Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Статья посвящена изучению социально-психологических причин отказов от новорожденных детей, роли социальных факторов в формировании искажений материнского поведения. В статье рассмотрены составляющие феномена материнства. Дается определение внутренней материнской  позиции. Уделяется внимание особенностям процесса формирования готовности к материнству и последствиям отказа от новорожденного ребенка, как для самого ребенка так и для родителей, в частности для матери.

Масштабные социальные изменения в современном российском обществе, трансформация его социальной и возрастной структуры, особая острота демографических проблем обусловливают интерес к феномену материнства и к исследованию его проблем со стороны целого ряда наук, как гуманитарных, так и естественных.

Сохранение родной семьи для ребенка, предупреждение его помещения в специализированное учреждение должно быть одной из приоритетных задач социальной политики государства. Тем не менее, с каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно растет число брошенных младенцев – наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери [4].

Авторы большей части трудов, посвященных феномену материнства, опираются на зарубежные психоаналитические теории З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боулби, Д.В. Винникота, М. Кляйн, М. Эйнворт. Особенности поведения женщин, предрасполагающие к последующему отказу от ребенка, анализируются в работах  В.И. Брутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой, И.Ю. Хамитовой и др.; факторы и условия девиаций материнства изучали В.И. Брутман, О.В. Баженова, А.Я. Варга; психотические расстройства, в том числе послеродовая депрессия в работах Л. Л. Баз, Г. В. Скобло, личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству  рассматриваются в работах О.А. Карабановой, С.Ю. Мещеряковой и др.; эмоциональное состояние женщины во время беременности изучали А.С. Батуев, А.И. Захаров и др.[10].

На сегодняшний день существует множество исследований по проблеме недостатков воспитания детей, особенно младенцев, в учреждениях интернатного типа. Так, выявлено, что у этих детей наблюдается отставание в физическом и эмоциональном развитии. Пренебрежение и ущерб, вызванные отрывом младенца от родителей, считаются эквивалентами насилия над маленьким ребенком.

С целью предупреждения разлуки с родителями, отказа матери от новорожденного ребенка необходимо как можно раньше диагностировать причины этого явления и начать предоставление необходимой поддержки семье со стороны социальных служб, государственных учреждений, лечебных учреждений, ближайшего окружения.

До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от своего ребенка. Повседневная практика работы с такими женщинами и анализ литературы по данной проблеме указывают на чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих формирование материнства как важнейшей формы социального поведения женщины.

Существенное своеобразие данной проблемы определяется взаимосвязью биологической и социальной составляющей феномена материнства. Биологическая составляющая имеет отношение к инстинктивной сфере, неосознаваемым механизмам возникновения и развития привязанности, индивидуальному смыслу деторождения и заботы о потомстве, а социальная составляющая – пласт культурных норм и ценностей, социальная ситуация развития, в которой происходит формирование материнского отношения, а также актуальная социальная ситуация развития, складывающаяся в ходе беременности и после родов.

В.И. Брутман, М.С. Радионова, исследуя формирование привязанности матери к ребенку в период беременности, говорит о наличии главного новообразования периода беременности – глубокой витально-протопатической привязанности матери и ребенка и гипомнезии всех негативных моментов родового акта, подготавливая тем самым женщину к новым циклам материнства [6].

Е.И. Захарова определяет внутреннюю материнскую позицию как форму отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери, которая создает мотивационную направленность на выполнение материнских функций в ходе беременности, в родах и после рождения ребенка [12].

О.А. Копыл, О.В. Баженова, изучая процесс формирования готовности к материнству, отмечают, что  рождение ребенка является приближением к удовлетворению одного (нескольких) мотивов и одновременно фрустрацией других, что приводит к изменению мотивационной сферы, сознания и самосознания будущей матери [8].

В лонгитюдных исследованиях В.И. Брутмана, М. С. Радионовой [6] и О.А. Копыл [8] показана общая тенденция к перестройке мотивов в конце беременности в сторону усиления позиции материнства. Для некоторых женщин, с доминирующей ценностью социальной самореализации, приближение родов сопряжено с усилением страха потери конкурентоспособности, и материнство представляется скорее опасностью, избежать которую удается, например, путем делегирования полномочий по уходу за младенцем третьим лицам.

Р.К. Махмутова определяет мотивацию материнского поведения как систему факторов, определяющих направленность поведения женщины, ожидающей появления ребёнка. С одной стороны, поведение женщины обусловлено инстинктивной тенденцией проявить свои индивидные способности. С другой — становление материнства детерминировано системой индивидуальных ценностей, которые зависят от возрастных, половых и психологических особенностей личности, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса  женщины [10].

Е.В. Соловьева указывает, что содержание внутренней позиции матери проявляется на мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мотивационный уровень – это ценностные ориентации, связанные с материнством и ребенком, включение материнства в систему уже имеющихся актуальных мотивов и потребностей, направленностью на выполнение родительских функций. Когнитивный уровень — это осознаваемые ценностные представления о материнстве, о ребенке, об образе себя как матери, о детско-родительских отношениях, включает  также нормативные, социально желательные ценности, предъявляемые человеку социумом. Эмоциональный уровень – это эмоциональное отношение к материнству, ребенку и себе в роли матери [12].

Проведенный нами теоретический анализ позволяет также сделать вывод, что внутренняя материнская позиция — личностное новообразование в психике женщины, которое  создает мотивационную готовность женщины к принятию и освоению своей социальной роли матери и выполнению материнских функций, обеспечивая при этом, положительное эмоциональное отношение к этой деятельности.

Д. Пайнз предлагает объяснение, почему для некоторых женщин беременность завершается отказом от ребенка или другими формами отклоняющегося материнского поведения. Она объединяет в единый комплекс такие черты, как инфантилизм, повышенную потребность в любви, связанную с чувством обделенности вниманием и заботой в детстве, сексуальную неразборчивость, эгоцентризм.

Брутман В.И., исследуя девиантное материнское поведение,  называет отказ от ребенка с точки зрения биологических законов развития — генетической поломкой, нарушением глубинных механизмов продолжения рода, которое  ведет к вырождению человечества как вида. С социально-этической точки зрения в этом поступке, автор видит кризис нравственных основ современного общества [3].

Какая бы ни была причина, побуждающая женщину принять решение отказаться от новорожденного ребенка, данный поступок является результатом и особой формой разрешения серьезного психологического конфликта за счет подавления одного из сильнейших природных инстинктов — инстинкта материнства.

К. Боннэ провела специальное психоаналитическое исследование матерей-отказчиц во Франции и выявила некоторые общие черты развития беременности у таких женщин. По ее данным, из 400 женщин, родивших и анонимно оставивших ребенка, только 7% обратились к врачу за первой консультацией по поводу беременности в 1-м триместре. Она полагает, что позднее обращение к врачу является симптомом риска отказа [13].

Экономические, политические и социальные факторы составляют достаточно неблагоприятный фон — «социальную ситуацию развития» [1] женщины в период беременности, которая порождает целый круг специфических тревожных переживаний, дестабилизирующих личность женщины. Считается, что жестокое обращение женщины по отношению к новорожденному ребенку связано с особым воспитанием в условиях эмоциональной депривации, и как следствие  —  эмоциональной и психологической незрелостью, аффективной  неустойчивостью  и эгоцентризмом.

Возникновение отказов от новорожденных детей обусловлено сложным взаимодействием социально-экономических, семейных, нравственных, психобиологических и патологических факторов, что подтверждается и результатами работы Севастопольского городского центра социальных служб для семьи,  детей и молодежи. Специализированное формирование «Консультативный пункт в родильных домах, женских консультациях и доме ребенка», создано на базе центра с целью предотвращения отказов от новорожденных детей и обеспечения психологической и социальной поддержки беременных женщин и женщин, родивших ребенка. Аналитический анализ данных с 2012г. по 2014г. включительно  позволил установить, что наиболее высокие показатели отказа от новорожденных детей зафиксированы среди незамужних женщин; женщин из семей с низким материальным достатком;  женщин, которые не имеют постоянного жилья;   несовершеннолетних и учащихся;  выпускниц интернатных учреждений.

Именно эти наименее социально защищенные группы женщин особенно подвержены депрессивным состояниям, психологическим стрессам различным формам психической патологии, алкоголизму и наркомании в период беременности. Все вышеперечисленные нарушения приводят  к чувству утраты перспективы, неуверенности в своих силах, и как следствие, к изменению  мировоззрения женщины  и отказу от материнства.

Так по результатам проведенной статистической обработки данных, в 2012 году по городу Севастополю зафиксировано 16 случаев отказа от новорожденного ребенка, что составило 32% от общего количества женщин, имеющих риск отказа и охваченных услугами «Консультативного пункта в родильных домах, женских консультациях и доме ребенка». Две женщины изменили свое решение в результате проведенной социально-психологической работы и забрали новорожденных детей из родильного дома. В 2013 году зафиксировано 6 случаев отказа, что составляет 13,9% от общего количества, и в 2014 году – 7 случаев, что составляет 16.2 % от общего количества женщин охваченных услугами специализированного формирования при  Севастопольском городском Центре социальных служб  для семьи, детей и молодежи.  В результате проведенного анализа показателей за вышеуказанный период, мы можем сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о сокращении случаев отказа, в результате работы психологов и социальных педагогов «Консультативного пункта в родильных домах, женских консультациях и доме ребенка» с женщинами, намеревающимися отказаться от новорожденного ребенка, а также имеющими риск передачи ребенка в интернатное учреждение.

Причины отказа от новорожденных чрезвычайно разнообразны. По  данным, полученным в результате опроса и беседы с женщинами отказчицами, можно говорить о выявлении ряда причин отказа от материнства, которые наиболее часто встречаются при работе с данной категорией женщин. Так в 2012 году, из общего количества отказов от новорожденных детей самые высокие показатели отказов по причине материальных проблем – 31%; алкогольной и наркотической зависимости – 31%; отсутствия жилья – 20%; без объяснения причин – 13%; в связи с душевной болезнью матери – 5%. 14% женщин изменили свое решение об отказе от новорожденного и забрали ребенка из родильного дома.

В 2013 году на первое место выходят 3 причины: материальные проблемы – 30%; алкогольная и наркотическая зависимость — 30%; неготовность и  неспособность заниматься воспитанием ребенка – 30%; медицинские причины, связанные с врожденной патологией развития  новорожденного ребенка – 10%.

В 2014 году главной причиной отказов от новорожденных детей была выявлена алкогольная и наркотическая зависимость матерей – 30 %; отсутствие жилья – 14%;  медицинские причины, связанные с врожденной патологией развития новорожденного ребенка – 14%; в связи с душевной болезнью матери – 5%.

Таким образом, в качестве основных причин отказа от новорожденных детей можно назвать, в первую очередь, социально-экономические и социально-медицинские, а также психологические. Результаты нашей работы позволили  установить, что социально-психологическая и психолого-педагогическая поддержка будущих и молодых родителей оказывает положительное влияние на формирование репродуктивных установок   осознанного и ответственного родительского поведения. Важным аспектом следует считать воспитание женщины и ее отношение к материнству.

Социальное сиротство стало одним из позорнейших явлений нашего общества, проблема сирот при живых родителях катастрофически разрослась вследствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения наиболее уязвимых слоев общества, а также в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране.

Отказ матери от новорожденного ребенка нежелание женщины принять на себя социальную роль матери, является тяжелейшим проявлением экономического и духовного состояния общества. В ряде исследований были выявлены психические последствия для матери ее отказа от ребенка. Авторы отмечают, что подобный шаг является для женщины стрессовым фактором, способствующим возникновению и развитию у нее психических и физических нарушений. Нарушения не уменьшаются даже спустя десятилетия после отказа, а в некоторых случаях «чувство потери» возрастает. В момент отказа женщины вытесняют свое горе и прячут свои чувства. Предположение о том, что именно отказ от ребенка вызывает тревогу и депрессию у матери, подтверждается данными об улучшении эмоционального состояния женщины при изменении решения в пользу воссоединением с ребенком. Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, либо из иного лечебного учреждения имеет не только социально-психологические, но и юридические последствия для родителей, является основанием для иска о лишении родительских прав. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Последствия отказа от ребенка неблагоприятны и  для ребёнка, отражаясь  на всей его последующей жизни. Во первых — это необратимые последствия при нарушениях внутриутробного развития, во вторых – отрицательный социальный и  психологический опыт в период раннего и дошкольного детства. Для воспитанников детских домов и характерны нарушения социализации, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности, ограничения социальной активности ребёнка. Наиболее пострадавшей в структуре личности ребенка-сироты является аффективно-личностная сфера, сфера эмоций и привязанностей ребенка. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы дальнейшего получения образования, трудоустройства, и иные жизненные ситуации. Исследования учёных показали, что развитие ребёнка, утратившего семью, идёт по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые  нельзя сказать лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка,- они просто другие.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний и житейских навыков об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это, в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат.

Анализ психологической литературы показывает, что на формирование материнского комплекса большое влияние оказывает совокупность социальных, психологических, педагогических факторов. Чувство материнства не появляется инстинктивно, спонтанно и случайно, оно наследуется и социально воспитывается. Личностная незрелость ведет к трагическим последствиям для ребенка, а также к появлению и развитию у матери психических и физических нарушений, возникающих вследствие отказа от ребенка. Результаты проведенных исследований  так же подтверждают, что возникновение отказов от новорожденных детей обусловлено сложным взаимодействием социально-экономических, семейных, нравственных, психобиологических и патологических факторов.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Брутман В.И. Проблема: дети, бросающие своих детей // Вопросы психологии. — 2003. — № 11. — С. 28-29.
  3. Брутман В.И., Варга А.Я., Исупова О.Г., Радионова М.С. Девиантное материнское поведение (опыт междисциплинарного анализа случая отказа от ребенка) // Московский психотерапевтический журнал. 1996.- № 4.
  4. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю., Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. — № 3.
  5. Брутман В.И., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994.- № 4. — С. 34.
  6. Брутман В.И., Радионова М.С., Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997.- № 6. -C. 38-47.
  7. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности до и после родов. Вопросы психологии. 2002. — № 1.
  8. Готовность к материнству // Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л., Синапс, 1994. 15с.
  9. Лацбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки реализации родительских функций // Психологическая науки и образование.- 2011, — №7.
  10. Махмутова Р.К. Психология материнства. Теоретические аспекты изучения мотивации материнского поведения. Вестник удмуртского университета. Философия. Педагогика. Психология. — 2010. — Вып.2.
  11. Николаева Е.И. Психология семьи: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. – 336с.
  12. Соловьева Е.В. Внутренняя материнская позиция: структура и содержание // Перспективы науки. — 2012. — № 3 (32). — С.411–414.
  13. Филлипова Г.Г. Психология материнства. Уч. Пособие. – М. Изд-во института Психотерапии, 2002. — 240с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ» author=»Ролинская Т.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found