Актуальность нашего исследования заключалась в необходимости научного обоснования формирования стрессоустойчивости – как взаимосвязанного и одного из основополагающих факторов рукопашной подготовки курсантов высшей школы полиции России. Несмотря на всю специфику, данный вопрос представляется нам крайне важным, так как от формирования стрессоустойчивости зависит положительный результат всего учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки в ВУЗе МВД.
В.И. Плиско [6] в своей монографии объясняет, что в процессе боестолкновения (силовое задержание, пресечение массовых беспорядков, антитеррористическая войсковая операция и пр.) характер и интенсивность атакующих и контратакующих действий офицера полиции (милиции) во многом определяются действиями противника. В результате воздействия сбивающих стрессогенных факторов меняются не только общая форма движений и параметры технико-тактического действия в целом, но, и многие пространственные параметры. Поэтому совершенствование эффективности действий офицера в боестолкновение реализуется преимущественно за счет увеличения устойчивости двигательного навыка к сбивающим стресс-факторам. Это обусловливает успешную реализацию технико-тактических действий на фоне повышенного эмоционального возбуждения, поскольку в ходе атаки-контратаки очень важна точность выполнения выстрела, сила и скорость завершающего удара или броска.
Скоротечность современных боестолкновений, их ожесточённый характер, выполнение поставленных задач в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни, указывают на то, что осваиваемые умения и навыки должны приобретать устойчивость к воздействиям стресс-факторов боя ещё до начала профессиональной деятельности.
Важность проблемы, всю остроту которой показали локальные военные конфликты последних десятилетий, проходившие как непосредственно в самой России, так и на временно отошедших территориях, где совместно с армейскими соединениями, в боевых операциях принимают участие подразделения специального назначения сотрудников российской полиции, привели к острой актуальности разработки методологий формирования стресса-устойчивых качеств уже в учебно-воспитательном процессе ВУЗа МВД.
В физиологии, психологии и педагогики физического воспитания и спорта [2] термин «стресс» заимствован из геологии, где им обозначают состояние напряженности между пластами земли.
Стрессовые факторы разнообразны, но среди них можно выделить две категории: отрицательные и положительные. Деление можно производить и по источнику происхождения раздражителя – физиологические и психологические факторы. Из-за воздействия разных стрессогенных факторов возникают разные стрессы. Но, несмотря на разнообразие, их объединяет то, что при воздействии стрессового фактора в организме возникает серия определенных приспособительных реакций, направленных на обеспечение защиты. Эти реакции можно обозначить как адаптационный стресс-лимитирующий процесс.
Учёные [1, 4, 5] постоянно указывают на необходимость по возможности устранять воздействие чрезмерных раздражителей на организм. Однако, как было показано выше, профессиональная деятельность офицера полиции без стресса просто невозможна. Поэтому, если устранить воздействие стрессового раздражителя нельзя, значит, нужно подойти к проблеме с другой стороны: необходимо адекватно реагировать на них. Желательно, чтобы адекватно реагировать на стрессы человек научился с детства и юности. Обучать правильным реакциям на стрессы должны педагоги.
Другой путь – активизировать стресс-лимитирующие системы. В организме человека имеются подавляющие стресс-системы. Если их активизировать, можно нейтрализовать пагубное воздействие чрезмерных стрессов на организм. В человеческом организме есть несколько стресс-лимитирующих механизмов, совершенствующих адаптацию.
Нами [7, 8], в силу личного спортивно-педагогического и научного опыта, в своё время была предположена гипотезу взаимосвязи учебно-тренировочного процесса единоборств и стрессового состояния спортсмена. Всё дело в том, что спортивная тренировка и особенно соревнования представляют собой постоянный «адаптированный» стресс. Другими словами, психофизиологическая норма спортсмена – и есть стабильное (стресс-лимитирующее) стрессовое состояние с преобладанием норадреналина над адреналином в процентном соотношении состава крови.
Это доказывают и научные работы современных исследователей [1, 4, 5]. Изучая специфику волевой активности в различных группах видов спорта, исследователи обнаружили, что у представителей единоборств доминируют такие волевые качества как целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, детерминируемые в большей степени нейродинамическими и психодинамическими качествами.
Единоборства характеризуются наличием жесткого физического контакта с противником и вариативно-переменными условиями состязаний. Они предъявляют высокие требования к умениям преодолевать ударные воздействия, к устойчивости к болевым ощущениям при ударах, бросках, захватах, способности к высокой психофизиологической концентрации и необходимости рассчитывать только на свои силы.
В рукопашной подготовке курсантов ВУЗов МВД, основанной на исключительно высоких и интенсивных психологических и физиологических нагрузках, особое значение приобретает способность, не считаясь с утомлением, а порой и болью, выполнять тренировочную программу. Это то, что в спортивном обиходе называется «умением терпеть», «держать удар» и т.д. Умение терпеть в единоборствах, помимо способности выдерживать удары, наиболее ярко проявляется в «30 секундах», то есть последних секундах поединка, которые часто определяют исход состязания. Вырабатывается оно как постепенным подбором более сильных партнеров, так и выполнением тренировочных упражнений в ускоренном темпе.
В практике [3] учебно-воспитательного процесса единоборств используются методы расчлененного и целостного упражнения, с учётом их эффективности для лиц с различными типологическими особенностями психики. При работе с курсантами, имеющими слабую нервную систему дидактически грамотно применять метод расчлененного упражнения спортивной тренировки, и соответственно с курсантами, отличающимися сильной нервной системой – метод целостного упражнения.
Подытоживая вышесказанное, можно прийти к определённым выводам, что, во первых, формирование стресс-лимитирующих качеств у офицера полиции крайне важно, так как от этого зависит выполнение поставленных перед ним боевых задач. Второе заключается в том, что данные качества необходимо развивать уже в течение обучения в ВУЗе. И главное это то, что именно на занятиях по рукопашной подготовке возможно в полной мере реализовывать данную педагогическую задачу.
В наших дальнейших исследованиях, мы планируем разработать, обобщить и апробировать в учебно-воспитательный процесс рукопашной подготовки университетов МВД России педагогические технологии формирования стрессоустойчивости у курсантов, как взаимосоставляющего аспекта инновационных интегральных систем рукопашной подготовки высшей школы полиции России.
Список используемых источников:
- Алексеев А.А., Алексеева И.В. Анализ спортивной деятельности единоборцев в экстремальных ситуациях / Слобожанський науково-спортивний вісник // збірник наукових праць. – Х.: Вид-во ХНУФК, 2012. – № 1. – 173 – 176 с.
- 2. Ильин Е.И. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
- Кадачников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 304 с.
- Колосов А.Б. Когнітивний ресурс підвищення стрес-стійкості кваліфікованих спортсменів (на прикладі студентів ВНЗ фізкультурного профілю): автореф. дис. канд. псих. наук. – К.: Центральний інститут післядипломної педагогічної освіти АПН України, 2007. – 23 с.
- Курилюк С.I. Психологічні особливості тренінгу дзюдоїстів на початковому етапі діяльності: автореф. дис. канд. псих. наук. – Івано-Франківськ: Прикарпатський національний університет, 2008. – 24 с.
- Плиско В.И. Використання заходів фізичного впливу з тактичним осмисленням ситуації відповідно до ступеня загрози. – Чернігів: ЧНПУ ім. Т.Г. Шевченка, 2010. – 284 с.
- Усков С.В. Взаимосвязь нравственной и психофизиологической подготовки на занятиях по мерам силового задержания у курсантов ВУЗов МВД / Проблеми сучасності: культура, мистецтво, педагогіка // збірник наукових праць. – Луганськ: Луганський державний інститут культури і мистецтв, 2008. – № 11 – С. 295 – 303.
- Усков С.В. Формирование стрессоустойчивости у студенческой молодёжи в процессе занятий единоборствами в ВУЗе / Физическое воспитание студентов // сборник научных работ. – Х.: Изд-во ХООНОКУ-ХГАДИ, 2013. – № 5 – С. 88 – 92.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОЙ ПОДГОТОВКЕ » author=»Усков Сергей Валериевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]