Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
НЕТИПИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕТИПИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕТИПИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Для современного периода развития российского общества характерны интеграционные процессы, которые наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности индивидов, затрагивают все социальные институты, социальные структуры, социальные взаимодействия, и приводят к образованию нового социального порядка. Указанные процессы сопровождаются гуманизацией социальной сферы и обусловливают необходимость перехода в рассмотрении личности от установки на социальную полезность к установке на социальную толерантность, к обеспечению прав каждой личности на достойную и независимую жизнедеятельность, проявление своего потенциала независимо от имеющихся способностей или убеждений. В то же время в контексте современных социально-экономических трансформаций усиливается социальное расслоение общества, получают распространение различные типы социального неравенства, происходит интенсификация процессов маргинализации больших социальных групп населения. Такие социальные группы в науке получили название «нетипичные», «инаковые», а индивиды, принадлежащие к ним, часто рассматриваются как угрожающие стабильности общества, и своим социальным положением и формами возможной жизнедеятельности приводящие к его дезинтеграции. Последствия социального функционирования таких нетипичных индивидов воспринимаются остальными индивидами как дисбаланс в налаженных функциональных связях в обществе  [1, с. 28]. Именно поэтому необходимо приложить усилия по их интеграции и наладить социальные взаимосвязи между различными группами населения.

В современной социально-психологической науке изучение особенностей поведения и жизнедеятельности нетипичных, «инаковых» личностей, а также динамики их взаимодействия в социуме представляет отдельный научно-исследовательский интерес. Различные понимания нетипичности находим в работах С. Пешкова, Н. Шабалиной, И. Михайловой, А. Елизарова, Т. Добровольской, Е. Ярской-Смирновой, Ю. Элланского и др. В данных работах подчеркивается, в основном, социокультурный аспект нетипичности, который позволяет рассматривать «инаковую» личность как социологическую категорию, способности и возможности которой обусловлены ее социокультурным статусом в обществе, и определяются социальным стереотипом. Социологические подходы к нетипичности как социокультурному феномену часто соотносят ее с особым социокультурным статусом людей с ограниченными возможностями здоровья и интерпретируют болезнь как «специфическую роль, навязываемую человеку социальным окружением» [9, с. 45]. В подобной интерпретации нетипичности теоретико-методологический интерес представляют работы исследователей социальной феноменологии – П. Бергера, Т. Лукмана, K. Вольфа, социокультурная теория нетипичности Д. Зайцева и Е. Ярской-Смирновой, теория стигматизации Э. Гоффмана, теория «наклеивания ярлыков» Э. Лемертона и Г. Беккера, теория социальной дистанции Г. Зиммеля, маргинальности Р. Парка, феномен «чужого» А. Шюца, теория «чужого» А. Елизарова.

Представители социальной феноменологии – П. Бергер, Т. Лукман и               K. Вольф рассматривают толерантность к инаковости, нетипичности через призму проявления иного знания в индивидах. При этом, собственная система знаний ценностей индивидов, сформированная у них посредством социализации в «своей» группе, может отличаться от системы знаний и ценностей тех индивидов, процесс воспитания и социализации которых происходил в других группах. В результате того, что данный индивид «не способен автоматически исходить из понимания, что его представления о хорошей жизни такие же, что и у других людей» [13, с. 128], и развивается социальное дистанцирование, что предполагает наличие «чужого» среди членов общества.

Несколько иное понимание нетипичности находим в работах                            Э. Гоффмана. Согласно его теории стигматизации, нетипичность как социокультурное явление следует рассматривать через механизмы взаимоотношений и идентификации в социуме, когда в обществе наблюдается «процесс отторжения отдельных индивидов от средств жизнеобеспечения, принятие изолирующей ситуации как должной, освобождающей от необходимости выполнять нормы и правила, принятые в обществе» [7, с. 42]. Другими словами, по мнению ученого, индивид приобретает «стигму» (ярлык), когда в реальном обществе он представляет «реальную социальную идентичность», хотя должен представлять «фактическую социальную идентичность» [7, с. 42].

Подобного понимания нетипичности придерживаются и отечественные исследователи – Д. Зайцев, Е. Ярская-Смирнова и А. Елизаров. По мнению              Д. Зайцева, одно и то же состояние человеческого организма может неодинаково воспринято самим индивидом и обществом и иметь различные последствия для субъектов взаимодействия в зависимости от их социально-демографических характеристик и контекста социальной ситуации [4, с. 66].

Е. Ярская-Смирнова обосновывает тезис о том, что нетипичные личности занимают особую «нишу» в социальной структуре общества, а «отклонение от нормы автоматически приводит к изменению характеристик статуса независимо от того, какие нормы не соблюдаются: физического или психического здоровья, повседневного общения или законопослушания» [12, с. 42]. Другими словами, социальный статус, по мнению исследователя, отражает существующие в данном социуме и данной культуре представления о норме и патологии.

Социальный психолог А. Елизаров также связывает проявление нетипичности с социальным дистанцированием от носителя нетипичных свойств, что находит отражение в неприятии такой личности, «отторжении» ее от остальных индивидов, и сопровождается процессом личностной и групповой идентификации [3, с. 57]. При этом, А. Елизаров определяет нетипичность как особое свойство индивида, «присущее ему на низших уровнях личностного развития и реализующее определенную полезную функцию в его жизнедеятельности» [3, с. 58]. В частности, ученый считает, что в процессе личностного развития человек становится более терпимым по отношению к себе и другим личностям. Однако степень этой терпимости зависит от особенностей социализации личности, расширения кругозора, углубления знаний и укрепления представления о себе и окружающем мире.

Рассматривая традиции в изучении нетипичности, нельзя не отметить теорию «наклеивания ярлыков», или теорию социальной интеракции, разработанную Г. Беккером и Э. Лемертоном. Особенность данной теории состоит в объяснении нетипичности с позиций теории социальной девиации. В своей теории Г. Беккер и Э. Лемертон подчеркивают, что «девиация определяется способностью самых влиятельных групп общества навязывать другим социальным группам конкретные стандарты поведения» [2, с. 97]. В частности, исследователи представляли девиацию не как некое свойство поведения личности, а как результат соотнесения этого свойства с доминирующей культурой и стереотипным отношением к нему влиятельных групп общества.

В объяснении феномена нетипичности проявлением социальных стереотипов отдельный интерес представляют работы зарубежных исследователей Г. Зиммеля, Р. Парка и А. Шюца, с именами которых связана третья традиция в изучении нетипичности.

Обосновывая идею нетипичности, Г. Зиммель разработал теорию социальной дистанции, согласно которой основой неприятия нетипичной личности в «обычную» среду служит процесс дистанцирования. Данный процесс отражает глубинные свойства личностной и групповой идентификации, в результате чего нетипичная личность находится как бы в «непрозрачной зоне «чужого» [5, с. 14]. Сторонникам подобного рассмотрения нетипичности является также Р. Парк, который в своей концепции маргинальной идентичности приводит следующие объяснения данного феномена: «нетипичность проявляется на пересечении двух культурных систем – культуры сообщества, которому принадлежит личность, и собственной субкультуры» [6, с. 16].

Другой зарубежный исследователь, А. Шюц, акцентировал на различиях между «Мы»-группа, с которой личность соотносит себя, и «Они»-группа, которая является для личности «чужой», «инаковой». А. Шюц считал, что явление «чужого» «выходит за границы интерсубъективного мира», поскольку дифференциация на своих и чужих в социуме всегда порождает противоречие и конфликт [8, с. 69]. Таким образом, исследователь интерпретировал феномен «нетипичности» в аспекте интеграции как «утрата и/или ослабление связей между личностью и обществом, когда и то и другое предстает как чужое, непривычное, незнакомое» [8, с. 70]. В том же случае, когда инаковость состоит в наличии характерных особенностей, свойственных какому-либо типу личности, то она будет являться синонимом «оригинальности, малохарактерности, нешаблонности, атипичности» [8, с. 71]. «Выпадение» личностей из естественной социальной структуры дестабилизирует социокультурное пространство, с одной стороны, и создает угрозу нарушения целостности данного пространства – с другой, что делает значимой проблему их социальной интеграции.

Таким образом, ученые полагают, что общество само приписывает личности и группе, к которой она принадлежит, статус маргинальных, что приводит к затруднению интеграции «чужих» в социум.

Обобщая рассмотренные теоретико-методологические подходы к понятию «нетипичность», можно прийти к заключению, что это социокультурный феномен, интерпретация которого имеет объективно-субъективное содержание. С одной стороны, нетипичность определяется представлениями социума о социальных ролях и социокультурном статусе нетипичных личностей, с другой – она обусловлена содержанием интерсубъективного мира таких личностей. В результате нетипичность личности обусловлена степенью ее соответствия социальным нормам и паттернам поведения, а также степенью потенциальной «полезности» личности в социуме, что позволяет сделать вывод о ее интегрированности или дистанцирования от общества.

Список литературы:

  1. Горовая В.И., Зайцева О.Г., Тарасова С.И. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза. Москва-Ставрополь, 2003.
  2. Кириллова Л.С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кубанский государственный университет. Ставрополь, 2010
  3. Лобейко Ю.А., Ивашова В.А., Таранова Е.В. Социально-педагогический мониторинг в аграрном вузе как способ оптимизации управления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 12. С. 56-58.
  4. Лобейко Ю.А., Розова Т.Н., Тарасова С.И., Хохлова Е.В., Попрядухина Е.А., Борозинец Н.М., Зайцева О.Г., Таранова Е.В., Кобрянова И.В., Ивашова В.А., Федиско О.Н. Педагогика и психология профессионального образования. Ставрополь, 2006.
  5. Минаев И.Г., Таранова Е.В., Ушкур Д.Г., Самойленко В.В., Голубницкая Е.Н. Лабораторный комплекс для подготовки инженерных кадров АПК – современное решение профессионально-компетентностных задач // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12). С. 14-18.
  6. Таранова Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2003
  7. Таранова Е.В., Тарасова С.И., Анникова Л.В., Колесникова Т.В. Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности. Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 15. № 1. С. 40-44.
  8. Тарасова С.И., Галеев Е.В. Комплексная система оценки персонала // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 68-72.
  9. Тарасова С.И. Педагогическая деятельность как эволюционирующая категория педагогики и способ педагогического бытия. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2006
  10. Тарасова С.И., Таранова Е.В. Исследование процесса формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С. 92-108.
  11. Трухачев В.И., Тарасова С.И., Таранова Е.В., Скрипкин В.С. Система здоровьесберегающего сопровождения педагогического процесса в современном вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 1. С. 2-6.
  12. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. – Саратов, 1997. – 272с.
  13. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.[schema type=»book» name=»НЕТИПИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ» author=»Анникова Людмила Владимировна, Колесникова Татьяна Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАКТЕРИНА» pubdate=»2017-05-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found