Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

За последнее десятилетие в нашей стране, произошел целый ряд политических экономических и социальных изменений, которые сильно повлияли и влияют на образ жизни граждан.  В частности, в области семейных отношений также произошли некоторые «сдвиги»: переосмысление некоторых функций семьи, ее уклада и динамики взаимоотношений. Однако, согласимся здесь с положениями структурного-функционализма,  по-прежнему,  основная задача семьи — воспроизводство и адаптация индивидов в общество — сохраняется и наоборот все более и более формирует напряжение вокруг проблемы репродукции, воспитания, эмоциональной поддержки и обучения детей [1; 6].

Семья создается на основе любви, но ведущие задачи, которые решаются в ходе ее (семьи) жизни связаны с решением целого ряда «бизнес- задач», большинство которых направлено на поддержание (выхаживание, выживание и поддержку) ребенка. Семья в большой своей части обусловлена потребностями ребенка, а жизнь ребенка обусловлена всей системой семейных отношений.

Так, первый опыт взаимоотношений с миром ребенок получает в семье. Родители выступают трансляторами опыта взаимодействия с окружающим людьми. Родитель выступает эталоном, образцом, знания о социальных нормах: что хорошо, а что плохо, где и как себя правильно вести и наоборот. Родители являются тем ориентиром, благодаря которому ребенок начнет выстраивать взаимоотношения с другими людьми [2].

Особые процессы становления и развития личности происходят в подростковом возрасте, который является важнейшим периодом еще и для подготовки к будущей семейной жизни. Становление зрелых  отношений определяет характер будущих взаимодействий, семейных взаимоотношений и является показателем социальной успешности,  личности.  Родительская семья в большей степени определяет  особенности формирования различных представлений о мире и себе, в том числе и об особенностях вступления в брак, о распределении семейных обязанностей, восприятии себя и других,  формировании тех или иных черт личности и ее смысложизненных ориентиров [4].

То есть актуальным является исследование вопросов влияния родителей на особенности общения детей с противоположным полом, формирование взглядов на дальнейшую  жизнь, психологическую готовность к вступлению в брак,  а также развитие представлений о будущем супруге, становление и развитие семейных взаимоотношений [3].

В ряду исследований проблематики семьи, семейных взаимоотношений  особое место занимает благополучие и психологическая безопасность ребенка. Психологическая безопасность ребенка  – такое состояние, когда личность переживает устойчивое  ощущение стабильности (возможность контроля или прогнозирования) в удовлетворении большинства своих жизненно важных потребностей. Психологическая безопасность  обеспечивает успешное  развитие ребенка. Это одно из главных условий психологического,  физического и нравственного его здоровья [7].

Психологическая безопасность во многом определяется  внутренним микроклиматом семьи, в которой растет ребенок, а так же взаимоотношениями между родителями и детьми.  Детско- родительские  взаимоотношения начинаются практически с самого рождения человека и проходят через всю его жизнь. На разных этапах развития человека  они соответственно претерпевают изменения и трансформируются [5].

 Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди, но на практике  не всегда так. Семья бывает часто раздираема спорами, конфликтами и противоречиями где встречаются обвинения, угрозы  и  нередко  доходит  и  до  применения физической силы то есть физического и психологического  насилия в отношении ребенка. Психологическое насилие —  это  воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх,  эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого.

Особенно в подростковом возрасте, когда усиливается само внутреннее напряжение растущей личности, семья должна поддержать подростка, который нередко оказывается в трудной, психологически  небезопасной  жизненной ситуации.

Но сама по себе семья не может становиться местом психологической защиты, спокойствия и теплоты. Всем этим семью наполняют взаимоотношения.   Дети разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта, «вселяемого» родителями. То есть главную роль в наполнении детско – родительских отношений выполняют родители, их опыт — установки ценностей и убеждений — во многом  будут формировать эмоциональный, психологический  климат в семье. Будет ли во взаимоотношениях правильным   употребление бранных слов родителями, оскорблений, крика, жесткой критики, постоянных «допросов» подростка о времяпровождении, проявления грубости по отношению к друзьям. Либо отношения будут наполнены поддержкой, любовью, теплыми словами,  воспитанием в подростки чувства ответственности, самостоятельности и управлением собственной  свободой.

Все это в равной степени будет влиять на психологическую безопасность подростка и прогнозирование им  будущего.  Только в одном случае – у подростка будет развиваться внутренняя пустота, ненужность, отчужденность расти ощущение тревоги и напряженность, а в другом случае он будет стремиться к построению отношении  гармоничных семейных отношений, желанию к  самоутверждению здоровой социальной конкурентности, личностному и профессиональному самоопределению, внутренней гармонии и построению счастливого будущего.

Таким образом, отношение родителей к подростку, особенности понимания трудностей и потребностей подростка, влияют на ощущение психологической безопасности личности.

Нами было проведено небольшое пилотажное исследование, направленное на изучение особенностей стиля родительского воспитания.

Выборка составила: 100 подростков из них 55 мальчиков и 45 девочек в возрасте 14-15 лет.

Диагностические методики: опросник С. Степанова «Стили родительского поведения» и методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).

В итоге выявлено, что по мнению 37 % подростков их родители достаточно  авторитетны, то есть родители  поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей (методика С.Степанова). Авторитарный стиль воспитания используют 34% родителей в отношении своих детей, что проявляется в родительском  доминировании. Либеральный стиль воспитания 18% исследуемых семей, что проявляется в максимальным удовлетворением потребностей ребенка, потаканием его капризам и желаниям. Индифферентный стиль воспитания наблюдался у 8% исследуемых родителей снижен  интерес к детям. Примерно 3% исследованных не определились в доминирующем стиле.

Анализ результатов проведенного исследования по методике   «исследование родительских взаимоотношений» В.В. Столина  А.Я. Варги показал следующее:   23% выборки подростков считают, что родители их «отвергают», то есть воспринимают плохим, неприспособленным, неудачливы, неуспешным человеком. 14% (принятие) подростков считают, что родители принимают их, заботятся. 19%  (кооперация)  подростков уверены, что родители поощряют их инициативу и самостоятельность, ценят способности. 27% от всей выборки (симбиоз) подростков считают, что родители ощущают себя единым целым.  38% подростков, считают, что родители проявляют к ним авторитаризм, требуют послушания, безоговорочной и дисциплины, навязывает свою волю и не принимают точку зрения ребенка. 9%  от всей выборки подростков, считают, что их родители несколько инфантильны, не имеют четкой позиции в воспитании и в социальной адаптации в целом.

Таким образом, при всем разнообразии полученных результатов, мы видим, что большинство подростков так  или иначе ощущают доминирование и давление со стороны родителей. Способствует ли такой стиль родительского отношения формированию психологического благополучия личности подростка? Как в таких отношениях может быть сформирована самостоятельность или ответственность  подростка, когда вариативность поведения не приветствуется, а договоренности будут выполняться только в одном направлении: от родителя к ребенку  по типу «ты должен выполнить…»?

Ответы на эти вопросы — цель следующих исследований. Но уже сейчас важно отметить, что хотя социокультурные  изменения затрагивают многие области семейных отношений, собственно детско-родительские отношения ближе к традиционным: родитель предстает как ответственный и строгий воспитатель, а ребенок — объект и потребитель социальных установок.

Одновременно с этим мы должны понимать, что проблема роли семьи в формировании психологической безопасности будущего подрастающего поколения в настоящее время становится все более актуальной.  И во многом от взрослых, родителей и тех  взаимоотношений, которые они устанавливают и развивают, зависит, каким будет  это будущее для подростков — холодным, серым, агрессивным и невзрачным или, наоборот, личность сможет проявлять свою открытость, свободу, поддержку, доброту и любовь.

Литература

  1. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. — 1991. — N
  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
  3. Карцева А.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества // Социологические исследования. – 2003. — №7. С.92-99.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
  5. Ожигова Л.Н. Безопасность как базовая потребность личности в системе семейных отношений Личность и бытие: субъектный подход. V Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, с. 284-291.
  6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М. 1996. — С. 494–526.
  7. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия, 2002.[schema type=»book» name=»Роль семьи в формировании психологического благополучия и безопасности у подростков» author=»Захарян Вачаган Вазгенович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found