Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Современные требования к подготовке врача в ординатуре основаны на разработке организацией образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующей медицинской специальности. Обучение построено на овладении компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в обучении врача является овладение профессиональной компетенцией в психолого-педагогической деятельности, сформулированной в ФГОС ВО как «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [1].

Освоение необходимых знаний и приобретение специальных умений врача по формированию мотивации у населения к здоровому образу жизни включены в перечень трудовых действий медицинских специалистов в утвержденных профессиональных стандартах и их проектах. К примеру, в профессиональном стандарте «Специалист по педиатрии» включена трудовая функция «Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности», в содержании которой предусмотрено освоение необходимых знаний по направлению «Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования» [2].

Для формирования у населения мотивации к использованию оздоровительных технологий от врача требуется владение компетенцией по обучению и воспитанию пациента, влияющих на развитие интереса и мотива к лечению, стремление к выздоровлению и преодолению трудностей при восстановлении здоровья.

На основании вышеизложенного считаем актуальным разработку методических материалов, необходимых в подготовке врача по обучению методикам воспитания пациента, направленным на развитие самосохранительной деятельности.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является разработка учебно-методического обеспечения, позволяющего раскрыть структуру и содержание профессиональной компетенции врача «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» (ПК – 9) рабочей программы учебного модуля «Педагогика (психолого-педагогические аспекты в деятельности врача)» ОПОП ВО – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебно-методическое обеспечение представлено комплексом методических рекомендаций, включающих: общие требования к формированию компетенции; выписку из ФГОС ВО – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре; составление паспорта компетенции; программу формирования компетенции.

 

  1. Общие требования к формированию компетенции

Требования разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре на основании рабочей программы учебного модуля.

Введение единых требований к формированию ПК-9 обусловлено необходимостью обеспечить соблюдение федеральных стандартов высшего образования, лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности, соблюдение гарантий качества образования в ФГБОУ ДПО РМАПО.

Нормативно-методической базой формирования ПК — 9 являются: ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки; основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки; учебный план по направлению подготовки; рабочая программа учебного модуля.

При формировании профессиональной компетенции учитываются: новейшие достижения соответствующей области медицинских знаний и практики; рабочие программы дисциплин, обеспечивающих реализацию ОПОП ВО; информационно-библиотечное обеспечение учебными материалами, направленными на формирование ПК-9 в соответствии с рабочей программой учебного модуля «Педагогика (психолого-педагогические аспекты в деятельности врача)».

  1. Подготовка выписки из ФГОС ВО – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре

Выписка оформляется в соответствии с требованиями к результатам освоения программы ординатуры по направлению подготовки — 31.00.00 «Клиническая медицина» (табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу ординатуры

 Требование ФГОС ВО Название профессиональной компетенции
Обладать профессиональной компетенцией в психолого-педагогической деятельности ПК – 9: «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих»

 

  1. Составление паспорта профессиональной компетенции

Паспорт профессиональной компетенции представляет комплекс целенаправленных требований к знаниям, умениям и навыкам и уровню их сформированности по окончании освоения образовательной программы, реализуемой образовательной организацией. Назначение паспорта профессиональной компетенции — сформулировать, какие результаты обучения должен продемонстрировать ординатор, чтобы подтвердить, что он овладел компетенцией требуемого уровня в процессе итоговой государственной аттестации.

Профессиональная компетенция ПК-9 включена в раздел 5 «Требований к результатам освоения программы ординатуры» для подготовки специалистов в части 5.3 «Профессиональные компетенции» ФГОС ВО – подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре. Формирование компетенции требуется для организации профессионального общения врача, пациентов и членов их семей. Ее значимость определяется необходимостью базовой психолого-педагогической и деонтологической грамотности для компетентного решения проблем формирования мотивации населения, направленной на сохранение и укрепление его здоровья.

В результате овладения профессиональной компетенцией ординатор приобретает комплекс знаний, умений и навыков (табл. 2).

Таблица 2

 Содержание профессиональной компетенции ПК-9

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих знает  умеет владеет
индивидуально психологические особенности личности использовать понятийный аппарат и фактические данные биомедицинской этики комплексом реабилитационных мероприятий
основополагающие принципы медицинской этики и деонтологии применять методы и средства профессионального общения и убеждения первичным опытом решения деонтологических проблем общения с пациентами и их родственниками в соответствии со специальностью обучения
психологию общения и психологические факторы, влияющие на общение и социально-психологическое воздействие учитывать возрастные особенности становления личности способностью осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом психолого-педагогических знаний
основные виды профилактической медицинской деятельности для общения с пациентами и их родственниками использовать формы просветительской работы с населением  
порядок просветительской работы врача  
принципы формирования здорового образа жизни населения

Уровни сформированности профессиональной компетенции определяют этапы усвоения учебного материала на основе его детализации и усложнения. Начальный уровень (подготовительный) содержит общие требования к знаниям ординаторов. Пороговый (базовый) уровень усвоения знаний, овладения умениями и навыками необходимыми для прохождения итоговой государственной аттестации является обязательным. Высокий уровень сформированности профессиональной компетенции является желаемым и характеризует выпускника ординатуры как высококвалифицированного специалиста.

  1. Программа формирования профессиональной компетенции

Программа формирования профессиональной компетенции раскрывает ее этапы, устанавливает, на материале каких дисциплин она формируется, и определяет, какие формы контроля рекомендуется использовать преподавателю.

Базовой структурой психолого-педагогических и медицинских знаний, умений и навыков, необходимых ординатору для освоения данной компетенции являются:

  1. Знания основ этики и деонтологии, основ психологии, психологических особенностей пациентов разного возраста, основ здорового образа жизни, основ здорового питания (диетология), основ наркологии и токсикологии, содержания Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», принципов ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основных способов разрешения конфликтов, типологических особенностей медико-профилактической терминологии.
  2. Умения профессионального общения с пациентами и членами их семей, разрешения конфликтных ситуаций в сфере профессиональной деятельности, ведения санитарно-просветительской работы с пациентами и членами их семей.
  3. Навыки профессионального общения с пациентами и членами их семей, разрешения конфликтных ситуаций в сфере профессиональной деятельности, ведения санитарно-просветительской работы с пациентами и членами их семей.

В обучении ординаторов по формированию компетенции ПК-9 «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» выделены три этапа. Первый этап (подготовительный): осваивается общекультурная и медицинская терминология медико-профилактической направленности, формируется представление о законах психологии личности, принципах ведения дискуссии на основе моральных и этических норм, о медицинской этике и деонтологии, осуществляется овладение знаниями о строении и топографии органов и систем. Данные знания являются базовыми для освоения и проектирования способов реализации психолого-педагогических и деонтологических аспектов врачебной деятельности.

Второй этап (базовый)ординаторы применяют психолого-педагогические знания по разработке методического обеспечения процесса воспитания пациентов и их семей; руководствуются принципами деонтологии и биомедицинской этики в общении с пациентами и их родственниками, в том числе с родственниками умерших; проявляют понимание в формировании умений по разработке реабилитационных мероприятий для пациентов.

Третьим этапом (завершающим) является производственная практика, которая формирует навыки и получение опыта организации профессионального общения с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм с пациентами и их родственниками.

В процессе подготовки реферата (отчета) ординатор проявляет умения анализировать взаимоотношения с пациентами и их родственниками, разрабатывать планы психолого-педагогического общения для формирования мотивации населения к здоровому образу жизни.

Таким образом, в результате завершения всех этапов обучения ординатор демонстрирует уровень сформированности компетенции ПК-9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В разработанном учебно-методическом обеспечении представлена примерная методика формирования профессиональной компетенции, ориентированной на результаты обучения в соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности выпускника ординатуры. При этом следует учитывать, что в соответствии с трудовой функцией врача «Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни» обязательными в трудовой деятельности врача являются такие действия, как:

— формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек;

— формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья [3].

Учитывая, что компетентностный подход затрагивает системные преобразования в организации процесса обучения высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (включая содержание, оценивание), рассматриваем представленный опыт как конструктивный и рекомендуем к применению.

Источники информации

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям ординатуры:
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по педиатрии»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. № 400н.
  3. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016 г. № 227н.[schema type=»book» name=» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА» description=»Представлена структура и содержание учебно-методического обеспечения для формирования про-фессиональной компетенции врача по направлению «психолого-педагогическая деятельность». Разра-ботка учебно-методического обеспечения осуществлялась на основании трудовых функций врача в соответствии со стандартами профессиональной деятельности.» author=»Осетрова Ольга Вениаминовна, Астанина Светлана Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(3)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found