Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

На сегодняшний день многие работодатели помимо профессионально важных знаний, умений и навыков требуют от своих сотрудников наличия таких личностных качеств, как навыки межличностного общения, коммуникативные навыки, стратегическое мышление и лидерство. Руководители многих крупных фирм отмечают, что на рынке труда слишком много выпускников, которым не хватает навыков, выходящих за рамки квалификации. Так Митч О’Брайен, консультант австралийской компании из Emissary Partners, заявляет: «Хотелось бы, чтобы в обучении больший упор делался на эмоциональный интеллект» [3].

В настоящее время существуют множественное количество определений понятия «эмоциональный интеллект». Современное и наиболее интегративное определение предлагает М.А. Манойлова, согласно которой, эмоциональный интеллект представляет собой способность человека к осознанию, принятию и регуляции своих эмоциональных состояний и чувств, а так же других людей. В структуре эмоционального интеллекта выделяются два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный, иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми. К внутриличностному аспекту можно отнести осознание своих чувств и эмоций, а также управление ими. К межличностному аспекту соответственно предлагается относить осознание чувств и эмоций других людей, а также управление ими [4].

Существуют различия в интеллектуальных между способностями к обработке эмоциональной информации у мужчин и женщин. Это обусловлено тем, что мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции, однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания. Но, тем не менее, если говорить о выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта, то у женщин по сравнению с мужчинами преобладает понимание и распознавание эмоций, что составляют основные компоненты эмоционального интеллекта.

У исследователей эмоционального интеллекта существуют противоречивые взгляды на возможность его развития. Так ряд ученых (в частности Д. Гоулман) считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Одним из подтверждений этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций. Второй точки зрения придерживается И.Н. Андреева и, в связи с этим, выделяет биологические и социальные факторы развития эмоционального интеллекта. К биологическим факторам относятся: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. В их основе лежат врожденные различия, касающиеся функциональной асимметрии мозга и свойств темперамента. Социальные факторы складываются, прежде всего, в ближайшем семейном окружении. Они определяются характером отношений между супругами, их вниманием к внутренней жизни ребенка и такой стратегией воспитания, которая предполагает формирование адекватной самооценки и позитивного образа Я, развитие самоконтроля и способности к взвешенному анализу эмоциональной информации, отсутствие жесткой установки на соответствие поведения ребенка требованиям его гендерной роли. Кроме того, к факторам развития эмоционального интеллекта также относят такие социальные компоненты как менталитет, религиозность, культура, национальные и семейные традиции, профессиональная деятельность, культура межличностного общения [1]. Однако, другие авторитетные ученые (во главе которых Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность [2].

Данное противоречие являлось поводом для проведения психологического исследования с целью изучения выраженности эмоционального интеллекта в зависимости от детерминант его развития.

В качестве фактора развития эмоционального интеллекта была взята специфика профессионального обучения.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что у студентов с разной спецификой обучения различается уровень выраженности эмоционального интеллекта.

Исследование проводилось на двух выборках. Так между проявлениями и выраженностью эмоционального интеллекта у мужчин и женщин существуют различия, нами было принято решение проводить исследование исключительно на женской аудитории. Выборки были побраны таким образом, чтобы они состояли из девушек, так как исследователями единогласно принят тезис, что все компоненты эмоционального интеллекта более развиты у женщин. Таким образом, первую выборку составили девушки четвертого курса, обучающиеся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях», в количестве 21 человек. Вторая выборка представлена девушками четвертого курса, обучающиеся по специальности «Менеджмент», их количество – 23 человека.

В первую выборку вошли студенты, обучающиеся по специальности, которая не определяется как фактор развития структур эмоционального интеллекта, то есть чья специализация не включает межличностные взаимодействия. По классификации профессий Е. А. Климову данную специальность можно отнести к сфере «человек-знак», в требованиях которой нет высокой развитости эмоционального интеллекта. Во вторую выборку вошли девушки, обучающиеся по специализации, которая, наоборот, включает активное межличностное взаимодействие и определяется как фактор развития структур эмоционального интеллекта.

В соответствии с наиболее интегративным определением понятия эмоционального интеллекта, в качестве методологического инструментария была выбрана методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ М.А. Манойловой. В ней учитывался интегральный показатель, включающий в себя показатели четырех шкал методики: 1) осознание своих чувств и эмоций; 2) управление своими чувствами и эмоциями; 3) осознание чувств и эмоций других людей; 4) управление чувствами и эмоциями других людей.

Результаты описательной статистики показывают, что минимальный и максимальный показатель эмоционального интеллекта присущ обеим выборкам, однако в среднем наивысшие показатели получены во второй выборке. Отсюда следует, что наибольший уровень выраженности эмоционального интеллекта наблюдается у студентов, чья специфика профессионального обучения выступает как детерминанта развития эмоционального интеллекта.

Сравнительный анализ показал (параметрический t –критерий Стьюдента), что существуют достоверные различия в уровне выраженности эмоционального интеллекта у девушек, обучающихся по разным направлениям (t –критерий -2,381). Отсюда следует, что полученные результаты, вероятно, обусловлены спецификой профессионального обучения (специальность «Менеджмент» предполагает развитие коммуникативности как профессионально важного качества, в основе которого лежит эмоциональный интеллект).

Теоретическое значение данного исследования состоит в попытке изучения специфики профессионального образования как детерминант развития эмоционального интеллекта.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов для модернизации программы профессионального образования с целью развития эмоционального интеллекта в ходе обучения.

Список литературы:

  1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
  2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? // Психологический журнал. Минск. 2006. № 1. С. 28-32.
  3. Доклад TopMBA о тенденциях в работе и зарплате на конец 2010 года. /print.html (дата обращения: 17.10.12).
  4. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся.- Псков: ГТГПИ, 2004. 140 стр.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» author=»Сергеева Дарья Викторовна, Симакова Татьяна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found