Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Способность психолога к решению сложных, зачастую не имеющих однозначного ответа задач морально-этического содержания, обусловлена целым рядом личностных и интеллектуальных детерминант, особое место среди которых занимает профессиональная рефлексия.  В самом общем виде под профессиональной рефлексией психолога понимается комплексное образование, обеспечивающее формирование навыка систематического самоанализа собственных действия и решений с последующей творческой активизацией своей деятельности [1]. Не умаляя значения всех аспектов профессиональной рефлексии – личностного, коммуникативного, кооперативного, интеллектуального, – и учитывая условность «чистого выделения» отдельных составляющих из ее структуры, остановимся в данной статье на выделении предмета морально-этической рефлексии психолога. Особенностью данного вида профессиональной рефлексии является исследование психологом особенностей своего морального мышления и поведения, а в итоге осмысленное обоснование моральных мотивов, профессиональной позиции,  выбора способов решения и понимания.

При анализе рефлексивных процессов в организации этического пространства профессиональной деятельности, мы опирались на следующие теоретические идеи: 1) морально-этическая рефлексия является многоуровневой системой, где каждому уровню моральной рефлексии соответствует определенный тип этического знания и морального сознания (В.П. Бездухов, В.С. Степин) [5]; 2) профессиональная культура психологов  является полем для выделения базовых ценностей при решении этических ситуаций и моральных дилемм [3]; 3) являясь подсистемой профессиональной культуры, интеллектуальная культура психолога, включающая эталоны интеллектуальной продуктивности  и способы организации мыслительной деятельности, выступает инструментом для реализации базовых смысловых установок в решении психологом этических ситуаций и моральных дилемм  [2].

Рефлексивное осмысление морально-этических противоречий. Этическое пространство профессиональной деятельности психолога достаточно широко, что обусловлено, с одной стороны, сложностью психологической реальности, с другой, – широким спектром профессиональных задач – исследовательских, практических, преподавательских и т.д. Зафиксированные в этическом кодексе психолога общие нравственные требования и нормы поведения находят дополнительное звучание с учетом специфики деятельности ( А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Н.П.Локалова, Н.С. Пряжников, Е.Е.Сапогова). Обобщение литературы по проблеме профессиональной этики психологов позволяет выделить основные линии нравственно-ценностных противоречий профессиональной деятельности:

– противоречивость этического знания (множественность толкований  моральных понятий и одновременно существующие типы морали (И.Г.Дубов, А.А.Хвостов), трудно разрешаемые моральные парадоксы (А.А.Гусейнов), неоднозначность и «текучесть» моральных суждений в самом моральном знании,  несогласованность между моральным суждением, моральным выбором и поступком);

– противоречивость и «незавершенность» профессиональной этики.  (Так, например, фраза из новейшего этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов «Психологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обеспечить и защитить основные права человека. Они обязаны накапливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества» становится невыполнимой в работе с клиентами, имеющими суицидные намерения, когда трудно или невозможно полностью придерживаться задекларированных принципов. Ведь если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а, следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности [22]).

– противоречие между различными этическими системами и их уровнями на примере взаимодействия различных социальных систем, групп, индивидов;

– противоречивость между декларативными нормами нравственного выбора этического кодекса и разнообразием реального морального опыта самого психолога;

– конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях психолога с людьми, с другими типами моральной культуры, в том числе и с «заказчиком»;

– конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях с самим собой – противоречие между социально одобряемым конформным поведением и стремлением к независимости; противоречие между эгоистической и альтруистической направленностью профессиональной деятельности; между желаниями «быть» и «казаться» и др.. Так, например, выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные решения. Профессиональная рефлексия  на предмет  собственной состоятельности «Я – компетентен /  Я – не компетентен» приводит к обострению противоречия между профессиональным долгом и практической этикой, диктующей глубину воздействия на Другого человека (принятие ограничений на собственные действия).

Эти и другие возможные линии противоречий, а также комбинации этих линий фактически, с одной стороны, создают пространство этической проблематики, с другой, – делают процесс разрешения (или снижения остроты противоречия) крайне трудным.  Последнее  требует развитие у психолога моральной компетентности – культуры  анализа моральных дилемм, развитого морально-этического мышления, моральной рефлексии и способности делать моральный выбор.

Морально-этическое мышление как предмет профессиональной рефлексии психолога. Морально-этическое мышление  психолога направлено на: 1) понимание различных этических систем и умение осуществлять переход от оценки элементарных нравственных понятий к оценке нравственных комплексов; 2) различение и противопоставление составных частей моральной задачи или дилеммы,  их объе­динение в синтетическое целое, сопряжение нравственных понятий, близких по значению, но различных по смыслу; 3) установление закономерностей развития этической ситуации с учетом интересов и ценностей различных участников; 4) составление прогноза последствий различных моделей морального выбора. Через морально-этическое мышление в профессиональном сознании психолога формируются представления о ценностях различных этических систем и их уровнях,  нравственные понятия, моральные императивы и установки морального поведения. Важно подчеркнуть, что морально-этическое мышление психолога – это не столько интуитивное, чувственное постижение сущности нравственной коллизии, основанное на субъективном моральном опыте специалиста, сколько целенаправленное, опосредованное ценностями профессиональной культуры  отражение психологом этической ситуации,  использование им этических знаний и умений в осмыслении профессиональных противоречий и моральных дилемм. Необходимо отметить, что являясь составляющей профессионального мышления психолога, морально-этическое мышление не тождественно его моральному сознанию. Выполняя функцию оценки (окружающего мира, других людей, себя самого),  моральное сознание проявляется на двух уровнях регуляции в отношениях с людьми – на эмоционально-чувственном (переживание нравственных эмоций и чувства) и рациональном (моральное знание) уровнях. Моральное сознание психолога обусловливает  выбор стратегии поведения в моральной ситуации, нравственную целеполагающую деятельность, антиципацию нравственно мотивированных действий и их личных и социальных последствий.

Определение морально-этической ситуации как задачи.  Рефлексивное осмысление  процесса  понимания психологом этических ситуаций нуждается в отправной точке проблемного анализа, в качестве которой может стать понятие «задача» [4]. Под  морально-этической задачей психолога будем понимать психологическую систему, обязательными компонентами которой являются: а) исходное нравственно-ценностное противоречие; б) желательное состояние потребностного будущего – опосредованный ценностями профессиональной культуры целенаправленный анализ и понимание моральной ситуации или дилеммы, позволяющие вынести моральное суждение и осуществить в ментальном плане моральный выбор.  Приведем типы морально-этических задач в деятельности психолога (таблица 1).

Таблица 1

Типы морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога

Критерий  типологии Тип этической задачи Этическое новообразование, формируемое в ходе решения задачи
1.                  Тип решаемых задач — Теоретические (ментальные, моделируемые, учеб-ные);

— поведенческие, связанные с реальным моральным выбором и поступком.

Формирование этического пространства психолога; актуализация морально-этического мышления.
2.                   Сфера проявления этической ситуации — Возникающие в ходе профессиональной деятельности;

-относящиеся к социальной и личной сферам жизни.

Развитие морального сознания психолога и формирование профессионального этического пространства психолога
3.                  Значимость этической проблемы  для решателя (для кого именно данная морально-этическая задача является проблемной) — Касающаяся напря-мую решателя (лич-ностно значимая, моральная ситуация);

— моральная проблема, не имеющая для решателя личностного смысла.

Способность к фасилитации процесса решения морально-этической задачи другим человеком; эвристические интерпретации морального выбора;

актуализация морально-этического мышления психолога, нравственное творчество.

4.                      Степень трудности морально-этической ситуации. — Простая, ориенти-рованная на свод правил Этического кодекса психолога;

— сложная, содержащая в себе моральные парадоксы из юридической, моральной или нравственной области, а также трудно сопрягаемые нравственные понятия различных этических систем, не имеющая однозначного морального решения (моральные дилеммы).

Актуализация морально-этического мышления психолога;

сопряжение нравственных понятий;  умение переходить и сопрягать моральные понятия разных этических систем; эвристические интерпретации морального выбора;

нравственное творчество.

5.По целевой установке. — Актуализация  морального мышления;

— фасилитация морального выбора;

— нравственное воспитание;

— самовоспитание.

Формирование нравственных понятий, моральных суждений, культуры решения морально-этических задач.

Морально-этическая задача, как  некоторая система, обладает совокупностью характеристик, включающих субъективную информацию о предмете этической ситуации, систему средств и способов для ее решения [3]. К числу специфических особенностей морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога относятся: проблемно-конфликтный характер условия и многомерная смысловая структура задачи, «отрыв» морального суждения от  морального поведения и нравственного поступка решателя, зависимость понимания  моральной задачи от интеллектуальных и личностных характеристик всех участников этической ситуации, отсутствие готовых алгоритмов решения морально-этических задач различных типов, отсутствие четких критериев правильности морального выбора.  Особое место среди морально-этических задач занимают моральные дилеммы – задачи, сопровождающиеся выраженным моральным дискомфортом, не имеющие однозначного, «правильного решения», а иногда не имеющие решения вовсе [ ].

 Рефлексивная оценка процесса решения морально-этической задачи. Как  некоторая система, морально-этическая задача обладает совокупностью характеристик, включающих субъективную информацию о предмете этической ситуации, систему средств и способов для ее решения [4].

В фокусе рефлексивного анализа морально-этических задач находятся:

предмет задачи. Морально-этическая задача – это многомерная система, которая отражает различные «слои» противоречий. С одной стороны, это противоречия, относящиеся к различным уровням этического пространства, – юридические, моральные, нравственные.  С другой стороны, в этической ситуации присутствует столкновение  разнонаправленных интересов ее участников, то есть морально-этическую задачу можно рассматривать с психологической  позиции разных участников морального конфликта и, соответственно,  типов их индивидуальной морали. С третьей стороны, морально-этическая задача  может быть представлена во временном континууме актуального и потенциального уровня развития  морального сознания всех участников этической ситуации. Если актуальное  восприятие морального противоречия отвечает осознаваемому, вербализированному смысловому полю решателя, то  диалектическое понимание морального противоречия на уровне поиска решения в стратегической перспективе развития этической ситуации потенциально способствует рождению новых смыслов и обогащению этического пространства всех участников ситуации.

этапы решения задачи: а) восприятие и определение этической ситуации как проблемной  (особое значение на данном этапе имеет вербализация морального конфликта и сопряжение близких по значению, но противоположных по смыслу этических концептов); б) осмысление морального противоречия (различение, противопоставление и диалектическое понимание составных частей моральной дилеммы); в) выдвижение  потенциально возможных вариантов разрешения морального противоречия  и прогнозирование последствий различных моделей морального выбора.

мотивы морального выбора участников этической ситуации с учетом особенностей развития их морального сознания (специфики этического познания, морально-этического мышления, сформированности моральных операций, диалектичности, способности к децентрации и др.) и личностной зрелости (эго-контроль, воля к осуществлению морального намерения, ответственность за сделанный выбор и т.д.);

особенности взаимодействия с представителями иных моральных и интеллектуальных культур. Различия в этических системах и моральных установках психолога и клиента не являются препятствием для продуктивного диалога.  Различия в ценностях и жизненных смыслах между психологом и клиентом становятся фундаментом для построения совместного смыслового поля дилеммы и «глубокое переживание поиска жизненных истин двумя участниками Диалога» (Э.Спинелли).  Являющиеся неотъемлемой составляющей интеллектуальной культуры психолога [2] диалогические универсалии [3], в частности, установки на неконфронтационную солидарность и презумпция приемлемости [3], позволяют уйти от жесткого противопоставления «Свой-Другой»;

оценка собственной профессиональной позиции. «В чем именно  заключается   моральное противоречие данной этической ситуации для другого человека,  иных  участников моральной дилеммы, для меня как психолога?», «Какая из возможных альтернатив преодоления морального противоречия является «идеальной» с точки зрения нравственности?», «Каковы границы профессиональной помощи, влияния?», «Имеет ли  право психолог говорить от имени морали и быть, таким образом, судьей? Является ли он сам носителем нравственности?».  Поиск ответов на эти и другие вопросы является мощным воздействием на внутренний мир психолога и становится основанием для актуализации норм, смыслов и ценностей профессиональной культуры в структуру психической реальности его собственной жизни.

Подводя итоги, отметим, что,  с одной стороны,  выделенные рефлексивные контуры обеспечивают операционализацию процесса решения морально-этических задач. С другой стороны, не сводимые друг к другу сферы существования, рефлексивные процессы  способствуют: а) осознанию оснований собственного мышления и мотивов профессионального выбора; б) выходу  в позицию вненаходимости, из которой осуществляется координация взаимодействия с другими людьми, в) становлению  зрелого морального сознания и нравственности.

 

Список литературы:

  1. Бадалова М.В. Профессиональная рефлексия практических психологов // Практична психологiя та соцiальна робота. – 2002. – №4. – С.28–31.
  2. Бадалова М.В. Психологическое содержание интеллектуальной культуры психологов: опыт изучения и направления исследования // Горизонты образования. – 2007. – № 3.– С.95–103.
  3. Балл Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. – К.: Изд-во Основа, 2006. – 408 с.
  4. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
  5. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Морально-этическая рефлексия учащегося // Педагогика – 2010. – М.: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. – С.575–577. type=»book» name=»РЕФЛЕКСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГА» description=»В сообщении конкретизировано понятие морально-этической задачи, описаны специфические характеристики данного класса задач. Предпринята попытка операционализации процесса решения морально-этических задач с акцентом на рефлексивной составляющей.» author=»Бадалова Марина Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found