Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В психологической науке давно известен факт эмоционального влияния произведений искусства на личность. Очень интересные результаты в арт-терапии были получены Н.Л. Лупичевым, который установил, что произведения Боттичелли оказывают терапевтический эффект при купировании болевых синдромов, картины Матисса эффективны при заболеваниях почек, а картины Пикассо оказывают воздействие на кору головного мозга [8, С.44].

В результате исследования теоретических источников [1,3,6,7], было выявлено, что искусство влияет на эмоциональную сферу жизни человека, на эстетические и нравственные чувства и даже на общий уровень здоровья, а также обладает катарсическим воздействием. Так как влияние искусства на человека доказано на практике, в рамках эксперимента следует проверить, влияет ли искусство на творческое мышление.

В исследовании рассматривается восприятие произведений искусства как дополнительная стимуляция творческого мышления школьников младшего подросткового возраста. В современных школах, зачастую не реализуются методы креативного обучения, и не акцентируется внимание на развитии творческих черт личности. В традиционной школе идет установка на результат, что отрицательно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску. При такой установке активизируется конвергентное мышление, и учащиеся решают любые задания лишь по образцу, при этом, если задание несколько отлично от заданного образца, ученики будут испытывать трудности в решении. Когда идет установка не на результат, а на сам процесс поиска ответов активизируется дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Этот вид мышления по праву является одним из главных компонентов творчества.

В связи с этим результаты, полученные в данном исследовании, позволят лучше понять природу развития творческого мышления, будут полезны всем участникам образовательного процесса в школе, а так же родителям, желающим развивать творческие способности своих детей. Практическим психологам данное исследование поможет составить структуру занятий по развитию творческого мышления личности.

Цель программы: показать возможности средств арт-терапевтического тренинга в формировании творческого мышления учащихся средних классов.

Характеристика контингента:

Программа направлена на развитие творческого мышления учащихся средних классов (12-14 лет). В.Н. Дружинин выделяет данный период как второй сензитивный период для развития творческих черт личности [4, С.219].

Содержание тренинга

Данная программа предполагает развитие творческого мышления посредством восприятия произведений искусства. Она включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития умения общаться и воспринимать различные картины.

Содержание тренинга представляет собой последовательное рассмотрение различных направлений художественного искусства, знакомство с картинами, их восприятие и собственное творчество. Тренинг включает в себя 9 занятий:

Занятие 1. Знакомство, проведение методики Дж. Гилфорда

Занятие 2. Знакомство с миром Сальвадора Дали

Занятие 3. Магический реализм Роба Гонсалвеса и Яцека Йерка

 В творчестве принципиально важна роль бессознательного, т.к.  отождествление ученика с картиной происходит именно на бессознательном уровне [2, С.376] и главное таинство творчества в том, что его продукт вызревает и рождается далеко за пределами сознания [10, С.57].

Сюрреалисты стремились представить данное направление не как новый эстетический подход к искусству, а как новый способ видения мира, новое мировоззрение: их целью являлось примирение человека с самим собой, а затем и с окружающим миром [11]. Поэтому, сюрреализм предоставляет возможность уйти от реальности, мыслить на интуитивном уровне.

Занятие 4. Экспрессионизм

Экспрессионизм предоставляет возможность выразить в творчестве личные эмоции и субъективно, в соответствии со своим внутренним миром, оценить реальность. Перенос собственных ощущений на бумагу помогает освободить разум от переживаний и окунуться в творчество.

Занятие 5. Абстракционизм

Абстракционизм — беспредметное и бесформенное искусство, которое реализуется с помощью отображения смутных подсознательных образов. В процессе импровизации активизируется творческое мышление, помогающее справиться с поставленной задачей, взглянуть на нее с нестандартных сторон, что немаловажно в творческом процессе.

Занятие 6. Импрессионизм

Импрессионисты изображали жизнь, полную естественной поэзии, где человек находится в единстве с окружающей средой, вечно изменчивой, поражающей богатством и сверканием чистых, ярких красок [5]. Гармония с природой, с миром вызывает душевное спокойствие, это помогает забыть о негативных эмоциях и погрузиться в творчество.

Занятие 7. Реализм, гиперреализм

В отличие от вышеперечисленных направлений в живописи (кроме импрессионизма), опирающихся на субъективную оценку реальности и преимущество бессознательных процессов, реализм развивает способность объективно оценивать окружающий мир, реализовать творческий процесс на сознательном уровне, используя рациональное мышление.

Занятие 8. Шедевры мировой живописи

Тренинг основывается на восприятии произведений искусства, поэтому представляется логичным уделить занятие знакомству с шедеврами мировой живописи. Восприятие великих полотен способно смотивировать учащихся на творческую деятельность.

Занятие 9. Завершающее занятие, проведение методики Дж.Гилфорда

Каждое занятие программы состоит из нескольких частей:

1) Теоретическая часть. Знакомство детей с биографией великих художников, стилями и направлениями художественной деятельности;

2) Восприятие картины в соответствии со стадиями знакомства и со стадиями восприятия картины.[9, С. 127-169]

3) Арт-терапия, включающая в себя собственное творчество подростков (коллективное и индивидуальное);

4) Рефлексия. Коллективное обсуждение прошедшего занятия, впечатлений от картин, эмоций, возникших в процессе арт-терапии и пр.

Исследование проходило на базе МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

Экспериментальные выборки составили:

Группа 1: Учащиеся 6-7-х классов с низким начальным уровнем творческого мышления (15 человек);

Группа 2: Учащиеся 6-7-х классов со средним начальным уровнем творческого мышления (15 человек).

Контрольные выборки составили:

Группа 1: Учащиеся 6-7-х классов со средним начальным уровнем творческого мышления (15 человек);

Группа 2: Учащиеся 6-7-х классов с высоким начальным уровнем творческого мышления (12 человек).

Ход исследования

Уровень творческого мышления измерялся при помощи методики творческого мышления Дж.Гилфорда в модификации Е.Туник.

Ученики экспериментальных групп в течение 1,5 месяца (январь-февраль 2015 года) участвовали в арт-терапевтическом тренинге по формированию творческого мышления. Задачей тренинга было знакомство, общение, восприятие произведений искусства.

С учащимися контрольных групп так же 2 раза была проведена методика Дж.Гилфорда в начале и по истечению 1,5 месяцев. Целью формирования контрольных групп выступала необходимость исключить общее личностное и онтогенетическое развитие человека как фактор повышения уровня творческого мышления, а так же другие побочные факторы.

Результаты

По результатам использования математической обработки данных (Т-Критерий Вилкоксона) можно сделать вывод, о том, что тренинг положительно повлиял на уровень творческого мышления испытуемых. Средние уровни экспериментальных групп значительно повысились (Таблица 1).

Таблица 1.

Средние баллы (Т-Шкала) выборок и критерии значимости.

Группа N Уровень тв. мышл. (первичный замер) Уровень тв. мышл. (контрольный замер) Уровень значимости (Т-Критерий Вилкоксона)
 

Экспериментальные выборки

 
Е1 15 38 (низкий) 50 (средний) TЭмп = 1при p≤0.01

Ткрит = 19

Итог

Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости

 
Е2 15 50(средний) 60(выше среднего) TЭмп = 5 при p≤0.01

Ткрит = 19

Итог

Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости

 

Контрольные выборки

 
К1 15 51(средний) 49(средний) TЭмп = 39 при p≤0.05

Ткрит = 30

Итог Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости
   
К2 12 64(высокий) 57(средний) TЭмп =  3 при p≤0.01

Ткрит = 9

Итог

Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости

 

Экспериментальная группа №1 состояла из учеников разных классов с низким уровнем творческого мышления. Из таблицы 1 видно, что средний уровень творческого мышления в экспериментальной группе №1 повысился с низкого до среднего. Т-Критерий Вилкоксона свидетельствует о значимости изменения исследуемого признака на 0,01 уровне значимости.

Экспериментальная группа №2 состояла из 15 учащихся со средним первичным уровнем творческого мышления. Из таблицы видно, что средний уровень творческого мышления учащихся возрос, но остался на среднем уровне (высокий уровень с 61 балла и выше). При этом у 7-ми испытуемых после тренинга уровень творческого мышления стал высоким. Т-Критерий Вилкоксона доказывает значимость сдвига уровня творческого мышления в положительную сторону на 0,01 уровне значимости.

Контрольная группа №1 состояла из учащихся 6-х и 7-х классов со средним уровнем творческого мышления. Первый и второй замер показывают, что средний уровень творческого мышления понизился на 2 балла, что является статистически незначимым изменением даже на 0,05 уровне значимости.

Контрольная группа №2 состояла из учащихся с высоким уровнем творческого мышления. Как видно из таблицы средний уровень данной выборки понизился до среднего. Т-Критерий Вилкоксона показывает, что данное снижение является статистически значимым на 0,01 уровне значимости. Из 12 испытуемых, лишь у 3-х сохранился высокий уровень творческого мышления, а у одного испытуемого был получен даже низкий результат.

Для наглядности представленных результатов был применен двухфакторный дисперсионный анализ. Из рисунков 1 и 2 видно, как изменился уровень творческого мышления у экспериментальных (Е1, Е2) и контрольных (К1, К2) групп.

Рис. 1. Двухфакторный дисперсионный анализ полученных данных в группах Е1 и К1

Рисунок 1 показывает, что уровень экспериментальной группы №1 после тренинга значительно повысился, а уровень контрольной группы №1 за 1,5 месяца незначительно снизился, чему свидетельствует и Т-Критерий Вилкоксона (Таблица 1).

В результате, уровни данных групп стали равны, следовательно, можно сделать вывод, что тренинг положительно повлиял на уровень творческого мышления экспериментальной группы №1. Отсутствие значимых сдвигов в уровне творческого мышления у контрольной группы свидетельствует о минимальном влиянии побочных факторов на творческое мышление подростков.

Рис.2. Двухфакторный дисперсионный анализ полученных данных в группах Е2 и К2

Как видно из графика 2, средний уровень в экспериментальной группе №2 возрос со среднего практически до высокого, при этом средний уровень в контрольной группе снизился с высокого до практически высокого. Таким образом, средние уровни в группах сравнялись.

Экспериментальная группа №1 формировалась с условием наличия низкого уровня творческого мышления и, предполагалось, что в процессе тренинга, их уровень повысится до среднего. Данное условие было реализовано в полной мере.

В экспериментальную группу №2 были определены подростки со средним уровнем творческого мышления, который должен был повыситься до высокого под воздействием тренинга. Для реализации данной цели не хватило 1-ого балла. Средний уровень подростков описываемой группы повысился с 50 баллов до 60 (Высокий уровень творческого мышления по Т-шкале – от 61 балла).

 

Вывод

Исследование показало, что уровни творческого мышления в экспериментальных группах повысились, следовательно, гипотеза о положительном влиянии  тренинга подтверждается.

Улучшение навыков общения с картиной, восприятия и умения интерпретировать происходящее на картине существенно повлияло на собственное творчество и, соответственно, на уровень творческого мышления учащихся. Перейдя от предметного описания картины к сюжетному и эмоциональному, подростки стали создавать более качественные собственные рисунки, используя перспективу, сюжетную линию, сопровождение рисунков текстами и подписями. Описание рисунка также стало носить небанальный характер (Например, вместо «Мужчина в шляпе» − «Человек большого чина»).

В контрольной группе №2, состоявшей из обладателей высокого уровня творческого мышления, через 1,5 месяца высокие показатели сохранились лишь у троих. Это может свидетельствовать о необходимости использования конвергентного мышления на школьных занятиях или может быть вызвано рядом других причин. Но факт того, что уровень творческого мышления не повысился, разумеет под собой отсутствие стимулирующего воздействия, которым и являлся тренинг, проведенный в экспериментальных группах.

Тренинг развивает творческое мышление, расширяет культурный кругозор, повышает знания учащихся о великих художниках и их полотнах, развивает умение общаться с картиной и воспринимать ее.

В перспективе планируется адаптация данного тренинга под престарелый возраст с целью активации мыслительной и познавательной деятельности пожилых людей, чтобы предоставить им возможность саморазвиваться и организовывать свой досуг.

Литература

  1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов.радио,1979.- 184 с.
  2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров// Избранные психологические труды М.: МПСИ, 1996. 768 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства. 3-е изд. М.: — Искусство, 1986. — 573 с.
  4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 1999. — 368 с.
  5. Ковалева, Э. Импрессионизм. Электронная библиотека «Библиотекарь. Ру». Электронный ресурс [https://bibliotekar.ru/isk/20.htm]
  6. Копытин, А. И. Арт-терапия — новые горизонты. — М.: Когнито-Центр, 2006. — 336 стр.
  7. Леонтьев, А.А. «Научите человека фантазии…» (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998, №5.
  8. Лупичев, Н.Л. Электропунктурная диагностика, гомеотерапия и феномен дальнодействия. — М.: Ириус, 1990. — 137 с.
  9. Некрасова-Каратеева, О.Л., Осорина, М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее / Художественный музей в образовательном процессе. Спб.: Специальная литература, 1998. — 127-169 с.
  10. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. — М.: Генезис, 2010. — 448 с.
  11. Хозиев, М. Сюрреализм в искусстве. Дарьял. — Электронный ресурс [https://www.darial-online.ru/2000_5/hoziev.shtml][schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ » description=»В данной работе дополняются знания о влиянии произведений искусства на личность, в частности на творческое мышление. Получены значимые для практической психологии знания о влиянии восприятия произведений искусства на творческое мышление личности.» author=»Алексеева Наталья Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found