В партийно-правительственном постановлении 1966 года школы (классы) с углубленным изучением предметов в 9-10 классах были названы одной из форм дифференцированного обучения. Этим временем датируется создание в АПН СССР программ углубленного курса истории (1967). В них упоминались (без раскрытия) и специальные курсы по общественным дисциплинам. Тематика рекомендованных спецкурсов была достаточно широкой и разнообразной: «Основные проблемы истории древнего мира и средних веков», «Отечественная история с древности до конца XIX в.», «История международных отношений и внешней политики СССР», «Очерки истории культур народов СССР», «Основные вопросы советского государства и права» и др.
Указанные программы стали основой для работы в школах и классах с углубленным изучением истории и использовались в течение пяти последующих лет. Накопленный опыт работы по этим программам обсуждался на Всесоюзной научно-практической конференции в марте 1972 года. Через год в лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР были подготовлены новые варианты учебных программ для классов с углубленным изучением истории. В них нашли отражение и опыт работы, и общие целевые позиции, и установки дифференцированного обучения того времени.
Программы предусматривали: индивидуальный подход в обучении; развитие разносторонних интересов и способностей; профессиональную ориентацию.
В пояснительной записке к программам указывалось, что углубление знаний означает: расширение объема фактического материала; более основательное изучение важнейших идей и исторических понятий; глубокий анализ и обобщение материала; расширение источниковой базы; увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы.
Следует сказать, что меры по организации углубленного изучения истории в специальных классах и школах не дали желаемых результатов. Количество исторических классов с начала их появления в 1983 году была небольшой. Чаще всего они возникали по инициативе творчески работающих учителей истории, директоров школ, энтузиастов, влюбленных в историю, которые стремились привить это чувство своим воспитанникам.
Ученики в такие классы набирались без конкурса, в основном из выпускников восьмых классов, которые проявляли интерес к предмету «история», начиная с 4-го класса как на уроках, так и на внеклассных занятиях, либо на основе результатов письменной работы и собеседования [1]. Программу занятий учителя преимущественно составляли сами, ориентируясь на расширение и углубление отдельных тем общей программы курса истории. Кроме того, вводились еще спецкурсы по краеведению, работы с историко-художественной литературой, изучение исторических монографий. Использовались различные формы занятий: лекции, сообщения учащихся, обсуждение рефератов. Практиковались уроки также в архивах, библиотеках, музеях.
Ставилась и решалась задача привить учащимся навыки самостоятельной работы с научной литературой. Активным формам занятий отводилось более 50% учебного времени. Опыт работы спецклассов гласил: у школьников появилось более сознательное, целенаправленное отношение к учебному труду, самостоятельность, развился интерес к общественным наукам и самообразования в этой области.
Вариант учебной программы специализированного класса по истории включал в себя, помимо изучения курсов истории и обществоведения, дополнительные главы к основному курсу истории; дополнительные главы к основному курсу обществоведения; историю культуры; историю союзной республики (с краеведческим направлением); методику распространения знаний; вступление в историческую науку [1, с. 60].
Учебная практика предусматривала практикум по истории союзной республики (экскурсии) и практикум по истории культуры.
О результатах работы специализированных классов свидетельствуют такие цифры: около 30% выпускников сразу поступали на исторические и философские факультеты ВУЗов, 10% — в военно-политические училища, около 100 человек стали преподавателями истории в школах, 35% после школы пошли работать на производство. Среди выпускников спецклассов – будущие кандидаты и доктора наук по гуманитарным дисциплинам [2].
Приобретенный опыт работы классов углубленного изучения истории, хотя и не настолько богат, дополнен интересным и ценным опытом других учителей-энтузиастов, стал полезным на новом этапе развития школ и классов исторической направленности, начавшимся с 1984 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984). Постановление было принято в связи с началом очередной школьной реформы и предусматривало расширение возможностей для углубленного изучения отдельных предметов. В нем говорилось: «Ученикам VIII-XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий» [3].
В процессе реализации требований этого документа в 1986 году было разработано типовое положение о школе и классах с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов. Начался новый период развития дифференцированного обучения. Он проходил под влиянием общественно-политических событий периода перестройки, которая определяла и новые концептуальные подходы к общей цели школьного образования и дифференцированного обучения истории.
В пояснительной записке к «Программам углубленного изучения истории для специализированных классов» (1988) как цели указывались:
а) удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории, развитие их творческих способностей;
б) формирование потребностей и умений реализовывать в деятельности активную гражданскую позицию в условиях демократизации жизни советского социалистического общества.
Не были оригинальными и по-новому сформулированные специфические задачи углубленного изучения истории. Как и прежде, они в основном соответствовали задачам дифференцированного обучения, ориентировали на развитие и углубление интереса, содействие профориентации учащихся.
Составители программы (научные сотрудники лаборатории обучения истории НИИ содержания и методов обучения АПН СССР) акцентировали внимание на раскрытии особенностей углубленных курсов, выделив следующие из них:
— введение в учебный процесс коротких историографических и источниковедческих обзоров из крупнейших по материалу тем, ознакомление учащихся с вкладом выдающихся ученых в развитие исторической науки;
— знакомство школьников с еще не решенными проблемами в базовой науке, дискуссионными вопросами, с методами научного исследования, представление науки как сложного процесса постижения истины;
— развитие интереса к истории посредством знакомства с биографиями выдающихся отечественных историков, их мемуарами и трудами;
— использование возможностей занятий по истории для профессиональной ориентации учащихся не только в узком (по истории) направлении, но и в широкой общественно-гуманитарной деятельности;
— тесная связь преподавания углубленного курса с внеклассной работой, общеполезным трудом, сочетание занятий с поисковой, краеведческой и другой общественно полезной деятельностью школьников.
Между тем новый этап развития общества поставил перед школой повышенные требования. В педагогической прессе рассматривался вопрос о предоставлении учащимся возможности широкого выбора тех дисциплин, которые соответствуют их потребностям. Высказывались мнения о внедрении большей дифференциации обучения, развитие индивидуальных способностей, об увеличении сети специализированных школ и классов с углубленным изучением предметов.
В школах Москвы и Рязани в течение пяти лет проходил эксперимент (руководитель — научный сотрудник лаборатории исторического образования НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, кандидат педагогических наук В. Грибов). Объектом экспериментального исследования были специфические методы обучения, динамика отношений учащихся к истории, влияние изучения предмета на некоторые личностные характеристики школьников. Значительное место в экспериментальной работе имела проверка пособий (включая учебники), отдельных методических разработок.
Осмысливая имеющийся опыт и сложившиеся взгляды на дифференцированное обучение, экспериментаторы поставили цель: на основе проверки провести коррекцию комплекса организационных, содержательных и методических средств и рекомендаций для эффективного углубления изучения истории в специализированных классах. В ходе эксперимента происходило уточнение поставленных целей. Как производные от общих целей дифференцированного обучения, они были сформулированы так: удовлетворение запросов учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению истории; осуществление обществоведческой профессиональной ориентации; формирование потребностей и умений реализовать в деятельности активную гражданскую позицию.
Годы проведения эксперимента совпали с радикальными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Это, естественно, сказалось на методологии и содержанию исторических курсов, организации учебного процесса. Вместе с тем проверка показала, что углубленное изучение истории положительно влияет на отношение школьников к всему школьному образованию. Полученные данные показали заметный рост познавательной активности и самостоятельности школьников, значительную глубину их исторических знаний. В целом углубленное изучение истории положительно повлияло на формирование тех личностных качеств, которые необходимы для полноценного участия молодых людей в гражданской жизни страны.
Было выявлено, что для реализации образовательных и развивающих возможностей при изучении истории в специализированных классах необходимо соблюдение ряда важных условий, а именно: формирование классов только с числа тех, кто выразил на то собственное желание; высокий профессиональный уровень учителей; организация образовательного процесса на основе деятельностного подхода, диалога и самостоятельности как ведущих компонентов методики обучения; возможность контактов с профильными ВУЗами.
Построение курса истории профильного уровня должно осуществляться, как правило, по проблемно-аналитическому, а не по хронологическому принципу, характерным для основной школы.
Также признавалось целесообразным введение в содержание курса альтернативных подходов к рассмотрению некоторых проблем, изложение различных точек зрения (версий, мнений, оценок). Предлагалось расширение круга понятий высшего уровня обобщения (по сравнению с базовым образовательным стандартом), овладение которыми необходимо для усвоения учащимися фундаментальных знаний.
Такой подход к конструированию содержания урока истории, с одной стороны, создавал основу для понимания учащимися того, что каждое из толкований включает в себя определенную часть истины, но не может претендовать на безусловную правоту. Это, в свою очередь, способствовало выработке у учащихся толерантного отношения к различным суждениям, трактовкам, мыслям. С другой стороны, учитель должен формировать в сознании школьников представления о невозможности однозначной интерпретации исторического процесса — это предпосылка для построения учениками собственной версии истории, выработка позиции к изучаемому материалу. На уроке учитель мог сообщать ученикам идеи, точки зрения, суждения близкие ему, но он не имел права свести преподавание истории только к их подтверждению.
Практикой обучения было доказано, что в классах с углубленным изучением истории необходимо знакомить учащихся с историей как наукой: ее объектами, структурой, методами, достижениями и проблемами, местом и ролью в системе наук, этапами развития исторической мысли, аспектами историографических знаний из ключевых проблем курса истории, вкладом различных историков в развитие исторической науки, их концепциями и вариантами периодизации. Это способствовало формированию умения учащихся выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности.
Практика обучения также подтвердила тезис о целесообразности ознакомления учеников специализированных классов с вспомогательными (специальными) историческими дисциплинами: палеографией, метрологией, хронологией, геральдикой, нумизматикой, генеалогией и др., которые готовят старшеклассников к активному восприятию разных исторических источников и способствуют формированию умения критически оценивать их.
Важной составляющей работы в специализированных классах было осуществление профориентационной исторической подготовки учащихся: знакомство с профессиями и сферами деятельности, в которых работают специалисты, получившие профессиональное историческое образование (в том числе с возможными ограничениями, связанными со спецификой определенных профессий и сфер деятельности); конкретными учебными заведениями, которые дают профессиональное историческое образование; из самыми «яркими» или «типичными» биографиями бывших выпускников школ, путями достижения ими успеха в сфере деятельности, требующей профессионального исторического образования.
Очевидно, что специальная подготовка учащихся требует увеличения удельного веса самостоятельной работы исследовательского характера. Речь идет, прежде всего, об организации комплексной работы учащихся с различными типами исторических источников (документы государственного, политического характера, мемуары, дневники, письма, историческая проза и т.д.), поиска и систематизации исторической информации — как основы решения исследовательских задач в процессе изучения истории. Также важным компонентом обучения является создание условий для формирования ценностных ориентации учащихся, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями внешкольного образования.
Итак, приобретенный отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем создания специализированных классов с углубленным изучением предмета интересен для осмысления и частичного внедрения в процесс организации профильного обучения в старшей школе.
Список литературы:
- 1. Паламетс Х. Специализированный класс по истории / Хиллар Паламетс // Преподавание истории в школе. – 1968. – № 5. – С. 60–62.
- 2. Александров А. И. Первый опыт углубленной исторической подготовки школьников / А. И. Александров // Преподавание истории в школе. – 1969. – № 3. – С. 59–65.
- 3. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.[schema type=»book» name=»СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАСЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТА КАК ФОРМА ДИФФЕРЕНЦИИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» description=» В статье анализируется отечественный опыт внешней дифференциации обучения истории путем образования специализированных классов с углубленным обучением предмета.» author=»Олексин Юрий Петрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]