Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЕЁ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМОВ ГОРОДА ХАБАРОВСКА)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЕЁ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМОВ ГОРОДА ХАБАРОВСКА) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Профессиональное самоопределение молодежи связано с приобретением и изменением социального статуса в ходе интеграции её в структуру общества. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растёт доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку.

Министерством труда России утверждены требования к квалификациям работников разных профессий, с 1 июля 2016 г. профессиональные стандарты станут обязательными для применения многими работодателями [8]. Выбранные молодёжью социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Актуальность проблемы профессионального самоопределения молодёжи, как государственной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодых людей.

Цель данного исследования заключалась в изучении тенденций профессионального самоопределения выпускников техникумов и возможных путей управления этими тенденциями. Объектом исследования стали выпускники техникумов г. Хабаровска. Предметом исследования – тенденции их профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах [3].

Исходя из цели исследования, в 2015 году было проведено анкетирование учащихся техникумов (ХПЭТ, ХТЖТ, СТР)1  г. Хабаровска  (300 чел.). Цель опроса — выявление намерений выпускников техникумов в получении образования в вузах после окончания их учебного заведения. Анкетирование проводилось в мае 2015 г на вопрос: «Вы уже определились с выбором вуза, в который собираетесь поступать?», на что — 1/3 выпускников техникумов с дальнейшим выбором поступления в вузы не определилась. На вопрос: «В какой вуз вы бы поступили?», ответы выпускников распределились следующим образом (см. таблицу № 1):

Таблица 1

Предпочтения выпускников техникума при выборе вуза %

 

Вузы

Техникумы
ХПЭТ ХТЖТ СТР
ТОГУ 21 4 16
ДВГУПС 14 63 18
ХГАЭиП 7 2 0
Свой вариант 25 9 27
Не знаю 33 22 39

Из таблицы 1 наблюдается очевидная тенденция выбора по преемственности обучения выпускников железнодорожного техникума по целенонаправленному их поступлению в одноименный железнодорожный вуз  — (ДВГУПС — 63 %), что говорит о рациональном, правильном принятии решения выпускниками, что соответствует и государственным задачам по целенонаправленному использованию финансовых средств.

Изучая интересы выпускников техникумов, нам было важно понять, в какой степени их выбор осознанный, на вопрос: «Какой областью научных знаний вы увлекаетесь?» выпускники всех техникумов предпочтение отдают технической области (62 % — респонденты ж.- д. техникума, 40 % — строительного техникума, 35% — промышленно-экономического техникума), если сравнить по данному параметру с выпускниками школ, то среди них в 2014 г. предпочтение отдавалось гуманитарному направлению. Это говорит о том, что учащиеся техникумов выбор профессии сделали согласно своим интересам. На вопрос: «Если вы будете поступать в вуз, то, какое направление вы выберете (естественно-научное, техническое, экономическое, гуманитарное)»? Большинство выпускников техникумов выбрали техническое направление (43% — ХПЭТ; 72% — ХТЖТ; 52% — СТР).  Из анализа данных снова видна очевидная тенденция целенаправленного выбора выпускников железнодорожного техникума (72%). Надо отметить, что отрасль – РЖД, относительно стабильная, развивающаяся, востребованная  государством, где работники могут себя чувствовать социально-защищёнными, что не скажешь за последние годы о строительной сфере, которая тоже интересна молодёжи, но как показывает практика, в ней наблюдается не стабильность.

________________________________

1Примечание: ХПЭТ – Хабаровский промышленно-экономический техникум; ХТЖТ –  Хабаровский техникум железнодорожного транспорта; СТР – Хабаровский строительный техникум. ТОГУ – Тихоокеанский государственный университет; ДВГУПС – Дальневосточный государственный университет путей сообщения; ХГАЭиП – Хабаровская государственная академия экономики и права.

По гетерогенному признаку (полу) респонденты техникумов  распределились следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов техникумов по половому признаку %

 

Пол

Техникумы
ХПЭТ ХТЖТ СТР
мужчины 42 58 71
женщины 58 42 29

Данные нашего опроса респондентов по половому признаку,  свидетельствуют о наличии половой неоднородности, почти половина мужчин и женщин в техникумах – промышленно — экономическом (ХПЭТ) и железнодорожном (ХТЖТ),  и  о более устойчивой тенденции  в строительном техникуме 71% — наличии мужского пола, вывод очевиден, строительная сфера остаётся трудоёмкой для женщин.

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Очень важную роль,  для понимания сущности профессионального самоопределения  играет понятие  «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:

1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;

2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;

3) подготовленность (знания, умения, навыки), благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;

4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций [5].

В ходе нашего исследования, было выявлено, что больше всего на выбор учебного заведения оказывает престижность вуза и специальность, которая есть только в выбранном вузе; советы родителей и друзей не пользуются спросом, даже не играет особой роли наличие бюджетных мест (таблица 3).

 Таблица 3

Факторы, влияющие на выбор вуза выпускниками техникумов, чел, %

 

Факторы

Техникумы
ХПЭТ ХТЖТ СТРОИТ
Престижность вуза, обусловленная качеством образования 49 45 36
Предпочитаемая специальность есть только в выбранном вузе 25 34 27
Относительно легко учиться 6 6 16
Советы друзей, родителей 6 5 8
Предоставление общежития 1 4 0
 Наличие бюджетных мест 13 6 13

Из всех источников информации о будущей профессии выпускники техникумов так же, как и выпускники школ г. Хабаровска, отдают предпочтение сайтам в Интернете (65% — ХПЭТ; 33% — ХТЖТ; 46% — СТР) и  лишь не значительный процент информации  о будущей профессии они получают от преподавателей вузов в дни открытых дверей (15 % — ХПЭТ; 36% — ХТЖТ; 21% — СТР); от друзей — (4 % — ХПЭТ; 15 % — ХТЖТ; 11% — СТР);  из СМИ — (5% — ХПЭТ; 5 % — ХТЖТ; 5 % — СТР).

Профессиональная социализация средней когорты — 19-24 летних, связана с освоением социальных ролей, формирующихся в образовательных профессиональных учреждениях. Этот процесс характеризуется инновациями, появившимися в системе высшего образования.  Г.А Чередниченко положительно оценивает поведение молодежи, ориентированное на получение высшего образования, несмотря на его избыточность: происходит расширение инвестиций в человеческий капитал и образование, хотя более доходными являются рабочие специальности [9].

Данные исследования, проводившегося кафедрой социальной работы и социологии ДВГУПС в хабаровских школах с 2011-2014 гг. (в выборку попало 200 человек) показывают, что подавляющее число респондентов – 97,1% (2014 г.) поступают в ВУЗы, остальные 3% (2014 г.) – в учебные заведения среднего профессионального образования. Между тем, перечень профессий, востребованных на рынке труда города Хабаровска, который ежегодно составляется Комитетом по труду и занятости при Правительстве Хабаровского края, отдает предпочтение специалистам со средним профессиональным образованием.

Ориентация на получение высшего образования связана с прагматическими целями: престижность, высокий доход, то есть образование не воспринимается как терминальная ценность. Это свидетельствует о стереотипизации подросткового сознания, так как на рынке труда г. Хабаровска более востребованными считаются рабочие профессии и специальности, требующие среднего профессионального образования, которые, к тому же, являются более высокодоходными. Об этом свидетельствуют результаты первичного контент-анализа профессий (специальностей), востребованных на рынке труда г. Хабаровска. Категорией анализа явился уровень образования, необходимый для той или иной профессии. Единицами анализа выступили профессии, которые были представлены в процентном отношении в структуре вакансий.  Результаты распределены следующим образом: профессии со специальным профессиональным образованием (50,8%); профессии с начальным профессиональным образованием (39,3%) и профессии с высшим профессиональным образованием (18,0%). Кроме того, высшее образование рассматривается как инвестиционный капитал, который расширяет возможности карьерного роста.

Изучая мотивы выпускников техникума в получении высшего образования, мы задали вопрос: «Что влияет на выбор Вами будущей профессии?», выяснилось, что на выбор будущей профессии большее влияние оказывают личные предпочтения (42% — ХПЭТ; 40% — ХТЖТ; 43% —  СТР) и востребованность на рынке труда (44% — ХПЭТ; 37% — ХТЖТ; 43% — СТР), пример родителей на выбор профессии для современных выпускников не влияет (3%; 8%; 6% — соответственно). Это проявляется в том, что дети начинают избирательно относиться к миру профессий, а также к нахождению смысла выполняемого труда, в конкретной социально-экономической ситуации.

Процесс трудового воспитания, в значительной степени, зависит от организации его в школе, так как неудачный социальный опыт значительного количества российских семей  делает их неудачными социализаторами детей в процессе выбора профессии. В современном обществе трудовое воспитание должно быть курируемым государством и  этим должны заниматься государственные органы.

Для выпускников техникумов мотивом получения высшего образования является — востребованность профессии  (27% — ХПЭТ; 31% — ХТЖТ; 23% — СТР), возможность личностной самореализации (26% — ХПЭТ; 20% — ХТЖТ; 25% — СТР), чтобы полученная профессия была основой материального благополучия (27% — ХПЭТ; 27% — ХТЖТ; 25% — СТР).

Можно сравнить мотивы поступления в вуз выпускников техникумов и школьников, на вопрос: «В случае не поступления в вуз на желаемую специальность»  ответы распределились следующим образом (таблица 4).

Таблица 4

Намерения выпускников техникумов  и  выпускников школ в случае не поступления в вуз на желаемую специальность %

 

Намерения

Техникумы   2015 год Школы
ХПЭТ ХТЖТ СТР 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Через год снова попытаюсь туда поступить 40 52 42 27 20 8 10
Попытаюсь поступить туда, куда получится 46 48 47 68 52 74 58
 Другие  варианты ответов 14 0 11 5 28 18 32

Из табл. 4 следует, что показатели у выпускников техникума гораздо выше (ХПЭТ – 40%; ХТЖТ – 52%; СТР  — 42%), чем у школьников (2011 г. — 27 %; 2012 г. – 20%; 2013 г. – 8%;  2014 г. – 10%) в намерениях через год снова поступить на желаемую специальность. Это говорит о том, что выпускники техникумов, более осознанно строят жизненные планы и образовательные стратегии, чем выпускники школ,  понимая, что профессия может приносить более высокий доход, если ты более квалифицирован в своей профессии. Именно это мотивирует выпускников техникумов поступать в дальнейшем в вуз, продолжая  преемственность выбранной профессии.

Если сравнить особенности профессионального самоопределения школьников и студентов техникума, то напрашивается вывод о том, что школьники самоопределяются в выборе предметов, которые приведут их к правильной профессии, а выпускники техникума определяются в совершенствовании выбранной профессии, если в ней не разочаровались.

Рейтинг значимости выбранной профессии для выпускников техникума по критериям: 1) принести пользу обществу 2) эта профессия высоко ценится среди людей 3) хорошая заработанная плата  4) работа соответствует моим возможностям —  распределился следующим образом: первое место — хорошая зарплата; второе место – принести пользу обществу; третье место – профессия высоко ценится среди людей (таблица 5).

                                                                                                   Таблица 5

Рейтинг значимых критериев при выборе профессии

                            Критерий Место в рейтинге                 Техникумы
ХПЭТ ХТЖТ СТР
Хорошая заработанная плата 1 44 52 45
Принести пользу обществу 2 17 19 24
Эта профессия высоко ценится среди людей 3 20 14 21
Работа соответствует моим возможностям 4 14 15 8
Другие варианты ответов 5 5 0 2

Чтобы стать хорошим специалистом, большинство выпускников техникумов считает, что надо попробовать себя в выбранной профессии, (75% — ХПЭТ; 66 % — ХТЖТ; 71 % — СТР) или же надо учиться в вузе (19 % — ХПЭТ; 19 % — ХТЖТ; 5 % — СТР).

Наиболее существенные перемены в занятости молодежи обязаны образовательной динамике последних 15-20 лет, которая складывалась под влиянием множества факторов. Среди них ведущим был переход прежде всего системы высшего (и отчасти среднего профессионального) образования на рыночные принципы функционирования — предоставление образовательных услуг в соответствии со спросом на них потребителей. Самим потребителям со стороны складывающегося рынка труда шел сигнал о том, что накопление значительных образовательных ресурсов обеспечивает преимущества в заработках, повышает шансы на нахождение лучшей работы, снижает риск безработицы. Вот почему с середины 1990-х годов развитие разных ступеней системы профессионального образования шло во многом в соответствии со структурой запросов молодежи: очень высокими потребностями на обучение в высшей школе, умеренными — в отношении СПО и пониженными — в получении начальной профессиональной подготовки: в сравнении с 1995 г. численность принятых в 2010 г. составила по вузам 205,5%, по ССУЗам 105,4% и по ПУ — 40,7%25 [10].

В результате за двадцатилетний период существенно поменялся уровень занятости большей части молодежи. Среди самых младших (до 20 лет) вместо четверти сверстников, имевших занятие, сегодня лишь очень небольшая — пятнадцатая  их часть занята в экономике. У молодежи в возрасте от 20 до 25 лет ситуация, когда большинство — почти три четверти — имели занятие, сменилась положением, когда занята практически половина когорты. Характер занятости сохранился прежним лишь в старших возрастах: рассматриваемый показатель в группе 25-29-летних — более четырех пятых на начало и конец периода. Поменялись также абсолютные и относительные масштабы отдельных возрастных групп трудящейся молодежи. В целом все имеющие занятия в возрасте до 30 лет устойчиво составляют около четверти всех занятых в экономике, также схожей в начале 1990-х и в конце 2000-х годов оказалась абсолютная численность занятой молодежи — 17909 тыс. человек в 1992 г. и 16812 тыс. человек — в 2009. Но уже к 2012 году в силу демографических причин она резко снизилась и составила 9184 тыс. человек. Между тем соотношение численности групп «до 20 лет», «20-24 года» и «25-29 лет» существенно изменилось: в 1992 году оно составляло 14,3%, 38,1%, 47,6% соответственно, а к 2012 году указанное соотношение стало гораздо более ассиметричным: 3,4%, 36,5%, 60,0%. Основной вектор перемен — гораздо более малочисленной стала группа самых младших, а затем и средней возрастной группы [8].

В ходе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что система профессиональной ориентации молодежи требует очень больших доработок и изменений. В ходе оптации, которая проходит в среде молодёжи абитуриенты выбирают профессию без учета сложившейся ситуации на рынке труда края. В жизненных планах молодежи доминирует ориентация на получение высшего образования при большей востребованности на рынке труда рабочих профессий. Высшее образование рассматривается родителями и учащимися как инвестиционный капитал, обеспечивающий более успешный карьерный рост молодых людей. Традиция, сложившаяся в отечественном образовании, связанная с акцентированием молодежи терминальной ценности образования, сменяется тенденцией, когда образование в большей степени ценится инструментально. Со стороны государства слишком мало уделяется внимания этому вопросу. Молодежь при выборе профессии предоставлена сама себе. Что не может негативно не сказаться на результатах профессиональной подготовки будущих специалистов. Молодежи предоставляется слишком мало информации о возможностях профессиональной ориентации, об организациях и учреждениях, в которых можно получить консультации по поводу выбора профессии. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации. От правильности выбора профессии молодым поколением, зависит не только его личная судьба, но и судьба страны.

Литература:

  1. Бондаренко, Г.И. Человеческий капитал как показатель уровня общественного развития / Г.И. Бондаренко // Вестник РУДН, 2003. — № 1 — (4). С. 141-147. (Серия Социология)
  2. Кабарчук Т.С. Непостоянная занятость и социальная стратификация // Социологический журнал. 2009. № 3.
  3. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда // Вестник обще- ственного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 3 (71). С. 26-34.
  4. Капелюшников, Р. / Р. Капелюшников // Вестник общественного мнения.-2005- №4 (78) июль-август, С. 46-54.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 182.
  6. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 3. С. 32 — 39.Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 19.
  7. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М.: ЦСП и М, 2015. — 232 с.
  8. Российский статистический ежегодник. 2001: Стат. сб. М.: Госком- стат России, 2001. С. 133, 145; Экономическая активность населения России. 2010. Стат. сб. М.: Росстат, 2010. С. 40; Обследование населения по проблемам занятости 2012.
  9. Трудовой кодекс РФ: ФЗ от 30.12.2001 №197-ФЗ 116-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» // consultant.ru/
  10. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траекто- рии российской молодежи (на материалах социологических исследова- ний). М.: ЦСПиМ, 2014. С. 43 — 44.[schema type=»book» name=»ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЕЁ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМОВ ГОРОДА ХАБАРОВСКА)» description=»В статье представлены данные социологического исследования за 2015 год профессионального самоопределения выпускников техникумов города Хабаровска. » author=»Горовая Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found