С наступлением века информатизации, процесса глобализации преподавание иностранных языков вступило в эру межкультурной коммуникации, целью которой явилось формирование межкультурной компетентности. «Для того чтобы преуспеть в современном глобальном мире, обучающимся, независимо от гражданства, все больше и больше необходимо дополнять свою академическую и профессиональную подготовку знаниями и умениями, которые позволят им понимать и уважать культуры других народов»[3, с. 23].
В этой связи предъявляются все новые и новые требования к содержанию учебного процесса. От преподавателей ждут нахождения эффективных методов, направленных на повышение качества образования. И здесь на помощь приходят педагогические технологии или технологии обучения.
«Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [1, с. 17].
Г.К. Селевко приводит основные методологические требования к любой из педагогических технологий:
- Концептуальностъ. – Технология обучения должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Эффективность. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами[2, с. 18].
В силу стремительного развития технологий, информационно-коммуникационныетехнологии стали играть важную роль в создании новой и улучшенной модели преподавания и обучения. Они способны ликвидировать разрыв в общении между представителями разных стран, а также стереть культурные и социальные границы между странами. Быстрые достижения в области информационных технологий позволяют учителям и учащимся получать незамедлительный доступ к миру.
ИКТ — технологии используются для общения, создания, распространения и управления информацией. К ним относятся: радио, телевизор, компьютер, Интернет, социальные сети. В последние годы наблюдается растущий интерес к компьютеру и Интернету в целях повышения эффективности преподавания и обучения на всех уровнях в образовательных целях. Интеграция новых ИКТ средств, таких как ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, Интернет, социальные сети в образовании все еще находятся в зачаточном состоянии по сравнению с более старыми технологиями, но они стремительно развиваются.
Рассматривая четыре вида речевой деятельности, на уроке ведущая роль отдана чтению, как основному способу извлечения информации, в силу трудности создания условий реального общения.
Использование вебсайтов – один из самых легких способов использования технологии во время учебного процесса. Всемирная паутина – доступная коллекция аутентичных материалов, созданных специально для носителей языка, следовательно, они предоставляют информацию о культуре страны изучаемого языка. По сравнению с печатной версией такой вид информации является наиболее актуальным, так как предоставляется в режиме реального времени. Кроме того, аутентичные сайты предоставляют великолепную возможность поработать над общим пониманием содержания текста, а также развивать аналитические навыки, языковую догадку и темп чтения.
Электронная почта используется, как средство коммуникации в информационном мире. С ее помощью у учащихся формируются такие навыки, как компьютерная грамотность и понимание прочитанного текста. Становится возможным общаться в режиме реального времени не только с одноклассниками, но и с представителями других стран. Использование электронной почты в образовательных целях развивает способности выделить главную идею текста, установить логическую последовательность текста, дать краткое изложение текста, догадаться о значении незнакомых слов.
Онлайн-словари помогают разобраться со значениями слов из текстов, которые читают обучающиеся. Более того, в отличии от бумажных, обладают рядом преимуществ: обладают удобной и быстрой навигацией; есть возможность прослушать слово; зафиксировать для себя новую лексику.
Смотря видео и читая субтитры, обогащается словарный запас, что впоследствии облегчает процесс чтения.
В целом, ИКТ – технологии обеспечивают доступ к широкому спектру информации в различных форматах, позволяя сделать процесс чтения более эффективным и разнообразным.
Список литературы:
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта [Текст]. /М. В. Кларин. – М.: Знание, – 75 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Deardorff, D.K., Pysarchik, D., & Yun, Z. (2009). Towards Effective International Learning Assessment: Principles, Design and Implementation.In de Wit’s Measuring Success in the Internationalization of Higher Education (EAIE, The Netherlands). – p.23 — 37[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» description=»В настоящее время представители разных культурполучают больше возможностей для сотрудничества, что ранее было невозможно из-за непреодолимого расстояния, и все это благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Необходимость в межкультурном общении, а также в развитии межкультурной компетентности становится важнее, чем когда-либо. В статье раскрывается роль ИКТ – технологий в развитии межкультурной компетентности.» author=»Пласкина Мария Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]