятельности. Мы согласны с ученым в том, что для успешного протекания учебного процесса контроль крайне необходим, и это можно объяснить с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информацию о ее промежуточных результатах.

Сущность контроля, согласно В. Л. Рысс, заключается в нахождении объективного пути соотнесения знаний учащихся с запланированными целями [5, c. 8].

Как видим, определения понятия «контроль» весьма разнообразны. Под термином «контроль» мы будем понимать следующее: контроль – это процедура выявления, измерения и оценки преподавателем уровня учебных достижений студентов.

Таким образом, по своей сути контроль является процессом обратной связи между преподавателем и студентом. С одной стороны, он призван обеспечить внешнюю обратную связь – контроль преподавателя, который заключается в получении им объективной информации о степени усвоения учебного материала студентами, своевременное выявление пробелов и недостатков в знаниях, с другой – внутренний, то есть самоконтроль студента.

Традиционными компонентами контроля является проверка, оценивание, оценка и учет. Часто термин «проверка» и «контроль» отождествляются. Оценка знаний – определяющий фактор, так как именно оценка дает нам возможность увидеть как студентом усвоена программа, его способность к дальнейшему обучению или к профессиональной деятельности. Функции оценки не ограничиваются лишь констатацией выявленного уровня знаний студентов. С психологической точки зрения оценка значительно влияет на личность студента: на формирование положительной мотивации учения, стимулирует к дальнейшему получению профессиональных знаний. Воспитательная роль оценки заключается в осмыслении студентами необходимости поисков способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности обучения, исходя из своїх возможностей.

Кроме того, в структуру контроля следует добавить еще и коррекцию. Определим ее следующим образом: коррекция – исправление учебного процесса и учебной деятельности студентов, уточнение ее результатов в соответствии с учетом.

Процесс обучения имеет форму спирали, и если на низших уровнях обучения имеются пробелы, то будет нарушена закономерность его спиралевидной структуры. Мы считаем, что коррекция поможет преподавателю исправить деятельность студентов в случае выявления расхождений достигнутых результатов обучения с запланированными. При этом результат коррекции становится новым объектом контроля.

Таким образом, изучение и обобщение различных подходов к определению контроля и его компонентов позволили нам уточнить суть понятия и его структуру, которую мы схематично отразили на рисунке 1.

Рисунок 1 Структура контроля учебных достижений студентов

Согласно современным тенденциям развития образования контроль перестает быть лишь средством измерения учебных достижений студентов. Он выступает как мощная система управления процессом качественной профессиональной подготовки будущих специалистов. Мы рассматриваем систему контроля, в частности в непрерывном профессиональном образовании, как важную составляющую педагогической системы.

Контроль с точки зрения педагогической системы рассматривается во многих научных работах, однако все это не сведено в систему и надлежащим образом не внедрено в практику высшей школы. Исходя из этого актуальным остается вопрос определения понятия «система контроля».

В нашем понимании система контроля – это такая его организация, которая реализуется на практике как совокупность элементов цели, содержания, функций, принципов контроля и средств педагогической коммуникации, основанной на взаимодействии преподавателя и студента и назначением которой является получение, обобщение и анализ количественных и качественных показателей основных результатов обучения студента, т.е. его учебных достижений.

От практики организации контроля зависит и отношение студентов к обучению, формирование положительной мотивации учения, интереса к дисциплине, к своей профессиональной подготовки, а также важных качеств будущего специалиста, формирующихся в процессе контроля.

Все составляющие системы контроля влияют на личность будущего специалиста с психологической точки зрения. От того, как на практике организован контроль, зависит формирование у студентов интереса, положительной мотивации к изучению математических дисциплин и собственной профессиональной подготовки, развитие важных профессиональных качеств будущего инженера, которые формируются в процессе контроля.

Список литературы:

  1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 416 с.
  2. Калдыбаев С. Программированное обучение и педагогическое тестирование // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 173–176.
  3. Козьменко Г. Г. Моделирование системы контроля учебных достижений студентов в условиях гуманизации образования: автореф. дис. кандидата педагогических наук. – Улан-Удэ, 2010. – 18 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
  5. Рысс В. Л. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного предмета химии. – М. : Педагогика, 1982. – 80 с.
  6. Седова Т. Контроль знаний: каким ему быть? Оценка качества обучения студентов вуза иностранному языку с использованием информационно-образовательных технологий // Учитель. – 2003. – № 2. С. 75-77.
  7. Сеногноева Н. А. Тестирование как одна из форм оценки учебной деятельности // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 38–43.
  8. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. для вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
  9. Тельтевская Н. В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов — Саратов: Наука, 2009. – 93 с.
  10. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.[schema type=»book» name=»КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» author=»Короткова Елена Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found