Социальная адаптация представляет собой один из важных механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Поэтому очень важно, чтобы социальная адаптация детей-сирот проходило успешно.
По мнению, Лихановой трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы – интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с ещё большим трудом.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированию аномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванные осуществить помощь в адаптации аномальных людей [1]. Успех подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеном является социальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке. Специальные коррекционные занятия по социально–бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.
Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы[2]. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны, быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретение новых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха – участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки детей-сирот к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Программа по социально–бытовой ориентировке должна служить для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма и последованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что и учитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения, санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизнь детей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников. Воспитатели продумывают сценарии этих праздников, вместе с воспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, дети готовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация — реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям [3].
Современное социально-экономическое развитие нашего общества требует, чтобы система воспитательной работы в детском доме была направлена не на развитие отдельно взятых личностных характеристик, а на развитие социально компетентной целостной личности воспитанника, способной к самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, готовой не только легко адаптироваться в обществе, но и при необходимости противостоять давлению изменяющегося социума и даже оказывать на него преобразующее воздействие. Социальная компетентность выпускника детского дома должна быть важнейшей доминантой в системе воспитательной работы, а социальная адаптация выпускника должна одновременно являться органичной составляющей модели выпускника учреждения, и серьезным основанием для оценки качества работы всего педагогического коллектива детского дома, школы-интерната. В этой связи Кусаинова А.И. [4] предлагает основные характеристики социальной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
-численность и гендерные показатели выпускников;
-возраст определения в детский дом;
-по времени пребывания в интернатном учреждении;
-возраст воспитанников на момент выпуска из детского дома;
-образование выпускников;
-наличие опыта профессиональной деятельности;
-трудоустройство их в будущем.
Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятным стечением обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб). Трудности социализации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается «размытость» образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни). В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения. В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция — позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Содержанием работы с детьми должна стать коррекционная работа, направленная на исправление последствий госпитализма и ранних поражений центральной нервной системы.
Коррекционная работа с детьми-сиротами важна не только как фактор повышения уровня социально-педагогической адаптации. Оформившееся в мировой практике новое направление психологической медицины показало взаимосвязь психического и соматического состояния человека. Современные ученые отмечают целый ряд зависимостей. Например: сердечные заболевания связываются с отсутствием радостного восприятия жизни, язвенные болезни являются аутоагрессивным ответом на тревожность и стресс, иммунные нарушения, как правило, следствие потери оптимизма и веры в будущее. Из вышесказанного следует, что коррекционная работа социального педагога имеет огромное значение. Рационально и правильно выстроенные занятия и консультации жизненно необходимы.
Таким образом, детей — сирот, учитывая их многочисленные особенности в развитии, необходимо включать их в организацию всех видов общения и вовлечение их в разнообразную деятельность, которые способствует в дальнейшем успешной социальной адаптации.
Список литературы
- Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещени,1987;
- Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск,2002,;
- Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М.,2002.-С.256;
- Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ» description=»В статье описываются проблемы социальной адаптации детей-сирот, которая представляет собой один из важных механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.» author=»Мажитова Сауле Сериковна, Кусаинова А.Ж., Иксатова Б.К.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]