Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДИСЛИПИДЕМИЯ КАК МАРКЕР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ СОБЫТИЙ У ЛИЦ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДИСЛИПИДЕМИЯ КАК МАРКЕР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ СОБЫТИЙ У ЛИЦ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

Проблема метаболического синдрома (МС) в настоящее время остается чрезвычайно актуальной в практической деятельности врачей различных специальностей в связи с огромным многообразием клинических вариантов течения, высоким риском развития сердечно-сосудистых событий, поздней диагностикой компонентов МС. Особое значение имеет рост частоты МС не только в старших возрастных группах, но и среди лиц молодого возраста [1, с.127; 10-16]. Согласно современной концепции МС и «Рекомендациям по ведению больных с метаболическим синдромом» (Москва, 2013), МС характеризуется увеличением массы висцерального жира, снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперинсулинемией, которые вызывают развитие  нарушений углеводного, липидного, пуринового обменов и артериальной гипертензии (АГ). В настоящее время существует порядка семи альтернативных диагностических критериев МС (WHO-World Health Organization; EGIR-European Group for the Study of Insulin Resistance; NCEP-ATP III-National Cholesterol Education Program-Adult Treatment Panel III; AACE-American Association of Clinical Endocrinologists; IDF-International Diabetes Federation; Международного института метаболического синдрома,  «Рекомендации по диагностике и лечению метаболического синдрома ВНОК»). Среди них наряду с антропометрическими показателями и нарушениями углеводного обмена особое место занимает дислипидемия. В течение многих лет применяется алгоритм обследования лиц с проявлениями МС, который неоднократно редактировался на основании данных эпидемиологических и прогностических исследований в странах Европы, США и России. Однако каких-либо преимуществ со стороны конкретных критериев до сих пор не выделено, и приходится применять синтетический подход.

 Особую тревогу вызывает позднее выявление различных компонентов МС и, в частности, высокая распространенность случаев отсутствия какого-либо наблюдения в течение длительного времени лиц с клиническими проявлениями МС и начала их обследования и лечения только после развития у них сердечно-сосудистых событий, ведущих к стойкой нетрудоспособности и инвалидизации [3, 4, 7, 8].  Так, нередко длительное течение АГ, сахарного диабета (СД) 2 типа характеризуется минимальными жалобами, которые не принимаются во внимание. В связи с этим комплексное обследование таких пациентов и мероприятия, составляющие суть вторичной профилактики, откладываются на неопределенный срок, нередко до момента экстренной госпитализации в связи с развитием инсульта, инфаркта миокарда и др., что является недопустимым.

По данным крупномасштабных исследований, у лиц с СД 2 типа и АГ в структуре МС риск сердечно-сосудистых осложнений и смертности очень высок, при этом оценивалась роль пола и возраста, показатели углеводного и липидного обмена. Было отмечено, что с возрастом роль пола в течении сердечно-сосудистых заболеваний при наличии СД снижается по сравнению с общей популяцией. Недавнее британское исследование показало, что в большей степени неблагоприятно СД влияет per se на количество жировой ткани, гомеостатическую модель инсулинорезистентности (HOMA-IR), а также АД, липиды, дисфункцию эндотелия и системное воспаление у женщин, чем у мужчин [5, 6, 9, с. 21-22]. При этом в ряде работ было показано, что у женщин с впервые выявленным СД риск сердечно-сосудистой смертности также выше у женщин по сравнению с мужчинами [9, с. 18]. Большое значение в развитии этих процессов придается цитокиновому дисбалансу, гипоадипонектинемии у мужчин и гиперлептинемии у женщин [2, с.15-17].

При диспансерном наблюдении наряду с показателями глюкозы венозной плазмы натощак контролируется уровень общего холестерина, реже – исследуется полная липидограмма. Такой скрининг безусловно необходим и оправдан, однако лишь этих двух показателей недостаточно для ранней или хотя бы своевременной диагностики нарушений углеводного и липидного обмена у лиц с факторами риска МС или его проявлениями, такими, как повышенная масса тела. В связи с этим диагностика СД нередко осуществляется в экстренном порядке в связи с декомпенсацией заболевания.

Известно, что в основе патогенеза СД 2 типа лежит сложное метаболическое нарушение – инсулинорезистентность, которое, в свою очередь, приводит к формированию целого комплекса патологических процессов, таким как эндотелиальная дисфункция, оксидативный стресс, сосудистое воспаление, тромбоз. Наряду с этим особая роль в развитии сердечно-сосудистых событий принадлежит атерогенной дислипидемии, которая безусловно сопровождает течение СД 2 типа и АГ на фоне инсулинорезистентности. Особенностью дислипидемии данной категории больных является повышение концентрации триглицеридов, холестерина ЛПОНП, аполипопротеина В, ЛПНП и снижением протективных свойств ЛПВП. Окислительный стресс лежит в основе развития поражения сосудистой стенки, макро- и микроангиопатий при СД, связанного с накоплением свободных радикалов в сосудах, активацией воспаления и образованием активных форм кислорода. Несмотря на достижение адекватного контроля СД, эти процессы продолжают прогрессировать, что в конечном счете приводит к развитию сердечно-сосудистых осложнений [9, с. 21, 33-37].

Целью нашего исследования явилось оценить выраженность нарушений липидного обмена у лиц с МС и впервые выявленным в его структуре СД 2 типа.

Объект и методы исследования.  Было обследовано 40 пациентов с МС (средний возраст 56,2±3,9 лет), из них – 19 пациентов с впервые выявленным СД 2 типа (1 группа) и 21 – без СД (2 группа). Все больные длительно страдали ожирением по абдоминальному типу 1–3 степени (ВОЗ) (средний индекс массы тела – 31,1±1,2 кг/м2) и артериальной гипертензией 1–2 степени. Проводилось комплексное клинико-лабораторное обследование. Исследование выполнено на базе эндокринного и кардиологического отделений СПбГУЗ «Городская Мариинская больница». Результаты обработаны с помощью методов вариационной статистики, подсчета критерия Стъюдента.

Результаты. Особое внимание в работе было уделено выявлению дислипидемии и ее особенностей в группах обследуемых. Полученные данные представлены на рисунке 1.

Как следует из рисунка 1, у больных с МС из первой группы имеет место достоверно более высокое значение общего холестерина по сравнению с больными 2 группы (6,32±0,29 против 5,11±0,18 ммоль/л при p<0,01). Также в обеих группах отмечаются нормальные уровни ЛПНП, при этом показатель в 1 группе достоверно выше, чем во 2 группе (4,3±0,25 против 3,5±0,18 ммоль/л при p<0,05).

ДИСЛИПИДЕМИЯ КАК МАРКЕР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ СОБЫТИЙ У ЛИЦ  С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

Рис. 1. Показатели липидного обмена у больных МС  с впервые выявленным СД 2 типа и без СД * — p<0,01; ** — p<0,05

Несмотря на тенденцию к более высоким значениям триглицеридов в 1 группе, достоверных различий показателей в группах выявлено не было (p>0,05). Такое же соотношение наблюдалось и по содержанию ЛПВП при их нормальных значениях в обеих группах (1,18±0,01 и 3,5±0,18 ммоль/л соответственно, p>0,05), что можно объяснить некоторым минимальным напряжением протективных механизмов у больных 1 группы. Показатель коэффициента атерогенности оказался повышен в обеих группах, при этом в 1 группе он был достоверно выше, чем во 2 группе (4,76±0,24 против 4,01±0,21 при p<0,01).

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о наличии более выраженных нарушений липидного обмена у больных с МС на момент выявления СД 2 типа. При этом следует отметить, что, несмотря на нормальное содержание ЛПВП и ЛПНП, соотношение средних показателей у больных с МС может свидетельствовать о наличии субклинических изменений в сосудистой стенке задолго до манифестации СД. Таким образом, все больные с начальными проявлениями МС должны регулярно проходить комплексное лабораторное обследование с обязательным исследованием липидного спектра.

Список литературы

  1. Балыкова Л.А., Солдатов О.М., Самошкина Е.С., Пашуткина О.В., Балыкова А.В. Метаболический синдром у детей и подростков // Педиатрия. – 2010. – Т. 89. – № 3. – С. 127.
  2. Беспалова И.Д., Рязанцева Н.В., Калюжин В.В., Осихов И.А., Мурашев Б.Ю., Медянцев Ю.А., Рудницкий В.А. Гендерные особенности взаимосвязи гормональной активности жировой ткани и провоспалительного статуса при гипертонической болезни с метаболическим синдромом // Бюллетень сибирской медицины. – – Том 13. – № 5. – С. 12–19.
  3. Блинова В.В., Скворцов Ю.И., Мартынова А.Г., Рыжкова Е.Ю. Оптимизация диспансерного наблюдения за больными артериальной гипертензией с метаболическими нарушениями // Саратовский научно-медицинский журнал. –2010. – Том 6. – № 2.
  4. Ишутина И.С., Кантемирова Р.К. Нарушения передвижения при метаболическом синдроме в пожилом возрасте // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  5. Мычка В.Б., Горностаев В.В., Чазова И.Е. Сердечно-сосудистые осложнения сахарного диабета 2 типа // Кардиология. – – № 4. – С. 73–77.
  6. Невзорова В.А., Морозова А.М. Метаболический синдром: от факторов риска до сосудистых катастроф: монография. — Владивосток: Медицина ДВ, 2010. – 160 с.
  7. Танашян М.М., Бархатов Д.Ю., Коновалов Р.Н. Когнитивные расстройства и астенические проявления при церебральном атеросклерозе и гипертонии на фоне метаболического синдрома // Нервные болезни. – –№2. – С. 20–24.
  8. Шестакова М.В., Викулова О.К. Результаты открытой наблюдательной программы DIAMOND // Сахарный диабет. – 2011. – № 3. – С. 96–102.
  9. Рекомендации по диабету, предиабету и сердечно-сосудистым заболеваниям. EASD/ESC // Российский кардиологический журнал. – – №3 (107). С. 7–61.
  10. DeBoer M.D., Gurka M.J. Ability among adolescents for the metabolic syndrome to predict elevations in factors associated with type 2 diabetes and cardiovascular disease: data from the national health and nutrition examination survey 1999-2006 // Atherosclerosis. – 2008. – V. 197(1). – P. 448-56.
  11. Giannini C., de Giorgis T., Scarinci A., Ciampani M., Marcovecchio M.L., Chiarelli F., Mohn A. Obese related effects of inflammatory markers and insulin resistance on increased carotid intima media thickness in pre-pubertal children // Metab Syndr Relat Disord.– – V. 8(4). – P. 343-53. doi: 10.1089/met.2010.0008.
  12. López-Martínez S., Sánchez-López M., Solera-Martinez M., Arias-Palencia N., Fuentes-Chacón R.M., Martínez-Vizcaíno V. Physical activity, fitness, and metabolic syndrome in young adults // Int J Sport Nutr Exerc Metab. – 2013. – V. 23(4). – P. 312-21.
  1. Madeira F.B.,Silva A.A., Veloso H.F., Goldani M.Z., Kac G., Cardoso V.C., Bettiol H., Barbieri M.A. Normal weight obesity is associated with metabolic syndrome and insulin resistance in young adults from a middle-income country // LoS One. – – V. 8(3):e60673. doi: 10.1371/journal.pone.0060673. Epub 2013 Mar 28.
  1. Sarfati J., Young J., Christin-Maitre S. [Obesity and female reproduction]. [Article in French] Ann Endocrinol (Paris).2010 Sep;71 Suppl 1:S49-53. doi: 10.1016/S0003-4266(10)70007-X.
  1. Silveira L.S.,Monteiro P.A., Antunes B. de M., Seraphim P.M., Fernandes R.A., Christofaro D.G. , Freitas Júnior I.F. Intra-abdominal fat is related to metabolic syndrome and non-alcoholic fat liver disease in obese youth // BMC Pediatr. 2013 Aug 7;13:115. doi: 10.1186/1471-2431-13-115.
  1. Wang X., Liang L., Junfen F.U., Lizhong D.U. Metabolic syndrome in obese children born large for gestational age // Indian J. Pediatr. 2007; 74 (6): 561–565.[schema type=»book» name=»ДИСЛИПИДЕМИЯ КАК МАРКЕР РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ СОБЫТИЙ У ЛИЦ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ » description=»В статье рассматривается роль дислипидемии в развитии сердечно-сосудистых событий у больных метаболическим синдромом (МС). Целью работы явилось оценить выраженность нарушений липидного обмена у лиц с МС и впервые выявленным в его структуре сахарного диабета (СД) 2 типа. Методы. Проведено комплексное клинико-лабораторное обследование 40 пациентов с МС, из них – 19 с впервые выявленным СД 2 типа и 21 – без него. Данные обработаны с помощью методов вариационной статистики. Результаты. У больных с МС и впервые выявленным СД 2 типа имеет место достоверно более высокое значение общего холестерина (6,32±0,29 против 5,11±0,18 ммоль/л при p<0,01). У всех больных отмечаются нормальные уровни ЛПНП, однако при СД 2 типа показатель достоверно выше (4,3±0,25 против 3,5±0,18 ммоль/л при p<0,05). Достоверных различий по уровню триглицеридов в группах выявлено не было (p>0,05). Такое же соотношение наблюдалось и по содержанию ЛПВП при их нормальных значениях в обеих группах (1,18±0,01 и 3,5±0,18 ммоль/л соответственно, p>0,05). Коэффициент атерогенности был повышен в обеих группах, а при СД 2 типа достоверно выше (4,76±0,24 против 4,01±0,21 при p<0,01). Выводы. У больных с МС на момент выявления СД 2 типа имеют место более выраженные нарушения липидного обмена. Несмотря на нормальное содержание ЛПВП и ЛПНП, соотношение средних показателей у больных с МС говорит о наличии субклинических изменений в сосудистой стенке задолго до манифестации СД. Всем больным с начальными проявлениями МС показано комплексное лабораторное обследование с обязательным исследованием липидного спектра.» author=»Шаповалова Анна Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found