Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Анализ и использование существующего зарубежного опыта в организации и осуществлении социальной работы – явление в общем-то обычное для специалистов, работающих в этой области не только в Казахстане, но и в других постсоветских странах. Дело не только в том, что у нас есть известный недостаток в практической социальной работе. Отнюдь не так, – ведь и в государствах бывшего Советского Союза существовала по-своему система развития социальной помощи, опыт которой продолжает сказываться и на сегодняшних подходах к ее проблемам.

Обращение к зарубежному опыту обусловлено целым рядом причин несколько иного порядка. Во-первых, это, конечно же, произошедшая смена социально-экономического уклада и основополагающих факторов жизни населения на постсоветском пространстве в связи с переходом к рыночной экономике с ее принципиально иными основами социальных отношений. Во-вторых, это достаточно резкая смена приоритетов государственной политики в социальной сфере, приведшая к активизации не столько системы социальной помощи на общегосударственном и региональном (местном) уровнях, а сколько к возрастанию роли негосударственных, общественных учреждений и организаций, работающих в этой сфере. В-третьих, это, собственно говоря, сама реструктуризация, иная системная организация социальной помощи, социальной работы. В-четвертых, это, безусловно, само существование зарубежного опыта социальной работы в условиях многолетнего существования и развития общества и отношений между его макро-, микроструктурами и индивидами под эгидой принципов существования демократических институтов правого социального государства.

Первые курсы по подготовке социальных работников появились в самом начале 90-х годов 19 века в Германии, США и Великобритании. Однако фундаментальная профессионализация социальных работников началась после Второй мировой войны. В послевоенный период сложились две основные модели обучения социальной работе – американская и европейская, отличающиеся, прежде всего, степенью практической подготовки обучаемых [1].

Американская система обучения социальной работе представляет собой экспериментальную форму преподавания и обучения, при которой студент получает помощь по созидательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности. Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). За последнее время обучение в агентствах стало играть более значительную роль. Из числа штатных работников агентств выделяются сотрудники, которые руководят практикой студентов. Часть из них полностью освобождается от практической работы с клиентами и закрепляется за студентами.

В Великобритании сложилась практика уже на первом году обучения за студентом закреплять рабочее место и в дальнейшем специализировать его в избранном направлении деятельности. Последние десятилетия в Европе характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Поскольку социальная работа требует от своих представителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, кто ей обучается, находится в возрасте 25, а 30 % 35 лет и старше. Третью часть учащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и в других странах, преобладают женщины.

За рубежом проблему подготовки кадров рассматривают на этапе отбора и поступления молодежи в высшее учебное заведение для получения профессии социального работника. Происходит очень строгий отбор кандидатов [2].

В Норвегии для поступления в ВУЗ по специальности «Социальная работа» необходим опыт практической работы в органах социального обеспечения. В Дании требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз. В Италии и Испании нижняя возрастная границa – 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.

В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированных на социальные науки. Минимальный возраст поступающих – 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам. В Греции предпочтение также отдается мужчинам. В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняет психологическую пригодность и мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучших людей для обучения профессии социального работника.

В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать два официальных языка страны (Официальными языками Швейцарии являются: немецкий, французский, итальянский и частично ретороманский, последний только для делового общения с лицами-носителями ретороманского языка). Кроме этого понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать, предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.

Лишь в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников  имеются  широкие  возможности  выбора  будущей  карьеры  [3].

Весь учебный процесс в зарубежной высшей школе, готовящей социальных работников, основан на сотрудничестве и партнерстве с агентствами социальной защиты. Предоставление рабочих мест координируется представителем комиссии по производственной практике, которая создается в каждом ВУЗе. В состав комиссии входят преподаватели, тьюторы студенческих групп, работники агентств социальной защиты, представители заинтересованных сторон (добровольных организаций, органов местной власти и др.).

Характерной особенностью организации производственной практики по социальной работе является составление трудового договора на основе трехстороннего соглашения: тьютор – студент – инструктор. Это обязательный официальный документ для всех трех его участников. Однако характер, содержательная и организационная стороны договора отражают как общие особенности социальной службы, так и специфику ее специальных направлений.

Анализ подобных договоров, заключенных в разных учебных заведениях Великобритании (Бирмингемский, Уорвикский, Шеффилдский университеты и Лондонская школа экономики), показал, что все они четко определяют требования и цели производственной практики, указывают способы привлечения студентов к проведению антидискриминационной политики. Договор предоставляет студентам возможность овладеть методикой применения соответствующей юридической базы. В нем определены содержание и методы руководства работой студентов, а также продолжительность рабочего дня, учет труда и методы оценки практики [4].

Во Франции существует дифференцированная многоуровневая непрерывная система подготовки специалистов социальной сферы. Ее основой является своевременная профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе (группа профессий «социальной карьеры»).

Интересная практика подготовки социальных работников сложилась в Испании. Образование в сфере социальной работы было введено в учебные планы университетов в 1981 г. Образование давалось на базе колледжей социальной работы, которые присваивали своим выпускникам звание бакалавра в сфере социальной работы. В 1983 г. был выпущен указ, согласно которому все существующие школы социальной работы объединялись в централизованную систему общественных университетов. Таким образом, эти школы стали колледжами социальной работы. По окончании трехлетнего курса обучения в этих колледжах выпускникам присваивается звание доктора наук.

Обучение социальных работников в Австралии и Новой Зеландии ведется в различных формах. Обучение социальной работе ведется в университетах и других высших учебных заведениях, а его продолжительность составляет от двух до четырех лет. Особых курсов для работников социального обеспечения не существует. Все практикующие социальные работники должны быть членами соответствующей профессиональной организации. Членство в ней возобновляется каждые пять лет. Продолжительность практики в Австралии должна быть не менее 140 дней, т. е. 980 часов. В Новой Зеландии этот минимум составляет 120 часов.

Интересный опыт подготовки педагогов-наставников сложился в Канаде. Педагог-наставник является центральной фигурой в процессе практической подготовки будущих социальных работников. От его профессиональной компетентности зависят как успех практики в целом, так и степень удовлетворенности студентов. Поэтому подбор, обучение и удержание в штате квалифицированных педагогов-наставников – важная задача для всех школ социальной работы, ориентирующихся на высокие стандарты профессиональной подготовки [5].

Интересен в этом плане зарубежный опыт, в котором наблюдается общая тенденция практикоориентированности обучения студентов. Так, например, выглядит соотношение практических  занятий непосредственно в учреждениях социальной сферы с общим объемом времени обучения в процентах в различных странах: Франция – 55-65 %, США – 50 %, Англия – 40-50 %, Бельгия – 30 %, Австралия – 25 %, Польша – 25 %, Новая Зеландия – 13 %, Россия – 20 % (социальный работник), 11 % (социальный педагог) [6].

Будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65 % всего учебного времени.

Образование в области социальной работы в России имеет пока непродолжительную (с 1 августа 1991 г.), но очень интересную и вполне самостоятельную историю. Ныне сложилась четкая и стройная система образования в области социальной работы, которая оказывает большое стимулирующее влияние на развитие социального знания и социального образования в стране в целом.

Подготовкой кадров с высшим профессиональным образованием в области социальной работы занимаются 130 ВУЗов в 75 регионах Российской Федерации. Сложился целый ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы. Это, прежде всего, РГСУ, МГСУ, являющийся базовым ВУЗом УМО ВУЗов России по образованию в области социальной работы, АлтГУ, МосГУ (бывший Институт молодежи), МГУС и другие. В этих учебных заведениях обучаются более 30000 студентов, с которыми работают свыше 3550 преподавателей, около двух третей которых имеют ученые степени и звания, в том числе 588 докторов наук, профессоров [7].

Проанализировав зарубежные подходы к подготовке социальных работников, можно сделать такие выводы: большинство стран, входящих в Международную Ассоциацию Школ Социальной Работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, а это, в свою очередь, влияет на более эффективную подготовку и повышение квалификации специалистов. Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника. А во время обучения особое внимание уделяется практике, которая в некоторых странах достигает 65 % всего процесса обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонов, А. Н. Социальная работа: введение в специальность [Текст] : учебное пособие / А. Н. Агафонов. – 2-е изд. – Караганда. : Санат-Полиграфия, 2008. – 159 с. : ил. – ISBN 9965-9489-8-4.
  2. Холостова, Е. И., Дашкина, А. Н., Малофеев, И. В. Зарубежный опыт социальной работы [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. – М. : Дашков и К, 2012. – 364 с. : ил. – ISBN 978-5-394-01338-6.
  3. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. – 10-е изд. – М. : Дашков и К, 2012. – 592 с. : ил. – ISBN 978-5-394-01426-0.
  4. Сигида, Е. А., Бабкин, Н. И., Беззубик, К. В., Лукьянова, И. Е. Содержание и методика социальной работы [Текст] : учебное пособие / Е. А. Сигида, Н. И. Бабкин, К. В. Беззубик, И. Е. Лукьянова. – М. : Владос, 2011. – 346с. : ил. – ISBN 978-5-691-01355-3.
  5. Платонова, Н. М., Платонов, М. Ю. Инновации в социальной работе [Текст] : учебное пособие / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. – 2-е изд. – М. : Академия, 2012. – 256 с. : ил. – ISBN 978-5-7695-9234-8.
  6. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 267 с. : ил. – ISBN 978-5-16-004708-9.
  7. Шарин, В. И. История социальной работы [Текст] : учебное пособие / В. И. Шарин. – М. : Дашков и К, 2010. – 368 с. : ил. – ISBN 978-5-394-00836-8.[schema type=»book» name=»ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ» author=»АНТИКЕЕВА САМАЛ КАНАТОВНА» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found