Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Современное российское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций, когда ключевыми характеристиками становятся неопределенность и нелинейность, то есть непредопределенность, что отличает его от относительно стабильно трансформирующегося общества западных стран с прогрессирующей экономикой и устойчивой социально-политической системой. В связи с этим, встает вопрос становления человека как субъекта социального мира в транзитивном обществе, т.е. его социального развития как важнейшей стороной его психического развития.

Проблема социального развития в современных условиях целесообразно рассматривать через призму историко-генетического подхода, который  Т.Д. Марцинковская определяет историко-генетический подход как системное направление, фокусированное на анализе развития в рамках определенных исторических и культурных условий и научных парадигм. Этот подход исходит из того, что развитие научного знания детерминировано как объективными, так и субъективными факторами и предполагает четыре направления исследования процесса формирования психологических концепций.

Первое направление, как отмечает Т.Д. Марцинковская, концентрируется на изучении общих закономерностей процесса развития психологической науки, поэтому ведущими методами исследования здесь являются введенные М.Г. Ярошевским (1994) понятия логики и социальной ситуации развития науки. Этот аспект исследований может рассматриваться как один из вариантов науковедческого анализа.

Фокус внимания второго направления анализа — развитие знаний о развитии психики в контексте истории и культуры. Здесь рассматривается возможность применения понятия прогресса к процессу становления психологии, а также критерии прогресса, понимаемого как кумуляция знаний о движущих силах и механизмах развития психики. Еще одной проблемой, рассматриваемой в русле этого уровня, является изучение относительности (конвенциональности) знаний и их специфика в рамках определенной культуры. В этом случае культура представляется своеобразной парадигмой (социальной, а не эпистемической), имеющей более или менее жесткие границы, отделяющие ее от других культур.

На третьем направлении исследований в центр внимания особенности подхода к проблеме развития в рамках конкретных научных школ. В этих исследованиях используется как инструментарий, предложенный М.Г. Ярошевским (оппонентный круг, научная школа, когнитивный стиль), так и разработанные в философии науки и в работах К. Поппера И. Лакатоса и П. Фейерабенда понятия дискурс, конкуренция идей, концепция «предположений и опровержений».

Последнее направление связано с изучением генезиса психологических знаний по отдельным проблемам. В этом случае также используются понятия оппонентного круга и когнитивного стиля, а также идея прогресса, но здесь она точнее представлена именно как аккумуляция знаний [4].

Т.Д. Марцинковская на основе материалов историко-генетического подхода, полученных при анализе проблемы развития, показала, что категория переживании может в данном контексте рассматриваться как универсальный механизм развития. Разные аспекты (когнитивный, интенциональный) и разные виды переживаний (положительные и отрицательные, социальные и индивидуальные) связаны с разными сторонами развития, определяя и переходы с одного уровня развития на другой, и его критические периоды.

В то же время, помимо универсальных закономерностей развития, существуют и такие факторы, как специфика социальной ситуации развития (мегаполис /малое поселение, стабильность \изменчивость, определенность \неопределенность) и индивидуальные особенности (когнитивная простота/сложность, глубина переживаний, доминирование социальных или индивидуальных переживаний). Именно они могут в некоторой степени объяснить (предсказать) индивидуальные направления дальнейшего развития, соотношение социализации и индивидуализации, ассимиляции и аккомодации, активности в адаптации и конструировании.

Поэтому, можно выделить два уровня в динамике процесса развития. Первый уровень, направленный на эмоциональное благополучие и поддержание психического здоровья, активизирует синергетический потенциал человека, связанный с общими закономерностями психической жизни (с законом Н.Н. Ланге, В. Штерна и т.д.).

Второй уровень опосредован культурными и индивидуальными трансляторами, действие стабилизационных тенденций в этом случае направлено на самореализацию, придание смысла собственной жизни в рамках своей культуры и своего общества, осознание своей самобытности, уникальности и ценности для окружающих. Это задает индивидуальные траектории развития [4].

Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе, где социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека, благодаря которым и формируется социальная зрелость личности.

Понятие «социальное развитие» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле слова понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л.С. Выготский отмечает, что слово «социальное» в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и поэтому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития.

Таким образом, с одной стороны, понятие «социальное развитие» рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие «личность», а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.

В психологии чаще всего социальное развитие понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации человека.

М.С. Гусельцева отмечает, что в традиционных обществах процессы социализации и индивидуализации слиты, индивидуализация не выделяется из социализации в особый процесс и не становится предметом рефлексии. Процессы индивидуализации оказываются сильнее выражены в кризисные эпохи, на переломах культур, в неустойчивых и сложноорганизованных культурных реальностях. В целом же в современной культурной психологии социализация и индивидуализация рассматриваются как ситуативно-обусловленные и взаимосвязанные процессы становления человека. Причем в культурно-исторической парадигме, представленной не только традиционными этнопсихологическими, но и нарративными, постмедернистскими и конструктивистскими подходами, на передний план выходит становление индивидуальности в смене и разнообразии культурных контекстов [3].

Результатом социального развития является формирование личностного, социального Я, а также развитие индивидуальности человека, его самости, его сущностного Я, способного эффективно адаптироваться в меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека. В.С. Мерлин говорил, что «индивидуальность личности представляет собой одновременно индивидуализацию обобщенных социально-типичных отношений (социальных схем) и подчинение, регулирование проявлений индивидуума социальными схемами».

Г. Спенсер (H. Spence) выделяет некоторые поведенческие, когнитивные и эмоциональные детерминанты социального реагирования:

-социальные знания;

-социальное восприятие;

-точность обработки социальной информации;

-навыки решения межличностных проблем;

-социальная ответственность по отношению к окружающим;

-способность к просоциальному поведению;

-навыки саморегуляции и самоконтроля;

-способность реализации социальных навыков;

-эмоциональная регуляция и такие особенность эмоциональной сферы, как тревожность, агрессия, депрессия [6].

Социальное развитие играет важную роль в жизни человека, выступая показателем устойчивости к негативным воздействиям окружающего мира, превращаться в средство преодоления социальной депривации, становиться стимулом личностной самоактуализации.

В современном обществе социализация человека происходит в тесной взаимосвязи со СМИ. Именно Интернет, телевидение являются основными источниками получения информации у современного человека. Следовательно, социальное развитие может определяться ценностями, эталонами, транслируемые СМИ, а также отношение к ним.

Говоря об информационной социализации, необходимо подчеркнуть и то, что в настоящее время в психологии это понятие не операционализировано в должной мере, так же как не разделены такие термины, как «информационная культура», «информационное пространство» и «информационное поле» [2].

Главным моментом, определяющим и значение, и сложности, возникающие в процессе изучения информационной социализации, заключается то, что мир стал более широк и открыт, поэтому для полноценного представления о нем недостаточно только личных знаний и/или знаний близких, важна более структурированная, масштабная и объективная информация [5]. Однако одновременно с пониманием значимости именно такой информации встает осознание и того, что ни один источник информации такого знания не дает по многим причинам, важнейшими среди них являются психологические. Дело в том, что отмечаемый социальными психологами и лингвистами факт, что любое понимание есть одновременно и непонимание (А.А. Потебня), в данном случае переходит из сферы межличностного общения на коммуникацию «источник информации – реципиент» и приобретает более масштабный характер.

Информационное пространство не может рассматриваться изолированно от общего пространства социализации человека, оно входит в общую структуру поля социализации. В то же время, если динамика и институты социализации исследованы достаточно широко и многогранно, то разные виды и источники информации, которые также могут рассматриваться как разновидность социализационных институтов, практически не изучены.

Несомненно, что информационная социализация связана с социальными представлениями людей, так как установки и апперцептивные поля людей не могут не повлиять в качестве своеобразного «избирательного внимания» на выбор и источника, и содержания информации. В то же время сама воспринимаемая информация влияет на уже имеющуюся систему понятий, изменяя и/или частично модифицируя ее.

Особый интерес в этом плане представляют электронные средства массовой информации, как в плане способа подачи материала, так и в плане более глубинного воздействия на личность реципиентов. При этом важным моментом является то, что наиболее активно Интернетом пользуются именно те люди, для которых Интернет стал одной из привычных граней бытия и для которых операциональная сторона использования электронных СМИ не представляет сложностей.

Можно говорить о двух вариантах влияния СМИ и СМК на подростков в зависимости от формы этого влияния – непосредственной или опосредованной разными факторами и условиями. Непосредственное, прямое влияние основывается на механизмах эмоционального заражения и обуславливания. Другая форма влияния опосредуется индивидуально-личностными и социально-личностными факторами [2].

Общение является одним из важных показателей процесса социализации, и социального развития в целом, так как именно это психологическое пространство позволяет человеку апробировать те ценности, нормы, правила установленные обществом, а также выработать свои собственные.

Социальное развитие тесно связано с социальным поведением как особой формы существования активности человека в обществе, социальных группах, направленной на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности.

Социальное поведение человека определяется его взаимодействием с другими людьми на разных уровнях существования: в культуре, в различных социальных группах, в межличностном общении. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенных целей или удовлетворить внутреннюю мотивацию. Таким образом, социальное поведение всегда является целенаправленным, при этом цели разного уровня задают разные типы поведенческих реакций.

Для осуществления социального поведения необходимы определенные механизмы его регуляции – действия социальных и психологических факторов, упорядочивающих, организующих и направляющих активность человека в обществе и в различных социальных группах. В больших социальных группах действуют такие регуляторы социального поведения, как нравы, обычаи и традиции. Основным регулятором социального поведения в малой группе являются социальные нормы. Специфические регуляторы социального поведения выделяются и на уровне личности – это ее социальные установки (аттитюды).

Нормы, по мнению, Хьюстон, Штребе, Стефенсон (2001),  упорядочивают социальную жизнь людей, снижают степень непредсказуемости ситуации взаимодействия, способствуют трансформации результата взаимодействия, обусловливают взаимосвязь людей.

Ценностные ориентации осуществляют регуляцию социальной действительности и поведения субъекта в социальной среде. М. Рокич проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств, выделяя терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремится к ней) и инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях). Вслед за Рокичем, Ш. Шварц выделяет терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности представляют собой некоторые конечные состояния, конечные цели деятельности индивида: например, такие ценности, как «верная дружба», «богатство», «мир на земле». Инструментальные ценности – это принципы действий индивида, модели и способы его поведения. Примером инструментальных ценностей могут служить следующие – «готовность прощать», «уважение старших», «самостоятельная постановка цели».

Ценности, выступая регуляторами социального поведения реализуются в системе ценностных ориентаций, а в итоге – в аттитюдах как важнейших элементах общей структуры диспозиций личности.

Одним из важных характеристик, опосредующих связь между аттитюдами и поведением человека, является самомониторинг. Это понятие было введено М. Снайдером и означает способ презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление. Влияние аттитюдов на поведение определяется «внутренними» переменными, в частности мотивами, ценностями человека, а также его индивидуальными особенностями. При этом взаимосвязь аттитюда и поведения во многом зависит и от «внешних», ситуационных факторов, оказывающих влияние как на аттитюды, так и на регулируемое ими поведение. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране), так и более «частные» ситуативные влияния (например, дефицит времени на принятие решения). Немаловажную роль играют и уровни социального влияния – социальные и культурные, институциональные и групповые и, наконец, межличностные влияния [1].

Таким образом, проблема социального развития актуализирует социальную парадигму в транзитивном обществе, запуская новые механизмы социализации и индивидуализации человека, поиск новых методологических принципов изучения социального взаимодействия, социальных регуляторов поведения и ценностей, информационного пространства.

 

Список литературы:

  1. Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.-216 с.
  2. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход / Н.А.Голубева, ТД.Марцинковская. -2011, No 6(20). – Режим доступа: http: // www.psystudy.ru.
  3. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии: коллективная монография / Т.Д.Марцинковская (ред). М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.-284 с.
  4. Марцинковская Т.Д. Феноменология и механизмы развития: историко-генетический подход / Т.Д.Марцинковская.-2012, No 3(23).- Режим доступа: http: // www.psystudy.ru.
  5. Прихожан А.М. Проблема подросткового возраста / А.М.Прихожан.- 2010, No 1 (9). -Режим доступа: http: // www.psystudy.ru.
  6. Социализация детей и подростков. Методический комплекс / сост. Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Т.В. Костяк, Г.Р. Хузеева. М.: МПГУ, 2009.- 100 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА ТРАНЗИТИВНОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» description=»В статье предпринята попытка рассмотрения проблемы социального развития как социальной парадигмы транзитивного общества. В процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе, где социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека, благодаря которым и формируется социальная зрелость личности.» author=»Гребенникова О.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found