Современные условия функционирования производства и социума в России приводят к необходимости адекватных изменений системы среднего профессионального образования. Непрерывный поток значимых изменений содержания, форм, механизмов производственных процессов меняет облик профессий, требования к профессиональным кадрам. Важнейшая задача развития современной профессиональной школы – повышение качества подготовки будущих специалистов, освоивших накопленный обществом трудовой опыт и стремящихся к инновационному поиску, более совершенным методам социализации в своей профессиональной деятельности. Данная цель достигается действиями, предусмотренными программами и планами занятий, созданием условий для возникновения ситуаций, способствующих развитию необходимых профессиональных, социальных и трудовых качеств и свойств.
Многие выпускники средних специальных учебных заведений испытывают неудовлетворенность своей подготовленностью к труду по специальности и не находят себе места в производстве. Современное производство быстро развивается, обусловливая необходимость изменения требований к профессии, но учебные планы, программы, технологии и учебная литература не успевают их отражать.
В связи с принятием Болонского соглашения в содержании профессионального образования на первый план выносится формирование основных профессиональных компетенций личности, способной к инновациям на производстве, тесно связанной с качеством социализированности человека на протяжении всей его жизни.
Ретроспективный анализ современного состояния проблемы исследования показал, что отдельные вопросы профессиональной и трудовой социализации рассматривали в своих трудах М.Д. Виноградов, А.Н. Волковский, А.Н. Гастеев, В.И. Журавлев, Н.И. Кареев, Н.Д. Левитов, И.М. Назимов, Е.А. Пермяк, К.К. Платонов, Е. Рубенчик. Профессиональное самоопределение было раскрыто в работах В.А. Полякова, С.Н. Чистякова.
Анализ проведенных педагогических исследований показал, что в последние годы происходят изменения практики подготовки кадров, заключающиеся в переходе организаций среднего профессионального образования на многоступенчатые (многоуровневые) модели подготовки специалистов, в использовании сопряженных учебных планов и программ. Но при этом профессионально-трудовая социализация будущих специалистов в современных социально-экономических условиях недостаточно представлена в педагогических исследованиях. Остается неразработанной проблема профессионально-трудовой социализации студентов в системе среднего профессионального образования.
Таким образом, анализ исследований и педагогического опыта свидетельствует о наличии противоречий:
– между раскрытием педагогической сущности процесса профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, его особенностей и места в системе среднего профессионального образования и недостаточным описанием этого процесса в педагогической теории и применения его в образовательной практике;
– между необходимостью определения и обеспечения педагогических условий профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа и недостаточной разработанностью этих условий в учреждениях СПО;
– между необходимостью определения и внедрения критериев и показателей профессионально-трудовой социализации студентов в техническом колледже и их недостаточной разработанностью в педагогической науке.
В процессе педагогического исследования мы провели измерение состояния компонентов профессиональной компетентности обучаемых экспериментальной и контрольной выборок до начала эксперимента и после его окончания. Фиксировалось количество человек, овладевших рассматриваемым компонентом в достаточной мере. Собиралась информация об освоении студентами компонентов профессиональной компетентности – понятийного аппарата по специальным предметам, логики технологических производственных процессов, проектирования, конструирования производственной деятельности. Изучалось проявление способности к творческой импровизации, интереса к новаторству в производстве, умение прогнозировать результаты внедрения и использования новаторских технологий, Интернета, научной информации, англоязычных профессиональных текстов по специальности с использованием справочной литературы и дополнительной литературы по специальности.
Рассматривалось умение опираться на общечеловеческие профессиональные, социальные ценности; умение создавать в трудовом коллективе атмосферу сотворчества; владение диагностическими методиками изучения личности членов команды; способность к самооценке, самоанализу, рефлексии; эмоциональность, профессиональная компетентность, открытость, творческая активность; умение устанавливать личный контакт, организовывать общение, создавать атмосферу доверия. Для изучения познавательно-действенного критерия и изменений компетентности студентов было проведено анкетирование. Экспериментальная выборка составляла 256 чел., контрольная – 63. Результаты представлены в табл. 1.
Исходное состояние обеих выборок было почти одинаковым: в экспериментальной средний показатель освоенности выделенных компонентов профессиональной компетентности был равен 68,4%, а в контрольной – 66,9%. К концу эксперимента эти показатели изменились и оказались равными соответственно 88,7 и 70,2%. В экспериментальной выборке произошло увеличение на 20,3%, а в контрольной – на 3,3%. Рост этого показателя под влиянием экспериментальных условий (с учетом поправки на изменение в контрольной выборке) составил: 20,3% – 3,3% = 17,0%.
Таблица 1.
Показатели профессиональной компетентности (число
освоивших компоненты компетентности) по тесту профессиональной
компетентности будущего специалиста А.Г. Краснопёровой, %
Компоненты компетентности |
Контрольная выборка | Изменение | Эксперимент. выборка | Изменение |
Результат |
||
До экспер. |
После экспер. | До экспер. |
После экспер. |
||||
Владение теоретическим материалом, понятийным аппаратом по специальным предметам |
48,7 |
51,0 |
2,3 |
48,7 |
90,0 |
41,3 |
39,0 |
Полное восприятие, прослеживание логики производственных процессов и инноваций |
69,3 |
72,4 |
3,1 |
69,7 |
93,3 |
23,6 |
20,5 |
Овладение умением проектирования, конструирования производственной деятельности |
74,6 |
76,3 |
1,7 |
75,2 |
77,5 |
2,3 |
0,6 |
Активный интерес к новаторской производственной деятельности |
73,3 |
75,2 |
1,9 |
74,3 |
80,0 |
5,7 |
3,8 |
Овладение умением прогнозировать результаты внедрения |
64,7 |
65,7 |
1,0 |
65,2 |
82,5 |
17,3 |
16,3 |
Сформированность способности к творческой стихийной импровизации |
72,0 |
73,6 |
1,6 |
73,2 |
93,3 |
20,1 |
18,5 |
Развитость способности к продуктивной творческой производственной деятельности |
67,4 |
68,3 |
0,9 |
67,9 |
86,7 |
18,7 |
17,8 |
Овладение умением создавать в трудовом коллективе атмосферу сотворчества |
72,0 |
74,5 |
2,5 |
73,4 |
87,5 |
14,1 |
11,6 |
Владение диагностическими методиками изучения личности членов команды |
67,4 |
68,3 |
0,9 |
68,2 |
86,7 |
18,5 |
17,6 |
Способность к самооценке, самоанализу, рефлексии стихийных ситуаций |
70,0 |
72,3 |
2,3 |
71,2 |
99,2 |
28,0 |
25,7 |
Эмоциональность, профессиональная компетентность, открытость, творческая активность |
60,0 |
72,3 |
12,3 |
71,2 |
89,2 |
18,0 |
5,6 |
Умение устанавливать личный контакт на основе англоязычного общения |
49,3 |
62,3 |
13,0 |
50,1 |
84,2 |
34,1 |
21,1 |
Умение организовывать общение, создавать атмосферу доверия |
69,4 |
71,4 |
2,0 |
70,2 |
92,4 |
22,2 |
20,2 |
Умение опираться на общечеловеческие профессиональные ценности |
74,7 |
75,8 |
1,1 |
75,6 |
95,8 |
20,2 |
18,9 |
Умение использовать новаторские технологии, Интернет, научную информацию, англоязычные профессиональные тексты |
71,3 |
73,3 |
2,0 |
72,4 |
92,5 |
20,1 |
18,1 |
И т о г о (усредненные показатели) |
66,9 |
70,2 |
3,3 |
68,4 |
88,7 |
20,3 |
17,0 |
Самое высокое значение (39,0%) оказалось у показателя «владение теоретическим материалом, понятийным аппаратом по специальным предметам». Отсюда вытекает, что экспериментальные условия в большей степени повлияли на усвоение профессиональных теорий по своей отрасли, т.е. на понимание профессионально-трудовых обстоятельств. На втором месте оказался показатель «способность к самооценке, самоанализу, рефлексии стихийных ситуаций», которая получила рост, равный 25,7%. Это свидетельствует о большом влиянии экспериментальных условий на сознательность студентов. Они лучше стали понимать значимость профессионализма и готовности профессионально действовать.
Следующая группа компонентов профессиональной компетентности получила, на наш взгляд, средние положительные результаты – от 18,9 до 16,3%. К ним относятся: «умение опираться на общечеловеческие профессиональные ценности» (18,9%); «сформированность способности к творческой импровизации» (18,5%); «умение использовать новаторские технологии, Интернет, научную информацию, англоязычные профессиональные тексты» (18,1%); «развитость способности к продуктивной творческой производственной деятельности» (17,8%); «владение диагностическими методами изучения членов команды» (17,6%); «владение умением прогнозировать результаты внедрения в практику передового опыта и достижений науки» (16,3%).
«Умение использовать новаторские и другие современные технологии» входит в число необходимых компонентов готовности специалиста к проявлению своей социализированности в профессиональной деятельности. Это позволяет считать соответствующий результат существенным.
Итак, проведенное анкетирование показало, что выполненный педагогический эксперимент существенно улучшил осознанное профессионально-трудовое самоопределение студентов. Разработанный нами механизм осознанного профессионально-трудового самоопределения человека успешно работает, позволяя наметить пути формирования профессионально значимых качеств обучающихся.
В проведенном педагогическом эксперименте обозначились психологические и педагогические условия обеспечения эффективности процесса осознанного профессионально-трудового самоопределения личности.
К психологическим условиям относятся: самодетерминация человека, задатки, склонности, способности, внимание, память, умения человека, темперамент, характер и его акцентуации, самотрансценденция, самоактуализация, самоэффективность студента, самооценка, локус контроля, собственные эмоциональные переживания (волнение, тревога, страх, подавленность, злость), переутомление, использование арт-терапии, драматерапии, сказкотерапии.
К педагогическим условиям относятся методы и формы работы, такие как: проведение деловых игр; включение творческих упражнений, развивающих профессиональные ценностные ориентации; проведение коллективных творческих действий с обсуждением и оценкой их результатов; организация изготовления, обсуждения и оценки продуктов профессиональных действий; организация проявлений начитанности профессиональной литературой; организация изготовления и совершенствования профессиональных объектов; использование в преподавании иностранных языков занимательных профессиональных ситуаций и стихийных ситуаций, профконсультирование, беседы.
Так, в ходе педагогического эксперимента проводилась олимпиада по дисциплине «Электротехника». В контрольной группе было 13 человек, а в экспериментальной — 11 человек. Были выбраны студенты отделения «Автоматизации и сервиса» со средним уровнем подготовки (таблица 2).
Таблица 2 .
Конгруэнтность профессиональной компетентности, профессиональной готовности, мобильности, личного профессионального мастерства и межличностных отношений студентов
Критерии профессиональной компетентности |
К-до | К — после | Разница | Э-до | Э-после | Разница |
Итого |
Знаниевая профессиональная компетентность среднего уровня | 76,9 | 76,9 | 0 | 90,9 | 100 | 9,1 | 9,1 |
Знаниевая профессиональная компетентность высокого уровня | 84,6 | 84,6 | 0 | 90,9 | 100 | 9,1 | 9,1 |
Личное профессиональное мастерство | 13,5 | 12,3 | -1,2 | 8,5 | 4,6 | -3,9 | -5,1 |
Умение работать в команде (межличностные отношения) | 4 | 4 | 0 | 1,5 | 1 | -0,5 | -0,5 |
Уровень готовности быть профессионалом | |||||||
-низкий | -7 | -6 | -13 | -6 | -5 | -11 | -24 |
-средний | -1,5 | -1,4 | -2,9 | -0,9 | 0 | -0,9 | -3,8 |
высокий | -3,5 | -2,5 | -6 | -0,5 | -0,2 | -0,7 | -6,7 |
Мобильность средняя | -649 | -272 | -921 | -499 | -23 | -522 | -1443 |
Мобильность высокая | -408 | -73 | -481 | -265 | -29 | -294 | -775 |
Педагогический эксперимент показал, что во время проведения олимпиады по дисциплине «Электротехника» профессиональная компетентность у студентов экспериментальной группы к концу эксперимента по полученным измерительным данным (решение задач разной сложности) увеличилась на 9,1 %, в то время как в контрольной группе не наблюдалось к концу эксперимента улучшения. В связи с этим уровень готовности быть профессионалом в своей отрасли труда (решение сложных профессиональных задач по дисциплине «Электротехника» с первого раза) в экспериментальной группе увеличился по сравнению с контрольной группой на 6,7 балла, мобильность студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой в решении сложных профессиональных задач возросла на 775 секунд от нормы(400 секунд), улучшилось личное профессиональное мастерство обучающихся на 5 баллов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой и возросло умение работать в команде по профессиональной проблеме на 0,5( в местах) в экспериментальной группе. В это же время в контрольной группе мобильность улучшилась на немного ( на 481 секунду), профессиональная готовность быть профессионалом ещё сильно отставала от идеального варианта ( на 6-ой раз при решении сложных профессиональных задач), умение работать в команде не улучшилось( осталось 4-е командное место), а личное профессиональное мастерство возросло лишь на 1( место).
Так, педагогический эксперимент показал, что только при субъектно-ситуационном подходе в образовательном процессе возрастает профессионально-трудовая социализация студентов, их готовность быть профессионалом в своей отрасли труда.
Следовательно, традиционное образование отличается от феноменологического, в котором в центр образования поставлен студент как индивид, личность, поэтому перед педагогами стоит проблема: построить содержание профессионального образования с учётом индивидуально-психологических особенностей студентов, их профессиональных склонностей, интересов, развить их задатки, чтобы они соответствовали при окончании профессионального образовательной организации требованиям к выпускнику колледжа по определённой специальности, нормам отрасли в соответствии с развитием их профессиональных знаний, умений, навыков, доведённых до автоматизма.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» author=»Краснопёрова Алла Георгиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]