В психологии накоплен значительный теоретический и практический материал по семейно – брачным отношениям (Н.В. Александров, А.Ю. Алешина, Т.В. Андреева, А.Я. Варга, В.В. Бойко, С.В. Ковалев, В.В. Юстицкис, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозов, Ю.М. Орлов, А. Адлер, В. Сатир и др.).
Семья – социальная общность, социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Брак в данном исследовании рассматривается как санкционированная и регулируемая общественно – историческая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Под супружеством понимается личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.
Представления супругов о браке связаны с тем, как отмечают Н.Н.Обозов и С.В.Ковалев, что назначение брака может рассматриваться ими как хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский или интимно-личностный союз. Среди дополнительных компонентов представлений о браке мужчин и женщин отмечается значение совместного отдыха супругов, взглядов супругов на воспитание детей, совпадений ожиданий от брака и др. На формирование представлений о браке оказывают влияние традиции родовой системы супругов (полная или неполная семья), взаимоотношения родителей супруга в браке, отношение к ребенку в детстве в родовой семье и др.
В данном исследовании обращено внимание на различия представлений о браке и семье в России в разные исторические периоды.
В связи с тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью, брак и супружество [2], представляется необходимым развести и конкретизировать эти понятия. Так, в представлении Я.Щепаньского, «супружество – это общественно нормированное социальное отношение, в котором происходит превращение чисто личного чувственного влечения в устойчивое взаимное приспособление и совместную деятельность по выполнению задач супружества». Переход от обручения к супружеству во всех культурах связан с обрядовой санкцией: религиозной или государственной, магической или социальной. Принятие подобной точки зрения стирает границы между сопряженными, но отнюдь не тождественными понятиями супружество, брак и семья.
Под семьей как правило, понимается опирающаяся на кровное родство или на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта [8]. Брак — это санкционированная и регулируемая общественно-историческая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Под супружеством в большинстве работ, посвященных исследованию проблем брачно-семейных отношений, обычно понимается личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Указанное определение фиксирует наиболее существенные черты этого понятия: во–первых, неинституциональный характер связи, во-вторых, равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Это, кстати, указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена. И действительно, принципы, лежащие в основе супружества, могли практически реализоваться лишь вследствие интенсивной вовлеченности женщин в профессиональную деятельность и социально-нравственной направленности движения за их эмансипацию, расшатавших традицию половой сегрегации.
Характерное для современной семьи отсутствие жестких норм, регламентирующих семейную жизнь, приводит к тому, что семья как малая группа вынуждена по-своему формулировать и реализовывать свои групповые нормы и ценности. При этом происходит неизбежное столкновение индивидуальных представлений, сформированных каждым из супругов ещё в родительской семье [3]. Вырабатывая собственную систему взглядов по поводу распределения ролей, структуры власти, степени психологической близости, целей семьи, конкретного содержания её функций и способов реализации последних, супруги фактически создают своеобразную внутрисемейную микрокультуру общения, составляющую в конечном итоге феномен супружества [2].
Условием нормального функционирования и развития супружества как одной из подструктур семьи, является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации [5]. «Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, а потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает, кроме всего прочего, наибольшей устойчивостью» [6]. Функционирование супружества как системы происходит в результате взаимодействия компонентов устойчивости и развития, нарушающих эту устойчивость. Иными словами, тенденции сохранения и элементы дестабилизации образуют диалектически противоречивое единство процесса саморазвития супружеских отношений.
С супружеством тесно связано понятие «успешный брак», предполагающее бытовую, эмоциональную и сексуальную адаптацию, сопровождаемую определенным уровнем духовного взаимопонимания при непременном сохранении и подтверждении индивидуальных потребностей каждого из супругов. За прошедшие несколько лет были опубликованы работы, которые разграничивают успех брака и его стабильность. Такой взгляд сложился под влиянием эмпирически наблюдаемых фактов, показавших отсутствие непосредственной связи между этими состояниями. В работе А.И.Тащевой показано, что «критерий стабильности является необходимым, но явно недостаточным для диагностики качества брака» [6].
Действительно, факт сохранности брака ничего не говорит о психологической стороне взаимодействия брачных партнеров – как супруги оценивают свои отношения, счастливы ли они. Многие браки формально сохраняются до самой смерти мужа или жены, несмотря на то что ни один из них не удовлетворен партнером и своим союзом в целом. Стабильность и удовлетворенность браком, несмотря на их сопряженность, не являются тождественными характеристиками – стабильные браки далеко не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности супругов, а браки, где супруги удовлетворены межличностными отношениями, могут быть нестабильными. Наличие подобных отношений было очевидным и ранее из обыденного житейского опыта, но их статистическая представительность установлена сравнительно недавно [1].
Значимым в ценностно-ориентационном единстве и супружеской совместимости является согласование функционально-ролевых ожиданий мужа и жены. Ожидания – это установка на будущее, которая скрепляет человека с жизнью, делает его более устойчивым в период перемен, вселяет веру, надежду и любовь. Позитивные ожидания делают человека терпеливее к невзгодам настоящего. Потеря позитивных ожиданий приводит к потере ценностных ориентации. Человек начинает ориентироваться на случай, впадает в суеверие, погружается в ситуативные личные проблемы, плывет по течению [3].
Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и супружества в частности. Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской и супружеской роли осознано, неосознанно в последствии копируется в собственной семье.
Семьи и семейно-брачные отношения дореволюционной России в корне отличались от современных. Основная функция семьи заключалось в ее развитии как отдельного хозяйствующего субъекта. Дети находились в полном подчинении у родителей, с раннего детства помогая им по хозяйству. Воспитание и образование получали главным образом дома и, когда вырастали, нередко занимались тем же делом, что и их родители. Возрастом зрелости считались 15–16 лет, и с этого времени дети полностью включались в семейное дело или ремесло.
В условиях господства религиозных взглядов на ценности брака в семье дети воспитывались в духе обязательного вступления в брак. К незамужним дочерям и холостым сыновьям, вовремя не вступившим в брак, отношение было неуважительным. Сибирская писательница Н.А. Лухманова отмечала, что особенно это проявлялось по отношению к взрослым дочерям, безбрачие которых порой становилось для них жизненной трагедией [7].
Религиозно-нравственному воспитанию детей уделялось большое внимание. В середине XIX в., особенно в небольших городах родителям было выгоднее обучать детей у частных учителей, чем содержать на свои средства школы. Образование мальчиков ограничивалось в большинстве случаев элементарной грамотностью.
Распространенное в первой половине XIX в. мнение выразил один из корреспондентов Русского географического общества: «Девицы учатся всегда меньше мальчиков. Родители вообще думают, что девушку не для чего учить грамоте. Она не относит никаких должностей. Ее дело – знать хозяйство».
Развитие системы образования приводило к потере семьей монополии в социализации детей: «Если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь: на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки» [9]. Дети являлись кормильцами своих состарившихся родителей. Особенно эта забота требовалась одиноким матерям-вдовам. Как было показано выше, большинство вдов могли рассчитывать только на поддержку своих детей.
Традиционной чертой было почтительное отношение детей к родителям. При этом почтение детей к памяти родителей продолжалось и после кончины последних. Так, перед отправкой в дальнюю дорогу святым делом считалось посещение родительской могилы. Обязательно могилы родителей посещали и на родительский день весной. Участие обоих родителей в воспитании детей отмечено в источниках. Как правило, во время отсутствия отца всеми делами в семье, в том числе и воспитанием детей, руководила мать.
Активное участие матери в воспитании детей, разложение патриархальности в семейных отношениях приводило к увеличению роли женщины в семье, в том числе в ее роли в решении судьбы детей: «С установлением индивидуальной семьи власть над детьми перестает быть привилегией отца и становится уделом обоих родителей. Изменяются и самые отношения между двумя поколениями: родительские права порождают теперь обязанности для самих родителей» [4].
На рубеже XIX–XX вв. общество медленно, но неотвратимо шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников, расширяя права детей. Кризис старого типа семейных отношений вызывался многими факторами. П. Сорокин отмечал: «Как видно уже из самого описания «симптоматических» признаков разложения семьи, здесь действуют многие факторы или силы, и это разложение зависит от многих причин: и от плотности населения, и от «экономики», и от уклада жизни (деревня и город) и от роста свободы личности и развития индивидуализма и т.д., и т.д.» [9].
Список литературы
- Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие: [для вузов] /Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2010.
- Каменская Е.Н. Психология семейных отношений: конспект лекций /Е. Н. Каменская. — Таганрог, 2008.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] /О. А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2008.
- Ковалевский. – М. Указ. соч. С. 115.
- Кошелева Е.П. Психология семейных отношений: крат. обзор /Е. П. Кошелева. — М.: МГПИ, 2008.
- Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие /Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. — СПб.: Речь, 2010.- 239 с.
- Лухманова Н.А. О положении незамужней дочери в семье. СПб., 1896.
- Салыкова С. В. Психология семейных отношений: теорет. и практ. аспекты: учеб. пособие /С. В. Салыкова. — Владивосток, 2009.
- Сорокин П. М. – Указ. соч. No 3. С. 161.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН БРАКА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ И ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ » description=»В статье рассматриваются различия и сходства психологии семейных отношений в современной и дореволюционной России. Дается определение понятиям – брак, семья, супружество. Содержатся различия представлений о браке и семье в России в разные исторические периоды. Доказано, что родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности.» author=»Бельская Ольга Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]