Исследование, составляющее основу данного сообщения, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой» [1, 2, 3, 4, 5].
В исследовании в качестве экспертов выступили 18 высококвалифицированных преподавателей, докторов и кандидатов психологических наук из пяти различных вузов России, имеющие многолетний опыт преподавания курсов общей психологии, прежде всего, разделов, посвященных психологии личности, а также отдельных курсов по психологии личности. Это – Московский педагогический университет (Институт психологии, социологии и социальных отношений), Сахалинский государственный университет (Институт педагогики и психологии), Московский гуманитарный университет, Московский психолого-социальный университет, Московский институт психоанализа.
Эксперты были предварительно ознакомлены с разработанной системой анализа, и далее им для оценки были предложены следующие известные зарубежные теории личности, широко представленные как в зарубежной, так и отечественной психологической литературе. Это — теории личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Г. Оллпорта, Р. Кеттелла, Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса, Э. Эриксона и А. Бандуры.
Каждый из экспертов оценивал перечисленные выше теории с самостоятельно, и делал это независимо от остальных экспертов, будучи, кроме того, незнакомым с нашими собственными оценками тех же теорий личности, сделанными незадолго до проведения настоящего исследования. В заключение полученные экспертами независимые оценки усреднялись и сравнивались с теми оценками, которые этим же теориям были даны нами в ходе проведенного метанаучного анализа этих теорий.
В таблице 1 представлены итоги описанного исследования, приведены средние оценки соответствующих теорий личности, предложенные нами и независимыми экспертами.
Таблица 1.
Оценки одних и тех же зарубежных теорий личности, полученные нами по предложенной системе метанаучного анализа, и независимыми экспертами
Авторы оцениваемых психологических теорий личности
|
Оценки данных теорий, предложенными нами и независимыми экспертами |
|
Оценки, полученные одним автором настоящей работы | Оценки, предложенные независимыми экспертами | |
З. Фрейд | 11,0 | 9,3 |
А. Адлер | 10,0 | 9,1 |
К. Юнг | 4,0 | 8,2 |
К. Хорни | 6,5 | 6,4 |
Г. Оллпорт | 10,5 | 7,9 |
Р. Кеттелл | 7,0 | 7,3 |
Дж. Келли | 10,5 | 6,9 |
Дж. Роттер | 8,5 | 6,0 |
А. Маслоу | 7,0 | 7,4 |
В. Франкл | 6,0 | 6,8 |
К. Роджерс | 8,5 | 8,9 |
Э. Эриксон | 8,0 | 8,5 |
А. Бандура | 8,0 | 7,1 |
Как видно из таблицы, все эти оценки различаются по абсолютным значениям, хотя соответствующие различия, по-видимому, являются несущественными. Главное заключается в том, в каком порядке друг за другом в ранжированном ряду эти оценки следуют.
Корреляционный анализ (по Спирмену) двух рядов оценок, представленных в таблице 1, дал следующие результаты. Коэффициент ранговой корреляции между соответствующими рядами оказался равным 0,91 и статистически достоверным на уровне р ≤ 0,001. Это означает, что предложенная нами система конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности является надежной, поскольку именно так стандартно проверяется в психологии надежность различных оценочных систем, например, психодиагностических методик. Эта система, кроме того, позволяет проводить такой анализ разным профессионально подготовленным психологам, хорошо знакомым с содержанием анализируемых теорий личности и с предложенной системой анализа. Она, соответственно, обеспечивает объективность получаемых рейтинговых оценок, выставляемых экспертами психологическим теориям личности.
Литература
- Яценко Д. А. Критерии, признаки и процедура методологического анализа психологических теорий личности //Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 1 (26), январь – март 2013. – С. 22-34.
- Яценко Д. А. Методологический анализ теории и практики формирования личности. – М., Московский институт психоанализа, 2013. – 220 с.
- Яценко Д. А. Основы конструктивно-критического метанаучного (методологического) анализа теорий, экспериментальных исследований и практических методов работы с личностью. — М., Московский институт психоанализа, 2014. — 304 с.
- Яценко Д. А. Принципы методологического анализа научных теорий личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии, № 4 (21), октябрь – декабрь 2011. – С. 25-40.
- Яценко Д. А. Процедура и техника проведения методологического анализа научных теорий личности. – Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012 г., Выпуск 1. – С. 12-23.[schema type=»book» name=»Экспертная оценка системы конструктивно-критического метанаучного анализа психологических теорий личности» description=»Исследование, представленное в статье, было направлено на независимую экспертную оценку одних и тех же психологических теорий личности с помощью разработанной автором системы анализа, получившей название «конструктивно-критический метанаучный анализ психологических теорий, опытных (экспериментальных) исследований, методов практической работы с личностью и их согласованности между собой», самим автором данной системы и группой независимыми экспертами.» author=»Яценко Денис Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]