Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ С. КЬЕРКЕГОРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБОСНОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ С. КЬЕРКЕГОРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Творчество родоначальника экзистенциализма С.Кьеркегора слабо освещено в отечественной психологической литературе. Ярлык религиозного мыслителя, «тяжелый» – философский язык, а также сложности с переводом его текстов (Кьеркегор писал по-датски) отпугивали от него прагматически ориентированных психологов, предпочитавших знакомиться с экзистенциальной психологией по работам более поздних авторов: Л.Бинсвангера, М.Босса, В.Франкла, Р.Мэя, А.Лэнгле и др. Историки психологии также не проявляли большого интереса к взглядам философа. И только в последнее время, в том числе благодаря переводу новых, ранее неизвестных русскому читателю произведений Кьеркегора,  академическая психология начала, пусть и с большим запозданием, открывать для себя идеи самобытного датского мыслителя [2], [3], [4], [5], [7], [8] .

Кьеркегор был одним из первых философов, обративших внимание на конкретного человека в противовес  абстрактным построениям философских систем рационализма, растворивших индивида в неотвратимой логике развития истории и духа. Рационалистическая философия выхолостила живого человека, превратив его в универсальный субъект мышления. Картезианство и гегельянство способствовали, по мнению Кьеркегора, формированию у его современников иллюзии всемогущества «чистого мышления», развитию «абстрактной многосторонности», стремящейся обрести все и вся посредством одного лишь мышления. Утвердившийся в философии и науке дух объективизма и увлечение всемирно-историческим привели к тому, что в своем «многознании» люди потеряли самих себя. Они увлеченно и аргументировано рассуждают о множестве важных вещей – истории, политике, Боге, смерти и бессмертии, но они не живут, не существуют. Мышление заменило им все. Мышление стало их действительностью. При этом они забыли, что значит быть человеком, причем не человеком вообще, а именно самим собой. В прежние времена, говорит Кьеркегор, человек творил свою жизнь как произведение искусства, современный человек умудряется создавать произведения искусства, оставаясь по существу ничем.

Кьеркегор ставит вопрос о возвращении человеку самого себя, о ценности подлинного (а не иллюзорного, умозрительного) существования, о сложной, порой мучительной диалектике этого существования, о мужестве «самостояния» на пике экзистенции. Он обращается к богатству внутренних способностей человека – индивид способен не только мыслить, но и чувствовать, не только сомневаться, но и верить, не только повторять готовые истины, но и творить истину самому.

Человек сам несет ответственность за собственное существование в мире, считает Кьеркегор. И эта ответственность не может быть ни передоверена, ни разделена с другим. Для решения проблем существования современный научный язык в принципе не приемлем. Трудность экзистенции не выражается на языке абстракции. Абстрактное мышление пренебрегает всеми трудными ситуациями, в которые попадает экзистирующий индивид. Осмысление собственного существования – индивидуальная задача человека. Осуществление этой задачи требует от индивида перенесения взгляда с познания внешнего мира на самого себя, смены мировоззренческой установки с объективной на субъективную, превращения из бесстрастного наблюдателя в заинтересованного субъективного мыслителя.

Понятие субъективного является одной из важнейших категорий психологии. Оформление психологии в самостоятельную науку в ХIХ веке произошло под знаменем субъективной психологии сознания. Субъективное понималось в ней чисто гносеологически как представленное в сознании индивида и непосредственно открывающееся ему в акте интроспекции. От наблюдателя требовалась полная беспристрастность, позволяющая ему отслеживать течение процессов в сознании и разлагать их на составляющие элементы. Индивидуальные различия сознаний не брались в расчет. Понятие субъективности у Кьеркегора имеет совсем другой смысл. По своему содержанию оно сближается с понятием субъектности. Человеческая субъективность, по Кьеркегору, это человек как субъект, как Я, как индивидуальность. В процессе существования индивид открывает в себе субъекта, свое неповторимое Я. Стать собой есть высший смысл и цель существования. А потому собственное Я должно стать первейшим объектом заботы человека. Рефлексия процесса становления собственного Я и составляет суть субъективного мышления.

Субъективное мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от объективного (научного) мышления [6].

Объективное мышление безразлично к субъекту познания. Предметом размышлений субъективного мыслителя является его собственное существование. Субъективный мыслитель есть по сути своей существующий.

Объективное мышление – это всегда некий разговор о чем-то отличном от себя. Ядро субъективного мышления составляет внутреннее действие, акт самоопределения, происходящий через соотнесение и приведение себя в соответствие с некой идеей. Так одно дело рассуждать о том, что есть добро, другое – самому совершить добрый поступок.

Объективное мышление пытается понять конкретное абстрактным образом. Субъективное мышление стремится понять абстрактное конкретно. Подлинной индивидуальностью, по мнению Кьеркегора, является не тот, кто противопоставляет свою жизнь общечеловеческим ценностям, но кто наиболее полно воплощает их собой и своей жизнью.

Объективное мышление общезначимо. Свидетельством истинности той или иной идеи является количество ее приверженцев. Субъективное мышление является актом изоляции. Первым шагом субъективного мыслителя является отказ от поиска готовых ответов, помощи наставников и проводников на пути к истине. Субъективного мыслителя отличает «диалектическое бесстрашие», проявляющееся в решимости остаться один на один со своей проблемой.

Объективное мышление нацелено на получение определенного результата. Субъективное мышление – это становящееся мышление становящейся субъективности (Я).

Результаты объективного мышления легко отчуждаются от субъекта познания и могут быть переданы другому в словесной форме. Формальная передача объективной истины на словах не играет существенной роли, если воспринимающий ее индивид никак не меняется под ее влиянием, считает Кьеркегор. Истину можно считать усвоенной только тогда, когда ученик в своем мышлении и существовании проделал путь, аналогичный тому, который прошел до него учитель.

Объективное мышление передает знания. Субъективное мышление – способ существования.

Внешняя форма объективной мысли может быть скопирована. Субъективное мышление сугубо индивидуально. Понять субъективность другого – значит принять его способ существования как возможность для себя (и я могу так же). Присвоить чужую субъективность – значит реализовать его способ существования в своей жизни (повторить его путь в новых обстоятельствах).

Объективное мышление исходит из того, что знание истины автоматически ведет к ее присвоению. Объективная истина – категория мышления, сознания. Сутью субъективного мышления является приведение себя, своей жизни в соответствие с истиной. Достижение этого соответствия есть присвоение истины. А обретение такого соответствия – сама субъективная истина. Одно только знание объективной истины не гарантирует ее присвоения. Более того, сам способ ее присвоения может быть как истинным (достижение субъективной истины), так и ложным, утверждает Кьеркегор.

Рефлексия объективного мышления в принципе бесконечна. Она не имеет прямого выхода в действие, в наличное существование. Чтобы осуществить что-то во внешнем мире, рефлексия должна быть прервана, процесс мышления остановлен. Оставаясь же внутри мышления как такового, человек, по мнению Кьеркегора, способен мыслить только прошлое. Настоящее он может мыслить только в «снятом» виде. Систематизация, к которой стремится объективное мышление, возможна только по отношению к тому, что уже обрело свою завершенность. То, что само находится в процессе становления, систематизировано быть не может.

В отличие от объективного субъективное мышление, связанное с решением и действием, относится именно к наличному существованию. Оно обращено не к прошлому, а к будущему, определяя, кем я в результате этого действия становлюсь.

Объективное мышление не может развиваться внутри противоречия. Оно стремится либо «снять», либо объяснить его. Однако, по словам Кьеркегора,  такое объяснение на деле является попыткой свести реальное противоречие к чему-то другому, иначе говоря, показать, что никакого противоречия вообще нет.

Субъективное мышление только и рождается в условиях объективного противоречия наличного существования (нечто крайне привлекательное для меня может быть достигнуто только путем причинения ущерба другим). Необходимость продолжать существовать требует от индивида преодоления – «прохождения» этого противоречия «насквозь». Размышляя об одном, он должен постоянно удерживать в сознании его противоположность, соединяя их внутри своего существования.

Критерий объективности знания ставит мышление выше чувств, веры и действия, которые уже вторично получают свое определение посредством мышления. В сфере экзистенции (здесь и сейчас), которой подчинено субъективное мышление, все эти элементы наличествуют одновременно.

Объективное мышление беспристрастно. Оно исходит из противоположности аффекта и интеллекта, делая выбор в пользу последнего. Субъективное мышление строится на противоречии между страстной заинтересованностью индивида в собственном существовании и объективной неопределенностью (порой невозможностью) этого существования, фиксируемой разумом. В этом противоречии аффекта и интеллекта и рождается вера как основа решения и действия индивидуального субъекта.

Объективное мышление как общезначимое всегда стремится обрести внешнюю доступную для все форму выражения. Субъективное мышление – преобразование субъекта внутри себя самого. Это процесс обретения внутренней глубины при минимуме внешних проявлений.

Анализ особенностей субъективного и объективного мышления Кьеркегора имеет, на наш взгляд, несомненную ценность для психологии. Современная психология хорошо знает различия между теоретическим и практическим мышлением (Б.М.Теплов). Субъективное мышление Кьеркегора, наряду с признаками практического мышления (связь с решением и действием), имеет свои неповторимые черты, связанные с необходимостью соотнесения внешних событий с самим собой, своим существованием в контексте общего становления собственной субъектности, что придает этому мышлению прогностический и ярко выраженный творческий характер. В противоположность гносеологической трактовке субъективного мышления, имеющего критерием соответствие объективной истине, Кьеркегор онтологизирует мышление субъекта, показывая, что индивидуальность субъекта – это не просто ничего не значащий довесок к универсальной способности человека мыслить, а то, что собственно и развивается одновременно и в зависимости от того, как человек мыслит. Понимание специфики субъективного мышления Кьеркегором наводит на мысль, что психология, по сути, никогда и не была по настоящему субъективной наукой потому, что даже внутренние состояния сознания она пыталась рассмотреть и проанализировать объективно, безотносительно к их роли в существовании человека, в процессе его самоосуществления.

Размышления Кьеркегора о различиях субъективного и объективного мышления позволили ему выйти на ряд проблем, к которым научная психология обратилась только в ХХ веке. Прежде всего, это проблема абстрактности и нежизнеспособности общей психологии, изучающей абстрактные способности абстрактного индивида (критика А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, Ж.Политцера). Это также проблема присвоения научного знания (исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и В.В.Давыдова), проблема отношения аффекта и интеллекта (исследования К.Левина, Л.С.Выготского), проблема отношения знания и веры (христианская психология) и др.

Анализ становления человеческой субъективности и специфики субъективного мышления весьма важен в контексте нарастающего схизиса академической и практической психологии [1]. Присутствие живой человеческой субъективности составляет тот неустранимый момент, который отличает работу практического психолога от исследовательской деятельности академического психолога и теоретика. Работая с клиентом, практический психолог всегда имеет дело с человеком переживающим, страдающим и отчаивающимся, стремящимся осмыслить свое существование и верящим в лучшее будущее для себя. При этом практический психолог работает не просто с сознанием клиента, но с целостным человеком. Критерием успешности терапии является обретение клиентом того внутреннего стержня и способности к самостоянию, о которой писал Кьеркегор. Нам представляется, что схизис академической и практической психологии во многом проистекает из их различных ориентаций – академической психологии на объективное мышление, а практической психологии на субъективное мышление клиента. Идеи Кьеркегора о двух типах мышления – объективном и субъективном, возможно, позволят лучше понять проблемы и тенденции современной психологии. А историки психологии отнесутся к творчеству датского философа с большим вниманием, чем это имело место до сих пор.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25-40.
  2. Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. – 304 с.
  3. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Апатия как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 65-79.
  4. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Тоска как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. – 2012. – № – С. 62-72.
  5. Ковалевская О.Б., Лызлов А.В., Серавина О.Ф. Тревога как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 66-77.
  6. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». М.: Академический Проект, 2012. – 607 с.
  7. Чеснокова М.Г. Значение идей С.Кьеркегора для теории и практики психологии индивидуальности (к 200-летию С.Кьеркегора) // Вопросы психологии. – 2013. – № 5. – С. 102-109.
  8. Чеснокова М.Г. Методологическое значение идей С.Кьеркегора в контексте развития психологической науки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 2. – С. 120-135.[schema type=»book» name=»ОБОСНОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ С. КЬЕРКЕГОРА » description=»В статье анализируется специфика понимания С.Кьеркегором категории субъективного в сопоставлении с ее традиционной трактовкой в психологии. Рассматриваются особенности субъективного и объективного типа мышления по Кьеркегору. Подчеркивается значение идей Кьеркегора для истории и современного состояния психологической науки.» author=»Чеснокова Милена Григорьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found