В условиях стремительно растущей мировой глобализации наиболее важной составляющей любого государства стала экономика, без которой невозможно его существование и динамика. Среди множества факторов, влияющих на экономику, основополагающими являются демографические показатели, потому как население – это ядро любой экономики. Одним из первых стоит фактор старения населения.
На сегодняшний день общемировой демографической тенденцией непосредственно является увеличение доли взрослого населения, по оперативным данным ООН пик наблюдался в 2011 году. Россия не исключение, даже наоборот, это одна из стран-лидеров по удельному весу пожилых людей. В перспективе масштабы старения населения России приобретут еще больший характер.
Говоря о старении в общем смысле, можно выделить два типа старения. «Старение снизу» – это увеличение доли старших возрастных групп в результате сокращения абсолютной численности и доли детей; «старение сверху» – увеличение доли старших возрастных групп из-за увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости. В России четко выраженно «старение сверху». Как можно судить по официальным данным Росстата наблюдается стабильное увеличение средней продолжительности жизни мужчин и женщин, соответственно 63,09 и 74,88 лет в 2010 году и 65,29 и 76,47 лет в 2014 году.
Данная демографическая тенденция России может быть вызвана низким уровнем рождаемости, повышением уровня жизни населения: улучшением уровня медицинских услуг, отдыха, образования и другими.
В РФ активно проводилась и продолжает проводиться демографическая политика, целью которой является улучшение качества жизни, внедрение новых технологий в медицину, обеспечение здравоохранения людям пожилого возраста. Результатом этого стало снижение смертности за последние пять лет по федеральным округам с 14,2 до 13,1 промилле. Активные государственные меры повысили рождаемость примерно на 0,8 промилле (2010 год – 12,5 промилле, 2014 год — 13,3 промилле) в территориальном разрезе. Также стоит учесть активные процессы миграции, коренным образом влияющие на разрозненность коэффициента старения по РФ и отдельно по федеральным округам.
По последнему прогнозу Росстата с 2016 года естественное движение населения по низкому уровню будет снижаться, по среднему и высокому, соответственно с 2018 и 2021 гг. По среднему варианту прогноза предполагается снижение рождаемости в 2030 году на 3,5‰, достигнув 9,6‰, а смертности, соответственно увеличится с 12,5‰ до 13,0‰. По-прежнему положительной на этот период останется динамика суммарного коэффициента рождаемости (с 1,768 до 1,770 рождений).
Стоит отметить, что по оценкам специалистов во всех вариантах прогнозов средняя продолжительность предстоящей жизни будет увеличиваться. ООН предлагает следующую шкалу демографического старения населения: если доля лиц от 65 лет и старше в общей численности населения меньше 4% — население молодое; 4-7% — население на пороге старости; 7% и более – население старое. Эта шкала применяется во всех экономически развитых странах. На практике для расчета относительных показателей старения населения в нашей стране используется коэффициент старения – соотношение численности населения в возрасте 60 лет и старше и общей численности населения страны. Для оценки уровня старости населения можно воспользоваться шкалой польского демографа Э. Россета [2]:
Таблица 1.
Шкала демографической старости
Этапы старения населения и уровни старости | Лица в возрасте 60 лет и старше, % ко всему населению |
Демографическая молодость | ниже 8 |
Первое преддверие старости | 8-10 |
Собственно преддверие старости | 10-12 |
Демографическая старость
начальный уровень средний уровень развитый уровень сильно развитый уровень |
12 и выше
12-14 14-16 16-18 18 и старше |
На основе данных Росстата можно наблюдать динамику роста этого показателя за последние пять лет с 18,2% до 19,8% (с учетом Крыма) и зафиксировать усугубляющийся сильно развитый уровень старости.
Уровень старости своего рода оценка демографического состояния экономики страны. Любые структурные изменения влекут за собой ряд последствий, одним из важнейших является демографическая нагрузка на лиц трудоспособного возраста, а главное на трудоспособное население трудоспособного возраста. По официальным данным Росстата территориальные показатели нагрузки в 2010 и 2014 гг. имеют по нашим расчетам ярко выраженную тенденцию увеличения (табл.2):
Таблица 2.
Распределение численности населения РФ по возрастным группам
ФО |
2010 г. |
2014 г. |
||
Общий коэффициент демографической нагрузки, ‰ | Коэффициент демографической нагрузки пожилыми людьми, ‰ | Общий коэффициент демографической нагрузки, ‰ | Коэффициент демографической нагрузки пожилыми людьми, ‰ | |
ЦФО | 623,9 | 398,7 | 686,2 | 437,0 |
С-ЗФО | 596,3 | 364,4 | 669,7 | 413,8 |
ЮФО | 637,5 | 377,6 | 711,6 | 423,3 |
С-КФО | 613,6 | 248,6 | 673,5 | 270,0 |
ПФО | 607,8 | 350,4 | 702,2 | 410,2 |
УФО | 575,9 | 308,0 | 675,5 | 362,3 |
СФО | 588,1 | 309,7 | 690,1 | 369,0 |
ДФО | 556,5 | 284,1 | 639,9 | 338,1 |
По данным таблицы коэффициент демографической нагрузки лицами в возрасте 55 (60) лет и старше становится доминантной, что и заложено в краткосрочных прогнозах Российской Академии наук. Так, в 2030 году нагрузка населением старше трудоспособного возраста вырастет с 429 до 534 ‰, увеличив в целом нагрузку до 863 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста только по среднему варианту прогноза Росстата.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходима детальная оценка структурных сдвигов, то есть происходящих структурных колебаний данного показателя в территориальном разрезе.
Существует ряд абсолютных и относительных (нормативных) показателей для анализа структурных изменений социально-экономических и демографических процессов, таких, например, как линейный коэффициент абсолютных и относительных структурных сдвигов Казенеца, интегральные коэффициенты Гатева, Салаи и др. С точки зрения научной обоснованности наиболее реальными являются нормативные коэффициенты возможных различий. Для выявления, как различий структур, так и степени их тождественности выступает коэффициент Рябцева:
где p_i1, p_i0 – удельный вес доли населения, соответствующей определенной возрастной группе, в совокупности, соответственно текущего и базисного года
В соответствии с официальными данными Росстата о численности населения моложе, старше трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте мы рассчитали эти показатели по федеральным округам (табл.3):
Таблица 3.
Коэффициент Рябцева по ФО РФ за 2010 и 2014 гг.
Округ | ЦФО | С-ЗФО | ЮФО | С-КФО | ПФО | УФО | СФО | ДФО |
2,1 | 2,6 | 3,0 | 2,1 | 3,3 | 3,5 | 3,5 | 3,1 |
По шкале атрибутивных оценок различий структуры по значениям коэффициента Рябцева можно отметить, что за пять лет в возрастной структуре населения не произошло существенных изменений (структуры тождественны, либо с весьма низким уровнем различий). Средние изменения структурных групп УФО и СФО – на 3,5% и ЦФО — 2,1% являются наиболее заметными.
Одной из главных социальных гарантией пожилых граждан остается пенсионное обеспечение. Уровень пенсий в целом в РФ и по ФО в частности является показателем состояния экономики и уровня производительности труда. В этой связи важным является оценка колеблемости среднего размера пенсии в РФ с учетом территориальных изменений, под воздействием, как уровня средней пенсии, так и структуры численности пенсионеров (табл. 4):
Таблица 4.
Численность пенсионеров и средний уровень пенсии на территориях РФ
Округ |
Средняя пенсия числа пенсионеров по старости, руб. | Численность пенсионеров, тыс. чел. | ||
2010 г. | 2014 г. | 2010 г. | 2014 г. | |
ЦФО | 6146,7 | 10095,3 | 1075,1 | 11094,0 |
С-ЗФО | 7044,1 | 11331,1 | 3982,0 | 4108,0 |
ЮФО | 5756,7 | 9216,3 | 3836,0 | 3978,0 |
С-КФО | 5333,1 | 8482,2 | 2130,0 | 2280,0 |
ПФО | 5832,9 | 9496,9 | 8446,0 | 8757,0 |
УФО | 6561,9 | 10793,7 | 3283,0 | 3468,0 |
СФО | 6165,0 | 9942,1 | 5248,0 | 5559,0 |
ДФО | 7324,4 | 11829,6 | 1729,0 | 1775,0 |
Итого | — | — | 29729,1 | 41019 |
Так, используя индексный метод, можно отметить, что при увеличении средней пенсии в РФ с 2010 года по 2014 год, соответственно с 3273,7 руб. до 9801,6 руб. (или в 2,994 раза), за счет среднего размера пенсии по ФО она увеличилась на 58,7%, а структурных сдвигов в численности пенсионеров — на 88,6%.
Безусловно, увеличивающаяся тенденция старения населения будет иметь многочисленные социальные и экономические последствия:
- Смещение структуры спроса из-за изменения возрастной структуры населения.
- Изменение объема и структуры сбережений.Поскольку периоды формирования и использования сбережений чередуются, сдвиги в возрастной структуре населения существенно влияют на их динамику.
- Снижение предложения труда из-за старения населения.В частности, в России изменение численности населения при неизменных показателях трудовой активности приведет к сокращению численности экономически активного населения на 20 млн чел.. При той же производительности труда это замедляет рост валового внутреннего продукта на душу населения, значит при прочих равных условиях, старение замедляет рост уровня жизни.
- Значительное увеличение потребности в бюджетных ресурсах вследствие роста доли пожилого населения.
- Существенное изменение потоков финансовых ресурсов и обязательств между поколениями.
Сегодня не уделять внимания изучению процессов демографического старения населения при оценке экономической ситуации в стране нельзя, так как одним из последствий такого процесса является рост демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте. Говоря о социально-демографической политике государства, необходимо отметить, что она во многом зависит от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономических процессов, на снижение расслоения общества и создание благоприятных социальных условий, а также повышение уровня и качества жизни населения. Поэтому ее приоритетами в 2014-2025 гг. должны выступать стабильное повышение рождаемости и продолжительности предстоящей жизни, а также привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов в активном трудоспособном возрасте. В соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», демографическая политика должна быть направлена на повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста, при условии, что доля молодых людей в общей численности населения будет увеличиваться.
Список литературы:
- «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (разработана на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 2000, № 2, ст. 170.
- Россет Э. Старение населения – демографическая проблема ХХ в./ Проблемы народонаселения. –М.: «ПРОГРЕСС», 1977 – 166с.
- Федеральная служба государственной статистики – Электронный ресурс. — URL: (дата обращения 17.11.15г.).
- Пенсионный фонд РФ – Электронный ресурс. – URL: (дата обращения 19.11.15г.)[schema type=»book» name=»ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРУКТУРНОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» description=»Статья посвящена анализу демографических показателей старения населения в 2010-2014 гг.; рассматриваются факторы влияния на изменение динамики старения населения России в территориальном разрезе, используя методы структурного и динамического анализа. » author=»Долбик-Воробей Татьяна Александровна, Волобуева Екатерина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]