Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

  1. Введение

Концепция развития образования Республики Казахстан предполагает переход от традиционного способа обучения в школе, когда ученик получал от учителя готовые знания, не умея применить в жизни полученное, к нетрадиционному, способствующему  воспитанию компетентной личности, способной самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. В современных условиях учащиеся сами должны получить необходимый их уровню и запросам объем знаний, понимая их ценность и имея представление о сфере их применения. Это возможно лишь при модификации самого подхода к обучению и учению в школе [1,с. 16].

Практика показала, что самостоятельный поиск информации, вкупе с ее диалоговым проговариванием, способствует детальному её осмыслению и формированию целостного представления о какой либо теме, а также формированию коммуникативных умений у учащихся, информационной и других ключевых компетенций.

Диалог (от греческого — разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих [2,с. 52].

Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.

На своих уроках мы опираемся на теорию В.К. Дьяченко, который определяет учение как различные виды и формы общения между теми, кто знает учебный материал и теми, кто не знает (это может быть общение между учителем и учеником, между учащимися, владеющими разными темами учебного материала). В основу взаимообучения заложены следующие  принципы:

1.завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

  1. дифференцированный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
  2. всеобщее сотрудничество и взаимопомощь;
  3. разновозрастность и разноуровневость;
  4. разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет больше разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  5. педагогизация: любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  6. безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями: 10% усвоения и запоминания, если читает, 26% — слышит, 30% — видит, 50% — видит и слышит, 70% обсуждает, 80% — опирается на опыт, 90% — говорит и делает совместно, 95% — обучает других.

В основе взаимообучения лежат психологические теории, рассматривающие взаимодействие учащихся с трех точек зрения:

—  социально-психологической (члены группы зависят друг от друга);

— когнитивной психологической теории (представление о развитии познавательных процессов человека);

— бихевиористской теории научения (представление о положительном подкреплении результативной работы группы).

Когнитивный аспект опирается на идеи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о развитии познавательных способностей человека. Согласно разработкам школы Пиаже, выполнение совместных действий, как правило, сопровождается «социокогнитивным конфликтом». Пиаже считает, что в процессе совместной деятельности участники вовлекаются в дискуссии, которые и порождают познавательные конфликты, а также стимулируют их разрешение. Реальный когнитивный рост имеет место только тогда, когда дети сами конструируют свои знания.

Если у определенного школьника неудачно развивается диалог с учителем, весь процесс формирования личности становится критическим. Важнейшую роль диалога в обучении показал Л. В. Выготский, когда определил понятие «зоны ближайшего развития».

Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. Данная поддержка включает общение, и Л. Выготский считает в этом случае речь главным инструментом обучения [3,с. 39].

II.

Проводя исследование, мы решили развить этот навык через два вида диалогической беседы: в парах и в группе.

При работе в паре — кумулятивная беседа, в которой:

1) каждый принимает и соглашается с тем, что говорит другой.

2) беседа используется для обмена знаниями, участники беседы терпимы по отношению к идеям другого.

3) идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.

Такую форму беседы мы использовали на каждом уроке из выбранного модуля.

Как это происходит на практике.

Биология

  1. Раздаются задания (карточки методики взаимопередачи тем (ВПТ) Мкртчяна М.А.) парам, учащиеся изучают тему, затем рассказывают ее напарнику. Происходит изучение нового материала, обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего, на основе комплиментарности – взаимодополняемости.
Тема 3: Многообразие и классификация животных
1. Животный мир подразделяется на одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные животные – это организмы, тело которых состоит всего из одной клетки. Они имеют микроскопические размеры. Их называют простейшими.

 — Как подразделяются животные по классам?

 — Какие животные называются простейшими?

2. Несмотря на простое строение, тело одноклеточных представляет собой целостный самостоятельный организм со всеми характерными для него признаками жизни: пищеварение, дыхание, обмен веществ, движение, размножение, раздражимость. Простейшие расселены по всей Земле. Их можно найти на дне морей и океанов, в песках пустынь. Но особенно много простейших в почве, а также в лужах, прудах, болотах и других пресных водоемах.

 — Где расселены простейшие животные?

— В чем отличие животных от растений?  Чем отличаются двусторонне-симметричные животные от животных с лучевой симметрией тела?

Тема 4: Значение простейших в природе и жизни человека
1. Простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека. Так, водные инфузории и другие одноклеточные поглощают бактерий и таким образом играют важную роль и биологической очистке сточных вод. Сами они служат пищей пресноводным рачкам, молоди рыб, личинкам комаров и др. Огромную роль играют одноклеточные и в почвообразовании.

 —  Какую пользу или вред наносят одноклеточные животные?

 2. Многие виды простейших животных паразитируют в органах животных и человека и вызывают различные заболевания. Так, дизентерийная амеба, поселяясь в кишечнике человека и животных, вызывает повреждение его слизистой оболочки, что сопровождается изнуряющим поносом, повышением температуры тела и общим недомоганием. Цисты дизентерийной амебы попадают в организм человека при употреблении немытых овощей и фруктов, сырой воды из загрязненных водоемов. Только своевременное лечение болезни может предупредить смертельный исход.

При укусе человека москитами возбудители болезни – лейшмании – попадают под кожу и размножаются. Вначале на коже появляется прыщ, постепенно он увеличивается, лопается и гноится. При несвоевременном лечении это заболевание может очень навредить человеку.

 3. Среди паразитических одноклеточных много таких, которые вызывают опасные заболевания у человека и животных. Главным условием предупреждения заражения ими является соблюдение чистоты питьевой воды, тела, жилья, одежды, постельных принадлежностей, посуды и продуктов питания. Еду можно принимать только после мытья рук. Кроме того, необходимо уничтожать природные очаги распространения простейших, ведущих паразитический образ жизни и вызывающих заболевания.

 — Назовите одноклеточных, которые вызывают заболевания

—  Кто вызывают заболевание дизентерии, поражая кишечник

Объясни понятия: биологическая очистка сточных вод, дизентерийная амеба, малярия, почвообразование, очаги распространения одноклеточных паразитов.

  1. Карточки по методике взаимотренажа (ВТ) Мкртчяна М.А.

—   закрепление материала в процессе диалога.

Карточка 1.

11 Какие животные называются одноклеточными или простейшими? Одноклеточные животные – это организмы, тело которых состоит из одной клетки и имеет микроскопические размеры.
22 Что является главной составляющей тела простейших животных? Цитоплазма – это главная составляющая тела одноклеточных, основа всех процессов жизнедеятельности.
33 Что такое циста? Временная форма существования, защищающая от неблагоприятных условий окружающей среды.

Карточка 2.

11 В чем различия животных от растений? Растения сами воспроизводят питательные вещества, животные питаются готовыми питательными веществами
22 Какие среды обитания знаете? Наземно-воздушная, водная, почвенная,

организменная

33 Что называется приспособленностью? Приспособление животного к условиям окружающей среды
4 Что общего в строении простейших? Тело состоит из одной клетки

Русский язык

Для того, чтобы состоялась кумулятивная беседа, учащимся ставится вопрос (чаще всего «закрытый»), который они обсуждают в паре или в группе. Чаще всего такая работа предполагает изучение нового материала.

При изучении темы «Образование страдательных причастий» в 7 классе на этапе изучения нового материала ставится вопрос «Как образуются действительные причастия?», сначала учащиеся его обсуждают в паре, затем в малой группе, приходят к одному общему выводу и выдают его в виде кластера.

Рисунок 2

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения

Результат такой работы очевиден в сравнении с проведёнными диагностиками на начало учебного года (начало работы) и на конец этого же учебного года. Учащихся с низким уровнем коммуникативных способностей стало меньше, а со средним и высоким уровнями стало значительно больше.

Таблица1

Диагностика мотивации

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения

Базовые знания – задания уровня А, усваиваются на достаточно высоком уровне. Важен только подбор соответствующих пар для комфортной работы учащихся.

При работе в группе —  исследовательская беседа, в которой:

1) каждый предлагает уместную информацию;

2) идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку;

3) участники задают друг другу вопросы;

4) участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе;

5) участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).

Биология

Учащимся раздаются листы с лабораторной работой. Задания уровня Б выявляют надпредметные знания. В ходе выполнения работы ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы, их обоснование становится следствием диалога, совместно произведенным продуктом коммуникативной деятельности. Однако на данном этапе необходима ненавязчивая консультация учителя, чтобы ученики поняли ценность совместной работы. Что и показала практика.

Лабораторная работа  10

«Строение цветка»

Ход работы:

  1. Рассмотри предложенный тебе цветок и рисунок цветка. Изучи схему «Строение цветка».

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения

  1. Определи: место прикрепления цветка к стеблю — ________________________________;

расширенная часть цветка — __________________________; главные части цветка расположены  на —  __________________________________; Чашелистики и лепестки образуют _______________________________; двойной околоцветник состоит из _______________________________ и ___________________________________________.

часть цветка, выполняющая защитную функцию —  _________________________________, она чаще всего _________________________ цвета и образована _____________________; часть цветка с разнообразной окраской, привлекающей насекомых — __________________, образован ___________________________________.

  1. Рассмотри цветки лютика и колокольчика. Определи, чем отличаются венчики этих цветков — _____________________________

________________________________________________

Как называется венчик, который  состоит из отдельных лепестков ______________________________________, из сросшихся — __________________________________

  1. Определи, какая часть цветка является женским половым органом — _________________, из него развивается ___________________ и __________________.

Мужским половым органом является __________________________, в ней образуется ____________________________.

Объясни, почему пестик и тычинку называют главными частями цветка — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотри схемы цветков. Сравни их строение. Определи, чем цветок (а) отличается от цветка (б) — _____________________________________

______________________________________________________________________________________________.

Как называется цветок, содержащий только тычинки — _______________________________________________;

Только пестики — ________________________________,

Цветок, имеющий и пестики и тычинки — ____________

а                                  б                        _______________________________________________

  1. Осторожно отдели части цветка в такой последовательности: подрезав чашечку снизу скальпелем, сними ее; разрезав, сними венчик; сними пинцетом тычинки; отдели пестик. Все части цветка прикрепи с помощью скотча к лабораторному листу.
 

 

 

     
Листочки чашечки Лепестки венчика Тычинки Пестик
  1. Сделай вывод: цветок – видоизмененный побег, т.к. _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

генеративный орган растения, т.к. ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свои знания:

Ответь на вопросы теста:

Строение, какого цветка изображено на рисунке:

А) с простым околоцветником     Б) с двойным околоцветником     В) пестичного цветка

Г) тычиночного цветка      Д) двудомного цветка.

  1. Что изображено на рисунке цифрой 4?

А) рыльце      Б) пестик      В) столбик     Г) чашелистик Е) лепесток

  1. Какой цифрой обозначено рыльце? ____________
  2. Какой цифрой обозначена цветоножка? __________
  3. Главные части цветка обозначены цифрами ___ и __

На следующем этапе, при выполнении заданий уровня С, исследовательская беседа была использована  с целью развития надпредметных знаний учащихся, умения работать с различными источниками информации, и  полного понимания ценности самостоятельно полученных результатов. Среди очевидных достоинств такой работы – неизбежность разворачивания соответствующих умственных действий, естественность их громкоречевого проговаривания.

Русский язык

Учащимся ставится вопрос высокого порядка, предполагающий несколько идей или вариантов, задача учащихся – предложить, доказать и сделать вывод. В малой группе ставится вопрос, ответив на который, нужно провести классификацию,  выявить закономерность, представить результат. В большой группе ставится вопрос, ответив на который нужно сравнить, сделать выводы и представить результат.

При изучении действительных причастий  учащимся даётся задание:
выписать из текста только действительные причастия прошедшего времени. Определить от каких глаголов они образованы и сделать вывод: в каких случаях причастия образуются с помощью суффикса  –вш, а в каких —  с помощью –ш.

Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям, шедшим рядом всё моё детство, я особенно благодарна за своё детство. Отцу, поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице, принёсшей мне много детской радости.

Рисунок 2

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения 

Наблюдая за тем, как проходили обсуждения в группах на начальном этапе своей работы, была выявлена проблема в том, что ученики не могут правильно и логически построить свою беседу. Возник вопрос: как им помочь? Для решения этой проблемы  учащимся были предложены разговорные карточки, которые помогли бы им правильно формулировать вслух свои мысли. В карточке даётся начало фразы или вопрос.

Например:

Почему вы так думаете?

Давайте подумаем…

Давайте сравним варианты …

Какие идеи ещё есть?

Я думаю …

Я согласен с тем, что …

Я не согласен, потому что …

Я считаю, что …

И здесь важным является подбор учителем вопросов, и именно вопросов высокого порядка.

Тонкие (традиционное обучение) Толстые (новые подходы)
1.Кто…

2. Что…

3. Когда…

4. Может…

5. Будет…

6. Согласны ли вы…

7. Верно…

Дайте объяснение, почему…

Почему вы  думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница..

Предположите, что будет, если

Что, если

И эта работа даёт определённый результат.

Вопросы учащихся до использования разговорных карточек Вопросы учащихся после использования разговорных карточек
— Как выбрать суффиксы –ущ/ющ,-ащ/ящ ?

— От каких глаголов образуются страдательные причастия?

— По каким формам изменяется причастие?

— В каком случае перед нн мы пишем –а/-я?

— Какими признаками обладает краткое прилагательное?

— Какие причастия образуют краткую форму?

— Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного ?

Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:

  • стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
  • развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности и стимула к исследованиям;
  • содействии формированию и вербализации знаний;
  • поддержке креативного мышления;
  • развитии критического мышления;
  • развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
  • углублении и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений;
  • выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение.

Таким образом, ученик отходит от бессмысленной «зубрёжки» к пониманию и осмыслению того, что он изучает. А значит, меняется сама мотивация и её тип.

Таблица2

Типы мотивации

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения

А если меняется тип мотивации, значит, меняется отношение к знаниям.

Ситуативно-позитивное отношение к знаниям – подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного для него термина или факта [4,с. 73]. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий.

Ситуативно-негативное отношение к знаниям – подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, что по телевизору можно смотреть научно-популярные программы [5,с. 32]. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил – значит, не нажил неприятностей).

Таблица 3

Отношение к знаниям

Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения

  1. Заключение.

В результате проведенных исследований обозначились позитивные изменения:

— учащиеся научились грамотно отбирать информацию (как показывают компетентностно-ориентированные задания по проверке информационной компетенции);

— учащиеся научились понимать письменный текст (как показывают компетентностно-ориентированные задания по проверке коммуникативной компетентности, аспект: письменная коммуникация);

— учащиеся развивают навыки диалогового общения и вырабатывают коммуникативно-речевую культуру;

— у учеников развивается неподдельный интерес и положительные эмоции к обучению.

И самое главное, на наш взгляд, развивается критическое мышление.

Критическое мышление — дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других [6,с. 129].

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • обоснованные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

В проведенных занятиях были соблюдены главные аспекты развития критического мышления, а именно:

  1. актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся на первом этапе урока, через прием «мозгового штурма» и как результат – активизированное знание;
  2. активизация деятельности учащихся и формирование мотивации на учебную деятельность через демонстрацию видеоролика во входе в новую тему, результат – создание целостного представления о предмете изучения;
  3. постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности через формулировку вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте – работа по методикам коллективного способа обучения. Результат – формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.

На последнем этапе урока учащимися  выстраивается целостная модель ответа в виде творческой работы, такой как презентация, или карта опыта.

И как результат, учащиеся заполняют критерии оценивания, имеющие общий вид:

  • Что я знаю?
  • Что я узнал нового?
  • Как изменились мои знания?
  • Что я буду с этим делать?

Таким образом, применив на практике новые подходы в обучении, можно констатировать,  что у наших учеников намечается развитие ключевых компетенций:

— управленческая (способность к разрешению проблем);

— информационная (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться);

— коммуникативная (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации);

— социальная (способность к социальному взаимодействию);

— личностная (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, самоопределению, самореализации, быть толерантным).

Выводы:

Таким образом, применив на практике новые подходы в обучении, мы способствовали развитию у учащихся таких умений как:

— саморазвитие и самосовершенствование (саморегуляция);

— приобретение знаний в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

— освоение способов работы с информацией.

Сам процесс обучения организуется на основе критического, аналитического, логического мышления. Ученики обучаются способам продуктивной деятельности, способам «добычи» знаний. Таким образом, эффективное управление при внедрении новых подходов  в образовательный процесс позволит в дальнейшем добиться значительных успехов в воспитании функционально грамотной личности, владеющей ключевыми компетенциями.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
  2. Дьяченко В.К. Дидактика: в 2 т. Т.1 – М.: Народное образование, 2006. – 400 с.
  3. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002
  4. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – с. 232-292.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  6. Руководство для учителя, третий (базовый) уровень: АОО «Назарбаев Интелектуальные школы», 2012[schema type=»book» name=»Формирование информационной и коммуникативной компетенций в процессе диалогового обучения» description=»На современном этапе обучения в школах, усвоение знаний учащимися происходит без глубокого понимания предмета, и как следствие – неумение использовать данные знания вне учебной деятельности. Цель исследования: показать важность диалогического обучения в формировании компетентностной личности. Задачи: — изучить литературу по теме исследования; — апробировать новые подходы в преподавании в плане диалогового обучения, в двух разных школах и разных дисциплинах – гуманитарной и естественной, показать влияние диалога на развитие таких качеств, как коммуникативность и мотивированность в процессе обучения; — научить учащихся работать в группах и в парах для сотрудничества и взаимопомощи; — провести диагностику и отследить изменения. Объектами были выбраны предметы: биология в 8 классе и русский язык в 7 классе.» author=»Сафонов Сергей Валентинович, Остапенко Наталья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found