Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Важной тенденцией развития образовательной системы, ориентированной на компетентностный подход (т.е. формирование ключевых компетентностей) [3; 6], является  использование в учебном процессе соответствующих  современных методов и технологий обучения. Компетентностый подход основан на ряде принципов, одним из которых является организация образовательного процесса, создающего  необходимые условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения когнитивных, коммуникативных, морально-нравственных  и организационных проблем при освоении  материала  [6]. Необходимая составляющая таких условий – методы и приемы, способствующие реализации  целей современного образования.

Современные технологии обучения – это совокупность методов, приемов и способов,  которые обеспечивают достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью в определенное время, рационально организуют  деятельность  учителя и учащихся. Особенностями современных технологий обучения являются: результативность – высокий уровень достижения поставленной цели; экономичность – усвоение за единицу времени  оптимального объема информации; эргономичность –  атмосфера сотрудничества в процессе обучения; высокая мотивация в изучении языка [4, с. 76].

Начиная работу с   классом,  учитель должен четко представлять себе  конечные цели обучения: в говорении – в каких сферах общения  и на какие темы должны уметь говорить учащиеся, какой лексический запас при этом  использовать, с какой скоростью говорить; в аудировании – тексты какого характера,  какого объема, звучащие с какой скоростью  должны понимать; в чтении – каким видом чтения (в зависимости от коммуникативной установки) уметь пользоваться; в письме – какие виды письменных работ  уметь составлять.

 Исходя из конечных целей обучения в данном классе, учитель определяет цель каждого урока, которая  будет отражать конечную цель  только в какой-то мере. Цель должна быть конкретной, т.к. каждый урок – это определенный этап в формировании навыков и умений на ограниченном языковом материале.

Цель должна определяться развиваемыми видами речевой деятельности и языковым материалом. В зависимости от поставленной цели учитель определяет  содержание урока.

Между обучением  языку в целом (в школе) и конкретным уроком существует промежуточная цель – формирование (развитие, совершенствование) определенного навыка или умения в том или ином виде речевой деятельности на конкретном языковом и текстовом материале. Например,  если целью урока является научить учащихся интерпретации прочитанного текста, то промежуточными целями  будут: развитие  умения сформулировать проблему (вопрос, предмет) обсуждения, определение преследуемой автором цели, его замысел, в том числе основную идею,  вывод о прочитанном, выражение своей точки зрения.       Следовательно, конкретный урок представляет собой этап длительного многоступенчатого процесса формирования навыков и умений на языковом материале, изучаемом в данном классе. Цель каждого  урока должна быть соотнесена с общей целью обучения. Согласно цели урока  следует выбирать метод реализации  задач.

Современный урок должен строиться  в оптимальном режиме, устраивающем всех учащихся независимо от их индивидуальных особенностей. Активность учащихся можно обеспечить  внедрением современных  методов обучения, нетрафаретной структурой урока, способствующей возникновению мотивации   и  созданию благоприятного психологического климата.

Задача учителя состоит в том, чтобы привлечь внимание, вызвать интерес, пробудить у учащихся мотивы понимания и запоминания, причем в такой форме, которая способствовала бы  возникновению желания продолжить учение и проявить соответствующую активность. Каждый ученик должен быть активным субъектом учебной деятельности, что достигается интерактивными методами обучения[1], при использовании которых обеспечивается интенсивное, комплексное, многостороннее, одновременное взаимодействие  участников учебного процесса как  партнеров; целенаправленное развитие познавательных возможностей учащихся, потребности в самосовершенствовании. Совместная самостоятельная познавательная деятельность становится творческой, продуктивной, увлекательной, исследовательской. Именно активность обучающегося  признается основой достижения развивающих целей обучения в современной психологии обучения и образования.

Компетентностный подход  в образовательном процессе реализуется путем использования интерактивных методов обучения, способствующих приобретению коммуникативного опыта на основе непосредственного  участия в актах взаимодействия: ученик – информация, ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – ученик.  Данные методы и приемы  описаны в образовательном проекте «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;  на их основе  была  выработана  иная модель обучения [7], которая  отличается от традиционной репродуктивной (повторение известного — знакомство с новым материалом —  его закрепление).  Предложенная  модель, направленная на создание собственного продукта обучения,  способствует  формированию навыков высокого порядка: анализа, синтеза, сравнительной оценки  (по Б. Блуму)  [цит. по:1]. Состоит модель из трех стадий: вызов, осмысление содержания, размышление.

На первой стадии (вызов) необходимо не столько выявить, что знает учащийся, сколько актуализировать его предыдущий опыт и знания, активизировать обучаемого для изучения нового материала (создать мотивацию). На этом этапе закладывается продуктивность и конструктивность дальнейшей деятельности обучаемого.

 Этому способствует организованная определенным образом работа (использование приемов: «мозговой штурм», простой кластер, прогнозирование по названию,  ключевым словам, восстановление логической цепочки и т.д. [2; 5; 7]) .  Вопросы «Что вы знаете или думаете, что знаете о…?», «Как вы думаете?» дают возможность высказаться каждому, снимают страх показаться несведущим. Диалог, который завязывается сначала с самим собой, а затем продолжается в парах и в группах, позволяет направить студента на дальнейшее активное изучение нового материала. На обдумывание ответов должно быть предоставлено время, которое  прогнозируется в зависимости от аудитории и предлагаемого задания.

Вторая стадия (осмысление содержания) связана с непосредственной работой над новым материалом. Преодолеть «монологовость» и перейти на диалоговый режим на стадии осмысления содержания удается путем обозначения мыслительных операций по освоению новой информации (чтение с пометами, вопросы к автору, составление «двухчастного дневника», использование «схемы предсказания» при чтении текста и др. [2; 5; 7]), их пошаговому выполнению. Именно пошаговость выполнения мыслительных операций позволяет направить деятельность ученика на освоение содержательно-смыслового контекста занятия, вступить учащемуся в активный диалог с предлагаемой информацией, поддерживать мотивацию на протяжении всего занятия. На этом этапе важно предоставить обучаемому  достаточное количество времени для индивидуального осмысления нового содержания, на эффективную работу в режиме диалога «учащийся – информация».

На третьей стадии (размышление или рефлексия)  обучаемым дается время, чтобы поделиться тем опытом, который они приобрели в процессе работы над новой информацией, сначала в парах, а затем в группе. Успешность диалога на этом этапе гарантирована мотивацией, которая была создана на стадии вызова и поддерживалась на протяжении всей работы, результативностью мыслительной деятельности, т.к. учащийся не только делится с другими, но и сам обогащается.

Интерактивная деятельность предполагает работу индивидуально, затем   в парах, в малых группах, где обсуждается результат индивидуальной работы, возникают элементы дискуссии, создается совместный продукт учебной деятельности  (например, метод «Зигзаг», «Чтение, суммирование прочитанного в парах» и др.  [2; 5; 8]).  Работа в малых группах будет эффективна, если она основана на следующих 5 составляющих  элементах   совместного обучения:  положительная взаимозависимость; стимулирующее взаимодействие друг с другом; индивидуальная ответственность; межличностные навыки и навыки работы в малой группе; групповая обработка [2, с. 224-225].

Использование  интерактивных методов на уроке языка способствует повышению мыслительной активности учащихся, совершенствованию  всех  видов речевой деятельности, позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении.

Учителю любого языка не следует забывать, что его главная задача  —   развитие социально значимой и ценностно-ориентированной личности, приучение учащихся к умственному труду, что является более важным, чем передача готового знания. Анализ  новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить о том, что для обучения важно не только передать  знания, но и привить   навыки и умения самостоятельно находить и анализировать  новую информацию, оценивать и применять ее,  аргументированно рассуждать,  устанавливать причинно-следственные  связи,   вырабатывать способности постоянного самообразования.

Многолетний опыт  тренера  программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (или «Чтение и письмо для развития критического мышления»)  и  педагога, активно использующего интерактивные методы, позволяет говорить о  трех основных проблемах использования их учителями в педагогической  практике:

1) «нагромождение»  методов  на одном уроке по принципу «чем больше, тем лучше». Например,   на одном уроке предлагались два метода  («ИНСЕРТ» (чтение с пометами), «Знаю — хочу узнать – узнал»), три приема (кластер, синквейн,  «мозговой штурм»).  В течение 45-ти минут не могут быть успешно реализованы несколько методов и приемов;

2) нарушение пошаговости в реализации методов. Например,  прием, характерный для 1 стадии (вызов), предлагается на 3 (рефлексия): простой кластер, используемый на стадии вызова для актуализации имеющихся знаний и опыта учащихся, активизации их мыслительной деятельности, —  на  стадии рефлексии, где учащиеся делятся тем опытом, который приобрели в процессе работы над новой информацией.

Учителя  не всегда понимают, что у каждого метода и технологии свои возможности для  развития конкретного навыка или умения, использование на одном уроке нескольких методов и технологий может привести к  тому, что будет нарушена логика проведения  урока, цель не будет достигнута. Только овладев в полном объеме  этими методами и технологией, глубоко проработав их, можно понять особенности их применения и  какой материал можно дать именно через  тот или иной метод;

3) отсутствие соответствующей атмосферы на уроке.

Интерактивные методы позволяют построить урок так,  чтобы учитель и ученики стали  речевыми партнерами по общению, для чего учителю необходимо с  начала урока создать благоприятный психологический климат, способствующий переключению учащихся с родного языка на изучаемый. Благоприятная атмосфера должна поддерживаться в течение всего урока грамотным распределением времени. При распределении времени на уроке следует учитывать паузы в работе, которые необходимы для переориентации учащихся на другой вид деятельности, для обдумывания ответа, для подготовки к выполнению следующего задания. Распространенной ошибкой учителей является заполнение пауз пояснением, напоминанием о том, что они уже знают, умеют делать, замечаниями, что  не позволяет учащимся сосредоточиться.

 Как показывает практика, психологический климат может быть нарушен при работе над ошибками, если учитель называет, кем была допущена та или иная ошибка. Этого источника  отрицательных эмоций обязательно следует избегать на уроке, тем более что  работа над ошибками ведется не потому,  что их допустил какой-то  ученик, они являются типичными для большинства учащихся.

Часто ознакомление  с оценками  контрольных работ проводится путем их оглашения  в присутствии учащихся всего класса и обсуждения во время урока. При этом не учитываются индивидуальные психологические особенности учащегося. Не каждый  психологически готов обсуждать  и признавать свои ошибки в присутствии  других учащихся. Подобная практика создает дискомфорт для неуспевающих, часто приводит к боязни контроля и оценивания, к отдалению учащегося  не только от учителя, но и от других учащихся. В этом случае меняется отношение ученика к учителю, он превращается из  советчика и партнера по общению в надсмотрщика.

Сохранению благоприятного психологического климата способствует обращение к учащимся по именам, а не по фамилиям.

Доброжелательная атмосфера в классе оказывает положительное воздействие на личность ребенка, повышает его уверенность в собственных силах, снижает защитные реакции, что особенно проявляется у слабых, замкнутых, обычно пассивных учащихся. Урок эффективен, если  создана комфортная  атмосфера взаимопонимания, доверительности и требовательности.

Данные методы предполагают непосредственное взаимодействие учеников, их совместную согласованную деятельность, которая возможна лишь при соблюдении социальных норм.  На  таком уроке важны два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями; личный поиск должен предшествовать обмену мнениями и найденными решениями.

Таким образом, использование интерактивных методов позволит реализовать компетентностный подход в современном образовательном процессе. Целесообразный выбор  метода и его пошаговая реализация  обеспечат результативность, экономичность, эргономичность и высокую мотивацию в изучении языка. На  таком уроке важны два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями; личный поиск должен предшествовать обмену мнениями и найденными решениями. Непосредственное взаимодействие учеников предполагает их совместную согласованную деятельность, которая возможна лишь при соблюдении социальных норм.

Непродуманное  использование интерактивных методов может привести к нарушению коммуникативной ценности урока. Готовясь к уроку, учитель каждый раз должен   четко представлять себе, чему он научит учеников  на данном уроке  и как  будет это делать.

Список литературы:

  1. Гузеев В.В. Обоазовательная технология:от приема до философии. М.,1996.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
  4. История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях: Учебное пособие/ Ред.-сост. А.Н. Щукин. М., 2005.
  5. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии): Метод. пособие/ Т.М. Буйских, И.П. Валькова, Н.П. Задорожная и др.; Под общ. ред. И.А. Низовской. Бишкек, 2005.
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
  7. Мередис К., Стил Дж., Темпл Ч. Как учатся дети: Свод основ:  учеб. пособие для проекта ЧПКМ.  М., 1997.
  8. Стил Дж., Мередис К., Темпл Ч. Обучение сообща. Пособие 5. М., 1998.

[1] Следует разграничивать инновационные методы и интерактивные методы. Не все инновационные методы являются интерактивными.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ » author=»Буйских Татьяна Михайловна, Гасанова Патимат Магомед-Алиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found