Современные условия развития общества предъявляют качественно иные требования к уровню профессионального образования. Одной из его основных задач является подготовка специалистов высшими учебными заведениями в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и квалификационными требованиями.
Учебно-воспитательный процесс позволяет приводить содержание образования в соответствие с изменяющимися целями общественного развития и социальным заказом, обеспечивая тем самым эффективную подготовку будущих профессиональных кадров.
Внимание к проблеме подготовки профессиональных кадров обусловлено актуальностью вопросов, связанных с рассмотрением личности обучаемого как деятельностной, познающей и преобразующей самого себя путем реализации при осуществлении различных видов деятельности и социальных отношений. В деле совершенствования системы будущих профессиональных кадров наблюдается определенный диссонанс.
Сложность процесса обучения обусловлена широчайшим спектром индивидных и личностных особенностей обучаемых, многообразием их индивидуальных проявлений, различными потенциальными возможностями и способами их реализации.
Педагогическая технология является процессуальной частью любой дидактической системы. Исследования проблем педагогических технологий носят многоаспектный характер, а само понятие «педагогическая технология не имеет однозначной трактовки.
По мнению В.П.Беспалько: «В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется». [Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С.11.]
Педагогическая технология обеспечивает осуществление определенных функций. Организационно-методическая функция направлена на оптимизацию структурно-логических схем подготовки будущих специалистов каждой специальности и квалификации, а также применение в обучении достижений смежных наук.
Психолого-педагогическая функция создает и реализует возможности объективных поэтапных измерений и оценки результатов личностно-профессионального развития учащихся.
Одной из важнейших проблем построения педагогических технологий является преодоление противоречия между алгоритмичностью и индивидуальностью субъектов образовательного процесса. Эта проблема находит решение в технологии обучения, представляющей собой вариативную составляющую педагогической технологии применительно к конкретным условиям реализации, критерий выбора которой наилучшим образом должен соответствовать особенностям решаемой дидактической задачи.
Обладание педагогическими навыками и умениями, такими как умение формулировать свои мысли, доходчиво и ясно их излагать, убедительность, хорошая реакция, умение учитывать состояние собеседника или аудитории; умение воздействовать на коммуникативного партнера по общению, и многие другие качества являются необходимым условием эффективности профессионального взаимодействия. Без педагогических умений и навыков трудно, а подчас и невозможно успешно решать поставленные коммуникативные задачи.
Подготовка профессиональных кадров состоит из трех компонентов: образованности, гражданственности и профессиональной компетенции. В современной системе высшего образования делается акцент на формирование профессиональной культуры.
В настоящее время задача технологизации педагогической деятельности многократно усложняется, особенно когда речь идет о развитии личностной функции обучаемого. Имеющийся в теории и практике опыт создания технологий, ориентированных на развитие когнитивных структур, в данном случае не может быть непосредственно использован.
Формирование личности, приобщение ее к культуре невозможно без процесса воспитания. Традиционно воспитание понимается как одна из сторон образования (наряду с обучением). Цель воспитания должна проектировать не только «модель потребной личности», но и модель педагогической системы, в которой реализуются ситуации ее личностного проявления и развития.
Гуманистическая тенденция в образовании требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, свободомыслия и толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, отказа от стандартизации и унификации образования, возрастания роли рефлексивных знаний, а также умений, ориентирующих обучающегося на последующее непрерывное образование. [Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1996. С. 15-26]
Е.В.Бондаревская настаивает на «культурологическом личностно-ориентированном образовании», в котором «усиливается гуманитарная компонента содержания, гуманизируются технологии образования». [Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995. С.23.]
Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию обучаемого как личности призывали педагогов и классики педагогической мысли – Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, М.Монтесори и др., и современные педагоги-новаторы, придавшие этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества.
Значение понятия «личностный подход» связывают с представлением о целостности педагогического процесса. Ориентация на личность позволяет преодолеть суммативность, функционализм в построении образовательной системы.
Личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике, которая корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры.
В учебном процессе, как привычно повторяется в педагогических трактатах и объяснительных записках к программам, формируются знания, умения, личность учащихся. Однако простым знаком препинания нельзя отделить столь далеко стоящие стороны образовательного процесса. Утверждать, что «личность формируется», можно лишь с большой долей уверенности, ибо она в такой же мере формируется, в какой и противостоит всякому «формированию». Личностно-ориентированное образование – это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций учащихся.
Основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых.
Процессуальный аспект обучения в условиях его личностной ориентации выражается в изменении мотивации усвоения и применения знаний.
Определение гуманизации технологических процессов приводит Н.М.Бережной: «Гуманизация (очеловечивание) технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма и модели человеческой деятельности, конструирование вещественной среды производства как «пространства» самовыражения сущностных сил человека – его интеллектуального, нравственного, духовного потенциала производственного опыта». [Бережной Н.М. Социальная философия. М.: Изд-во МГУ, 1989. С.31.]
Гуманизация образования невозможна без его открытости многим культурам как в историческом, так и в социально-педагогическом плане. Гуманистическая тенденция в образовании требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, свободомыслия и толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, отказа от стандартизации и унификации образования, возрастания роли рефлексивных знаний, а также умений, ориентирующих обучающегося на последующее непрерывное образование. [Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1996. С. 15-26.].
«Абсолютная ценность личности есть ее достоинство, это ценности человека потому, что он человек, и вне зависимости от того, насколько этот человек полезен обществу». [Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3. (№20). 1988. С.41.] Представление об абсолютной ценности личности является ведущим феноменом гуманистического сознания, а значит является составляющим звеном всего образовательного цикла.
Поэту перед современными педагогами на сегодняшний день стоит серьезная задача – создать все условия в рамках системы образования для развития гармоничной профессионально-ориентированной высококвалифицированной личности, которая будет востребована в современном обществе.
Литература:
- Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3. (№20). 1988.
- Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н.Г.Багаутдинова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003 – 426 с.
- Белошицкий А.В. Педагогическая технология становления субъектности офицеров в военном вузе: Монография / А.В.Белошицкий. – Воронеж: ВВВАИУ, 2007. – 158 с.
- Бережной Н.М. Социальная философия. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Образование в поисках человеческих смыслов/ Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995.
- Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1996.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
- Филоненко Л.В., Просветова Т.С., Устинов И.Ю. Современные методы проведения занятий по гуманитарным дисциплинам: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. — 50 с.[schema type=»book» name=»Развитие педагогических технологий в рамках профессионального образования» description=»Современные условия общества меняют требования к уровню профессионального образования. Главная задача сегодня – подготовить специалистов в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения и квалификационными требованиями. Исследования педагогических технологий не имеют однозначной трактовки, поэтому в современной системе образования следует делать акцент на формирование профессиональной культуры.» author=»Кульбашная Елена Валерьевна, Горбацевич Ольга Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]