Конфликт (от лат. contictus) – столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация (конфликтная ситуация). Для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, то есть, чтобы одна из сторон начала действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный [3, с. 9].
В изучении конфликтов можно выделить два основных направления:
- Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, в которых преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).
- Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, здесь проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм) [2, с. 98].
Такие ученые как Г. Ложкин, Н. Повякель и Э. Уткин подразумевают под понятием «конфликт» – «столкновение» противоположных позиций, И. Ващенко, Г. Зиммель, С. Пренко рассматривают конфликт, как «одну из форм разногласия», С. Емельянов, В. Кудрявцев как «противостояние».
Наиболее часто конфликтные ситуации возникают в подростковом возрасте в связи с их возрастными особенностями.
Л. Божович считает, что на возраст 12–14 лет приходится подростковый кризис. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам [4, с. 25].
Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным [4, с. 21].
Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов среди подростков – создание таких условий деятельности и взаимодействия в общеобразовательной школе, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт [3, с. 7].
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи.
Специфика проведения работы по профилактике конфликтов среди подростков в общеобразовательной школе заключается в следующих аспектах:
– специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики;
– межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, фрустрация;
– профилактика большинства видов конфликтов среди подростков в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям [3, с. 11];
– создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Таким образом, предупреждение конфликтов среди подростков в общеобразовательной школе является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.
Литература
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Лыбидь, 2008. – 193 с.
- Постаевская Т. А. Межличностные конфликты – К.: Кондор, 2010. – 120 с.
- Тимоховец Е. А. Конфликты подростков и пути их педагогического разрешения: автореф. дис. пед. наук. – М.: Минск, 2006. – 18 с.
- Фельдпггейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии – 2004. – №6. – С. 16-39.[schema type=»book» name=»ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» description=»В данной работе раскрывается понятие «конфликт», рассматриваются особенности подросткового возраста, а также необходимость профилактики конфликтов среди подростков в общеобразовательной школе.» author=»Миронова Т. Г., Охрименко А. А.» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]