Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Человек – это продукт социума, его жизнь, деятельность находят свое отражение в ведущей сфере общественного бытия. При анализе обобщенной модели человека XX века, некоторые мыслители отталкиваются от характеристики ведущей отрасли общественной жизни этого времени. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. С конца 19 века и по сегодняшнее время техника и технический  прогресс играют значительную роль в общественной жизни и оказывают колоссальное влияние на развитие общества. «Сегодня любое инженерно-техническое решение вторгается в социальное бытие человеческого общества – трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, устанавливает новые стандарты качества жизни. Происходит изменение мышления, образа жизни, окружающей реальности». [4]

Как же сказывается проникновение техники и электроники во все сферы общественной жизни и компьютеризация глобальных информационных процессов на формировании человека современного типа?

К сожалению, можно предположить, что человек, передавая некоторые функции своего умственного труда машинам и электронным гаджетам, начинает воспринимать мир только при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в «веселого робота» (Маклюэн).  «Когда ум, находящийся под влиянием истины чувств, материализует все, даже самые духовные явления и рассматривает их как побочный продукт материальных явлений, то человек становится, в чувственной научной дефиниции, «комплексом электронов и протонов», животным организмом, психоаналитическим «мешком», наполненным физиологическими стремлениями. Научные теории, основанные на истине чувств, имеют тенденцию стать материалистическими, механическими и количественными, даже в трактовке человека, культуры и духовных явлений». [5, с. 469]

  В этом контексте, «веселый робот» — очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Создавая исключительно материальные ценности, человек и  сам становится элементарной функцией технологического процесса.

Один из способов устранения дегуманизирующего влияния технологического процесса состоит в создании таких условий, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои гражданские и нравственные качества. Этот способ достаточно трудный, но именно он  должен быть предметом пристального внимания технического образования.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления.

Подготовка специалистов технических специальностей опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это – основа технического образования. Дегуманизация инженера начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста, осуществляя свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней обучения студента в вузе ориентировать его не только на получение профессиональных знаний, умений и навыков, но и на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний. Поскольку «нарастающий динамизм развития общества требует от человека высококачественной прогнозируемости и гуманистической обоснованности своих действий на социоприродную обстановку» [6, с.17] будущий специалист технических специальностей должен формировать себя, прежде всего, как человек, а затем – как инженер.

Синтетический разум это черта разумного человека. Он формирует целостное мышление, задаёт общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии, родного и иностранных языков. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций и культурных ценностей.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.) и Национальной доктриной образования в Российской Федерации (на период до 2025 г) подготовка будущего специалиста предполагает развитие его культурного потенциала, а именно владение культурой мышления, культурой речи, культурой поведения и формирование ключевых компетенций, которые должны «вооружить» молодежь для дальнейшей жизни, вне стен учебного заведения.

Это и социально-политические компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; и компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, способствующие как пониманию различий, так и готовность жить с людьми других культур, языков, религий; компетенции, связанные с возникновением общества информации и способность критического отношения к последней, распространяемой по каналам СМИ и Интернета; владения новыми технологиями, понимание их силы и слабости, ответственности перед будущими поколениями; а так же компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

Таким образом, подлинная гуманитаризация образования студентов технических специальностей состоит в воспитании у них потребности к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

К сожалению, далеко не всегда развитие экономики и научно-технического прогресса приводит к расцвету культурной и социальной жизни человека.

Характерными чертами индивида общества ХХI века становятся консюмеризм, нарастание материального гедонизма, погоня за удовольствиями. Происходит ослабление потребностей в развитии личности и творческих способностей. Современная идеология, «выбравшая в поверенные потребителя, подозрительно мало обращается к творческому сознанию производителей и тому, окажется ли реализованным в повседневном  профессиональном опыте накопленный людьми потенциал знания или останется невостребованным». [2, с. 68]

Существующая социальная и техническая реальность предполагает что современному специалисту не достаточно иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, необходимых для модернизации существующих и создания новых механизмов, роботов и технологий и «продвижения современной науки и техники на передовые рубежи» [1, c. 2], но и обладать достаточной компетентностью в «в сфере, которая, казалось бы, и не связана явно с его профессиональным бытием» [3,  с.145], а именно «осознавать значимость и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности перед другими представителями общества, последующими поколениями и самим собой. Современный специалист должен быть способен к нравственному выбору и сохранять устойчивость к различным профессионально-личностным деформациям». [4]

Для уменьшения губительных последствий роботизации и антигуманного влияния технического прогресса на человека необходимо гуманизировать  образование студентов технических специальностей. Центральной заботой высших учебных заведений должно стать гуманное развитие человека в гармонии с окружающей средой, возможность самореализации человека, его духовных, нравственных и профессиональных качеств,  всего того, что подходит под емкое определение личности.

Список литературы:

1.Медведев, Д.А. Нужно искать таланты, работать с ними и стараться создавать для них условия/Д.А.Медведев//Высшее образование сегодня. –2010– №6.

2.Панарин. А. С. Стратегическая нестабильность в ХХI веке. М., Алгоритм. 2003г. –640 с.

3.Петрунева, Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности: монография/Р.М.Петрунева-Волгоргад:Политехник, 2007. – 143 с.

4.Пиралова О.Ф. Оптимизация образования. [электронный ресурс]:

5.П.А.Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М. 1992. – 543 с.

6.Чернова Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. — Москва — Тольятти: Изд-во ТолПи, 2000. – 163 с.

[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» description=»В статье рассматривается влияние научно-технического прогресса на характер социальных, межличностных и производственных отношений. Гуманизация технического образования является ключевой стратегией для устранения дегуманизирующего влияния технологического процесса. Образование студента технических специальностей должно включать в себя развитие его культурного потенциала, а именно владение культурой мышления, культурой речи, культурой поведения и формирование ключевых социокультурных компетенций.» author=»Клевцова Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found