Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

О ВЗАИМОСВЯЗИ ИЛЛЮЗИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . О ВЗАИМОСВЯЗИ ИЛЛЮЗИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Верите ли вы, что видите мир таким, как есть или согласны с С.Экзюпери, который говорил, что «в действительности все не так как на самом деле»? Большую часть информации о внешнем мире мы воспринимаем через зрение, но можем ли всецело положиться него? Мы знаем, что есть зрительные иллюзии, они имеют физиологические основы и связаны с тем, как организован зрительный анализатор человека. Иллюзия в переводе с латыни «ошибка, заблуждение». Может ли зрительная иллюзия привести в свою очередь к иллюзии психологической? Могут ли особенности зрительного восприятия мира внешнего отразиться на особенностях нашего внутреннего мира, на нашем мышлении, на формирование взгляда на мир, миро-воззрение? И вообще как связаны между собой зрительное восприятие, реальность и наша картина мира, которую мы формируем?

Чтобы ответить на все эти вопросы, рассмотрим особенности процесса зрительного восприятия. Знаете ли вы, что зрительную информацию о мире нам дает прежде всего мозг, а не глаза? Причем зрительный анализатор, включающий мозг и глаз — не фотокамера, не фотоаппарат, а преобразователь. На примере рис. 1 и 2 мы можем в этом убедиться.

Видите ли вы на рис. 1 верхний серый квадратик как более темный по сравнению с нижним? А верите ли вы, что они одного оттенка серого? Между тем это так. И вы можете в этом убедиться, если закроете чем-нибудь линию их соединения. На чем основана эта иллюзия? Дело в том, что когда мы смотрим, глаза превращают свет, отраженный объектом, в электрический сигнал, который посылается по нейронному пути (называемому оптическим нервом), к задней части мозга (зрительной зоне), где происходит анализ информации. Мозг пытается определить, в какой части пространства находится объект. Оттенки и тени дают мозгу догадку, что верх — это хорошо освещенная серая поверхность, а низ — плохо освещенная белая поверхность. Но, как мы видим, в данном случае это приводит к иллюзии — два одинаковых оттенка мы видим как разные.

На рис. 2 похожая иллюзия. Она впечатляет еще больше. Если вы не верите, что квадратики, на которых написаны буквы А и Б одного оттенка серого, просто вырежьте их  и сравните.

Почему это происходит? Дело в том, что мире с единственным источником света, солнцем, наш мозг научился доверять теням, как надежному способу узнать о положении объекта в пространстве, что и приводит к подобным иллюзиям. Что-то воспринимается как освещенное светом, что-то — находящимся в тени, и мозг делает соответствующие корректировки.

Например, что вы видите на рис. 3? Верите те ли вы, что нарисованы два идеальных вписанных друг в друга круга? Или на рисунке 4, видите ли вы синие линии параллельными? А между тем, это так.

Из вышесказанного и увиденного можно сделать вывод, что если я что-то вижу собственными глазами, и мало того, большинство видят то же самое, а кто-то может нам сказать, что это не так, то именно он один может оказаться прав. И наш критерий доверять большинству, не всегда верен. И если большинство говорят, что это очевидно (то есть видно собственными глазами) — это не факт!

Еще Платон в своем труде «Государство», описывая то, как люди «видят» мир, говорит, что мы все находимся в «пещере» и видим мир теней. Философ дает такую метафору: люди сидят в пещере, прикованные цепями таким образом, что могут смотреть только на стену пещеры и видят на ней тени, которые создаются всем, что освещено солнцем у ее входа. Здесь «цепи» — это наши органы чувств, которые, как мы увидели, действительно могут нас обманывать.

Согласно Платону объективный мир или чувственный мир — тот, который воспринимается с помощью органов чувств. Можно сказать, что это — мир иллюзий. Не только потому, что он изменчив, непостоянен во времени, и как говорится в китайской книге Перемен «И-Цзин», что неизменны только перемены. Но еще и потому, что человек не может полагаться на чувственный опыт, ибо он ограничен и не ведет к мудрости. На его основе человек формирует только мнения. Подлинное же знание основано на прямом созерцании идей в мире Умопостигаемом. Платон считал, что «все мнения, не основанные на знании, никуда не годятся. Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то они ничем не отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге».

Мнения — это все, что основано на чувственном опыте, а не на опыте Разума.

Если говорить о познании, то согласно современным психологическим представлениям есть три пути: рассудка, разума и интуиции. Рассудок — логический ум, которому современный человек так доверяет, догматичен, категоричен, не вникает в суть. Он не способен выйти за пределы анализируемого содержания и оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам. Разум — способен выйти за пределы наличного знания, постичь единство противоположностей, суть вещей. Интуиция, как ее определял Спиноза — «высшее состояние Разума». Сегодня очень доверяют логике, рассудку, но как видим, это довольно ограниченный инструмент познания мира. Как сказал физик, астроном, философ А. Пуанкаре: «Чистая логика всегда привела бы нас только к тавтологии; она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начала никакой науке… Чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова »интуиция»». [4].

                                                                                                            Рисунок 5

Если вернуться к зрительным иллюзиям, то есть иллюзии: цвета, движения, формы, перспективы, как на рис. 5. Какими по длине вы видите вертикальные палочки, лежащие на дороге? Как вы догадываетесь, они одинаковой длины. Мозг использует глубину и перспективу, чтобы узнать об окружающем мире и создает целостную трехмерную картину мира. Важно отметить, что мозг воспринимает мир целостно, связанно. В самой структуре мозга заложено представление о мире, вселенной как Едином Целом. Представления о мире как о едином живом организме было уже у античных философов. .Древние греки называли мир — «космос», то есть «порядок, красота, гармония». А что такое гармония? Это созвучие части целому. То есть красота — свойство целого, не части.

Сегодня физики также согласны с древними представлениями о единстве мира. К примеру, Дэвид Бор считает, что «…неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью».

Удивительно, но нейрон, клетка головного мозга, и вселенная по структуре очень похожи (рис.6). Недаром ученые говорят, что внутри каждого из нас спрятана целая Вселенная.

Рисунок 6

Рассмотрим, каким образом зрительные иллюзии могут быть основой иллюзий психологических. Большую часть информации об окружающем мире (80-90%) согласно современным представлениям человек получает благодаря зрению. В свою очередь то, как мы видим, влияет на нашу «точку зрения», миро-воззрение. То, что мы видим — внешнее; наши представления, мировоззрение — внутреннее. Как происходит развитие психики человека? От внешнего к внутреннему. Этот процесс называется интериоризация — переход извне вовнутрь: внутренние структуры человеческой психики формируются благодаря усвоению структур внешней деятельности. Так, сначала формируются внешние пространственные представления, потом внутренние (не только пространственные). Когда человек строит представления о чем-то, он опирается на аналогии органов чувств, разных анализаторов (не только зрительных, но слуховых, тактильных и пр.). Например, о человеке мы можем говорить: глубокий / поверхностный, близкий / далекий, тяжелый / легкий, кислый / сладкий и пр. И эти слова будут для нас иметь понятный нам смысл, раскрывать особенности человека.

Пространственное, образное мышление лежит в основе воображения и процесса мышления как такового, и то как и что мы видим, несомненно влияет на нашу «точку зрения», нашу внутреннюю позицию. Если использовать метод аналогий («метод» с греч. «движение мысли», «путь размышления»), зрительные иллюзии помогут наглядно увидеть и понять, что может лежать в основе психологических иллюзий. Надо сказать, что метод аналогий — один из основных методов, который помогает нам понять что-то новое, чего не было еще у нас в опыте. Он связывает информацию с уже известной нам. Без этого она бы просто «проваливалась», не могла бы закрепиться.

Обратимся вновь к зрительным иллюзиям. Посмотрите на рис. 7. Длина линий А и Б одинакова, но линяя А кажется короче. На рис. 8 круг в центре, окруженный маленькими кружочками, выглядит более большим, чем тот, что окружен большими кругами.

Если нечто окружено чем-то небольшим, то оно воспринимается более значительным, в отличие от того, когда нечто окружено чем-то большим. Какую психологическую иллюзию или «ошибку, заблуждение» может проиллюстрировать нам эта зрительная иллюзия? Если человек ставит перед собой маленькие цели и задачи, которые легко выполнить, не прикладывая к этому много сил и способностей, если он окружает себя «маленькими» людьми, то на их фоне он сам будет казаться, прежде всего себе самому, более значительным и важным. И мы по опыту знаем, что это действительно так.

Следующий рисунок поможет осознать пространственные основания еще одного субъективного заблуждения. На рис.9 желтая линия, расположенная ближе к нам, воспринимается более маленькой, чем дальняя. Это — уже рассмотренная нами иллюзия перспективы.

Рис. 9

Какая психологическая иллюзия может на ней основываться? Все что мы уже имеем в настоящем опыте кажется нам более простым, легким, чем то, что ждет нас в будущем. Новые задачи всегда кажутся очень трудными, даже если они требуют столько же усилий, сколько требовали жизненные задачи, которые мы уже решили и которые теперь воспринимаются как более легкие и простые, чем тогда, когда мы в свое время смотрели на них как на стоящие перед нами в перспективе задачи, требующие решения.

Рисунок 10

Другое заблуждение, точнее ограничение восприятия мира и мышления можно понять через иллюстрации на рисунке 10. Фигура внизу большинством людей воспринимается набором хаотически расположенных кусочков. Вверху, мысленно продолжив линии, легко увидеть куб. Чем отличается верхняя фигура от нижней? Только одним: в нижней — все линии замкнуты. Какую аналогию можно вывести на основе этого? Когда мы что-то мысленно обрезаем или определяем, ограничиваем часть реальности, мы перестаем видеть Целое.

При общении, рассуждая о чем-то, чтобы понимать друг с друга, нам важно все определить, договориться о терминах. Но в основе глагола «определить» лежит понятие предела, ограничения. Подобный метод («путь мысли» с греч.) ограничивает какую-то часть реальности и разрушает связи между частями единого мира. Этот способ размышлений ограничен, потому что мы перестаем видеть мир таким, как есть, целостно. К примеру, сегодня много узкоспециализированных наук (физика, химия, биология и пр.), каждая из них исследует какую-то грань реальности, но при этом скоро, мы будем знать все… ни о чем. В связи с вышесказанным можно вспомнить восточную притчу о слоне и слепых, которые ощупывая слона, убеждали друг друга в том, как на самом деле он выглядит. Версии этой притчи есть в джайнской, индуистской, буддистской, суфийской культурах. Древние философы пытались через мифологический язык донести до нас идею ограниченности рационального познания, которое не может охватить мир во всей сложности единства противоположностей.

Таким образом, особенности зрительного восприятия, как видим, могут повлиять на то, что человек на уровне своих представлений создает психологические иллюзии, которые в свою очередь уже влияют на отношение к тому, что происходит с ним в жизни, на его убеждения, мотивы, действия.

Список литературы:

  1. Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора или что мы знаем о вселенной и о себе.— М.: Эксмо, 2011.  — 448 с.
  2. Иллюзии зрительного восприятия // Журнал «В мире науки». URL:
  3. Грегори Р. Разумный глаз. URL: ru›book/gregory.htm
  4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. URL: https://eknigi.org/nauka_i_ucheba/65224-glaz-i-mozg.html
  5. Платон. Государство. Книга URL: philosophy.ru›library/plato/01/resp7.htm
  6. Пуанкаре. А. Логика против интуиции. URL:
  7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 1990. — 239 с. URL: https://ru›Нейрология›glaz-mozg-zrenie
  8. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.[schema type=»book» name=»О ВЗАИМОСВЯЗИ ИЛЛЮЗИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ» author=»Сизова Ольга Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found