Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Ряд профессий, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождается повышенными эмоциональными нагрузками на работника. В данную категорию, так называемых, «помогающих профессий», входят работники сервисных служб, медицинской, психологической, социальной, юридической сфер, специалисты, связанные с работой в условиях экстремальных ситуаций (спасатели, пожарные, военные, работники правоохранительных органов), педагоги (Н.В. Гришина, М.В. Киреева, В.Е. Орел, М.М. Рубинштейн, М.М. Скугаревская и др.).

Профессия педагога относится к профессиям типа «Человек-Человек», условия труда которых являются эмоционально насыщенными (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.М. Рубинштейн, А.С.Шафранова и др.). В результате происходит снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своего труда.

Эмоциональное выгорание определяется как специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих с людьми, и рассматривается с точки зрения успешности выполнения профессиональной роли и изменения личности под воздействием эмоциональных перегрузок.

В качестве последствий синдрома эмоционального выгорания отмечаются изменения в структуре личности, нарушающие ее целостность и приводящие к снижению эффективности ее функционирования в окружающей среде.

Формирование эмоционального выгорания происходит под воздействием социальной среды – профессиональной ситуации и проявляется на психофизиологическом уровне в виде: истощения, утомления, снижения работоспособности, формирования соматических заболеваний, таких, как — гастрит, патология сосудов головного мозга. Это в свою очередь способствует развитию личностных деформаций, а, следовательно, и изменению проявлений личности в окружающем мире – нарушается гомеостаз между личностью педагога и педагогической средой.

Ведущую роль в развитии нервно-психических расстройств играют не столько объективная сила стрессогенного фактора, сколько его субъективное негативно-эмоциональное переживание, отсутствие способов преодоления или избегания психотравмирующей ситуации.

Как уже известно, одним из пусковых механизмов эмоционального выгорания  является эмоциональное напряжение — стресс. Г. Селье рассматривает стресс как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифических вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования [4]. Основываясь на исследованиях Г. Селье, В.В.Бойко выделяет в «эмоциональном выгорании» все три фазы стресса [1, с. 217]:

  1. «Нервное напряжение», возникающее из-за хронического воздействия психоэмоциональной атмосферы, дестабилизирующей обстановки и повышенной ответственности;
  2. «Резистенция» (сопротивление) – когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений, используя в том числе и психологические защиты;
  3. «Истощение» – происходит опустошение психических ресурсов, и вследствие неэффективного сопротивления происходит снижение эмоционального тонуса.

Каждую фазу определяют отдельные симптомы, характеризующие нарастание эмоционального напряжения.

С целью профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов разработана и реализована программа, направленная на выработку конструктивных форм реагирования в стрессовых ситуациях, формирования стрессоустойчивости, саморегуляции. Остановимся подробно на содержании каждого занятия.

Занятие 1 – на этом занятии был проведен тренинг эмоциональной устойчивости.

Цель занятия – применение способов эмоциональной регуляции (расслабление мимической мускулатуры с использованием упражнений для мышц лица; совершенствование дыхания; сознательная концентрация внимания с использованием упражнений; использование приемов воображения и визуализации; использование упражнений на саморегуляцию эмоционального состояния через внешние проявления эмоций; использование упражнений на сюжетное воображение); применение способов ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации; оказание первой помощи после действия стрессовых факторов.

Занятие 2 – психофизическая тренировка.

Цель занятия – ознакомление педагогов с понятием «психофизическая тренировка»; применение способов релаксации; применение релаксации в сочетании с приемами самовнушения; использование аутогенной тренировки.

Занятие 3– проведение телесно – ориентированного тренинга.

Цель занятия – развитие целостного восприятия телесного образа, эмоционально – телесного самовыражения посредством музыкального движения и танца; работа с телом для снятия мышечного напряжения (дыхание, активная и пассивная манипуляция мышцами, двигательные упражнения).

Занятие 4 – терапия движением.

Цель занятия – изучение привычных (ригидных) поз, устоявшегося стиля движения; помочь педагогам в осознании и снятии ригидных телесных привычек, двигательных стереотипов, хронического мышечного напряжения.

Занятие 5 – психогимнастика в тренинге.

Цель занятия – ознакомление педагогов с пантомимическими и пластическими техниками; использование техник выразительного движения; использование техник на развитие сензитивности.

Занятие 6 – использование противострессовых упражнений.

Цель занятия – применение педагогами в качестве противострессовых мероприятий зарядки (физической, а также волевой и эмоциональной подзарядки); создание и поддержание мажорного настроения; использование дыхательной гимнастики; использование прогрессивной мышечной релаксации.

Занятие 7– микропаузы.

Цель занятия – использование педагогами в своей деятельности микропауз для снятия мышечного напряжения в виде гимнастики бодрости, пальцевой гимнастики, гимнастики для лица.

Занятие 8 – проведение тренинга уверенности в себе.

Цель занятия – изучение правил уверенного поведения; применение упражнений по усвоению уверенного поведения; использование различных вариантов решения конфликтов.

Занятие 9 – как проводить уроки, чтобы урок не приносил ущерб психическому здоровью.

Цель занятия – беседа с педагогами о важности использования различных отступлений от урока (гимнастика для снятия напряжения обретения бодрости), программа самостоятельного самосовершенствования.

Занятие 10 – проведение мотивационного тренинга.

Цель занятия – рассмотрение теоретической части (понятие, сущность, значимость мотивации); рассмотрение понятия о потребностях; мотивационный потенциал различных видов стимуляции.

Занятие 11 – «релаксационные техники».

Цель занятия – развитие у педагогов мотивации к самосовершенствованию и углублению профессионального самосознания.

Занятие 12 – проведение тренинга личностного развития человека.

Цель занятия – ознакомление педагогов с психологическими требованиями к профессиональным качествам человека; определение профессионально важных качеств; использование развивающего блока, позволяющего самостоятельно или в групповой работе развить необходимые умения и навыки профессионала.

Занятие 13– проведение тренинга делового общения и взаимодействия.

Цель занятия – преодоление психических барьеров в общении; снятие излишнего напряжения; эмоциональная настройка на ситуацию общения; мобилизация на достижение поставленной коммуникативной задачи; использование приемов активного слушания.

Занятие 14– использование юмора как средства профилактики стресса.

Цель занятия – использование парадоксов и афоризмов, чтение юмористической литературы.

Данная программа реализуется посредством групповой формы работы.

Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.– 470с.
  2. Капитанец Е.Г. Проявление синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 3 (17). С.100-102.
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Политиздат, 2001. – 160с.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.:Просвещение,1996. – 237с.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2002.– 329с.[schema type=»book» name=»ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ » author=»Капитанец Елена Германовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found