Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОЛОДЕЖИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОЛОДЕЖИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Проблема стратегий поведения в конфликте достаточно представлена в социально-психологической литературе [1]. Одним из традиционных подходов в решении данной проблемы является описание типов личностей, участвующих в конфликте.

Для оптимального выбора тактического и стратегического пути выхода или преодоления конфликта важное значение имеет способность индивидуума выявить все варианты поведения в данной конфликтной ситуации и оценить степень продуктивности каждого.

Общая идея изучения типологии конфликтующих личностей заключается в определении позитивных и негативных сторон выбранного способа поведения в конфликте и умения использовать преимущества любого поведения в конфликте для решения проблем взаимодействия.

Рассмотрим две типологии личностей, вступающих в конфликт. Первую типологию такого рода предложила Джинни Скотт.

Типы людей, вступающих в конфликт, по Д. Скотт [4]:

1) «Паровой каток» или «шермановский танк[1]» – тип людей с завышенной самооценкой. По характеру это грубые и бесцеремонные люди,  однако, с психологической точки зрения, опасающиеся раскрытия своей неправоты из-за боязни снижения собственного авторитета. Поэтому в конфликте им надо дать время и способ «выпустить пар». При этом в процессе сглаживания отношений не следует демонстрировать сомнения в их правоте.

2) «Скрытый агрессор» – тихий, скрытный человек. Подобные люди полагают, что, вступая в конфликт, они восстанавливают социальную справедливость.

3) «Разгневанный ребенок» – «взрывается» при малейшем поводе. С такими людьми надо спокойно, взвешенно и разумно обсудить ситуацию.

4) «Жалобщик» – упорный, «упертый» в конфликте человек. Его надо выслушать, посочувствовать, затем переключить внимание на решение проблемы.

5) «Молчун» («тихоня») не умеет общаться и формулировать свои претензии. Здесь надо выяснить причины скрытости, причины конфликта.

6) «Сверхпокладистый» приятен в общении, всегда уступает, старается помочь в выходе из конфликта, но его слова часто расходятся с делом. Такому человеку надо объяснить, что оценивают не его покладистость, а правдивость.

Вторая типология была предложена Д.В. Ривманом. Первоначально она широко использовалась в криминологии, в криминологическом учении о жертве преступления. Д.В. Ривман создал психологическую типологию жертв преступлений, исходя из общей теоретической установки о том, что при любом выбранном типе поведения человек все равно может стать жертвой. Идеального типа поведения в конфликте не существует, поскольку конфликтные ситуации могут различаться по субъектному составу, по условиям взаимодействия участников конфликта и др.

Д.В. Ривманом были выделены следующие типы потенциальных жертв и, соответственно, типы поведения в конфликтной ситуации [3]:

Агрессивный тип – это такой тип поведения молодежи в предконфликтной ситуации, когда агрессия юноши или девушки провоцирует деструктивный характер общения и может в итоге привести к физическому или психическому насилию

Пассивный тип поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда в ответ на деструктивное поведение человек «закрывается в себе», не реагирует на конфликт или демонстрирует зависимое и беспомощное поведение, страх перед агрессором.

Инициативный тип поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда человек демонстрирует гиперсоциальное поведение, то есть предъявляет к окружающим завышенные социальные требования, чем провоцирует конфликт.

«Активный тип» поведения молодых людей – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда, когда человек сам ищет повод проявить активность, неадекватно оценивая объективную опасность ситуации в силу недостаточного опыта и информированности.

«Некритичный тип» – это такой тип поведения в предконфликтной ситуации, когда человек не способен оценить ни содержания конфликтной ситуации, ни ее последствий, в силу такого характерологического качества, как легкомысленность.

Нейтральный тип – старается не замечать происходящего.

Отработка навыков поведения в конфликте должна осуществляться на практике. Можно предложить следующую серию заданий на отработку стратегий поведения в конфликте.

Практическое задание № 1.

Привести примеры, иллюстрирующие каждый из типов поведения в конфликтной ситуации, по типологиям, предложенным Д. Скотт и Д.В. Ривманом.

Практическое задание № 2.

Определить тип поведения в описанной ситуации по Д. Скотт и Д.В. Ривману. Оценить продуктивность поведения в конфликте. Предложить новые (иные) стратегии поведения в (данном) конфликте.

Материал задания: русская сказка «Волшебная водица».

Практическое задание № 3.

По мнению И. Г. Малкиной-Пых, существует определенная стратегия поведения людей в конфликте, которую можно считать оптимальной в любых условиях. Определите психологическую оправданность выделения И.Г. Малкиной-Пых признаков социально-приемлемого поведения в конфликте. Почему выбор данного поведения не всегда может способствовать преодолению конфликта?

Материал для анализа и обсуждения.

Социально-приемлемый тип – это такой тип поведения молодежи, когда демонстрируется наиболее продуктивное поведение в предконфликтной ситуации. В частности, к социально-приемлемому поведению в конфликте Малкина-Пых относит следующие частные жизненные принципы:

  1. Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся (лась) бы за ее выполнение.
  2. Я всегда говорю правду.
  3. Я никогда не перехожу улицу там, где мне удобно, а только там, где положено.
  4. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи.
  5. Мои манеры за столом в гостях такие же хорошие, как и у себя дома.
  6. Мне не безразлично, что обо мне говорят другие.
  7. Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю.
  8. Я никогда не нарушаю закон или установленные правила.
  9. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

Практическое задание № 4.

«Тип реализованной виктимности» свидетельствует о наличии негативного опыта участия в социальном конфликте и остаточных явлений в психике в связи с пережитым. Такому человеку требуется психологическая поддержка. Viktima по латыни означает «жертва». Виктимность – качество человека, свидетельствующее о повышенной вероятности того, что данный человек станет жертвой конфликта.

По мнению И. Г. Малкиной-Пых [2], по некоторым высказываниям человека можно определить, что он ранее был жертвой насилия. Определите психологическую оправданность выделения признаков для типа «реализованной виктимности». Почему наличие данных высказываний не всегда свидетельствует о наличии виктимного опыта, то есть опыта участия в серьезном конфликте, в котором человек пострадал?

В частности, И. Г. Малкина-Пых относит к признакам, отражающим реализованную виктимность человека, следующие его высказывания:

  1. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с противоположным полом.
  2. Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.
  3. Я часто ссорюсь с членами моей семьи.
  4. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал (сделала) что-то плохое или злое.
  5. Я не чувствую себя счастливым (-ой) большую часть времени.
  6. В школе меня вызывали к директору за озорство.
  7. Я бываю возмущен (возмущена) и раздражен (раздражена), когда приходиться признать, что меня умело провели.
  8. Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко и напряженно.
  9. Терпеть боль всем назло бывает даже приятно.

Практическое задание № 5.

По мнению И.Г. Малкиной-Пых, признаками, отражающими факт насилия над ребенком в семье, можно считать его высказывания, приведенные ниже. Так ли это?

  1. Если я в детстве нехорошо вел (вела) себя, то меня наказывали.
  2. Я полагаю, что если детей не бить, то толку из них не получится.
  3. Мои родители иногда наказывали меня физически.

Практическое задание № 6.

Отношение ко лжи не всегда однозначное. Иногда приходится лгать, чтобы спасти жизнь, здоровье, честь и т. д. близкого человека. Нравственные критерии не запрещают врать врагу, противнику и даже тому, кто неверно понимает благо другого человека и за него решает, что для него важнее. Поэтому формула: «Я всегда говорю правду» не всегда правильна, если речь идет о «социально-приемлемом типе», как полагает  И.Г. Малкина-Пых.

Ниже приводится сказка, персонажи которой для решения своей проблемы  использовали стратегию вуалирования действительного намерения второстепенными, фоновыми высказываниями и поведением, что фактически аналогично лжи. Можно ли считать их поведение социально приемлемым? Или: оправданным в данной ситуации?

Материал задания: татарская народная сказка «Соловей».

Практическое задание № 7.

Ниже приводится текст притчи, когда постоянная ложь формирует недоверие к личности в целом, и в итоге ей не верят, когда она говорит правду. В результате она остается беззащитной перед серьезным испытанием. Задание: проведите аналогию с легкомысленным поведением молодежи, когда возникают трудности в общении из-за недоверия, и молодой человек многое теряет в перспективе.

Материал задания: «Притча о пастухе-шутнике».

Система предложенных нами заданий позволяет не только выявить типичные способы реагирования конкретной личности на конфликт, но и обучить разным приемам такого реагирования, выбирая из них наиболее приемлемый.

Список литературы:

Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. – Ульяновск, 2000.

Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2006.

Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб: Питер, 2002.

Скотт Д. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб: «ВИС», 1994.

[1] «Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4) (Википедия).[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОЛОДЕЖИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ» description=»В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы подготовки молодежи к оценке типов поведения личности в социальных конфликтах, предлагается методика отработки стратегий поведения в конфликте и их оценка.» author=»Будякова Татьяна Петровна, Быстрова Марина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found