Постановка проблемы. Главной целью деятельности туризма в XXI веке является создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды для сферы туризма, формирование конкурентоспособного рынка туристических услуг на основе эффективного использования природного и историко-культурного потенциала Таджикистана, обеспечение ее социально-экономических интересов и экологической безопасности.
В связи с этим меняется характер профессиональной деятельности, ее структура, содержание, принципы, техническая база и организационные формы, а также структура, условия и требования к подготовке специалистов сферы туризма. Эта сфера стремительно развивается, поэтому прогнозируется потребность в высококомпетентных специалистах, которые должны обеспечить соответствующую теоретическую и практическую основу для развития данной сферы деятельности. Все очевиднее становится то, что профессионально, следовательно и эффективно, заниматься туризмом без специального образования сложно, а в сфере обслуживания потребителей туристических услуг просто невозможно. Компании, гостиничные сети, туристические комплексы, в штате которых нет квалифицированных менеджеров, которые владеют современными знаниями и навыками управления финансами, гостиничным менеджментом, техникой и технологией обслуживания, туроператорской деятельностью, системами бронирования туристических услуг, международными стандартами обслуживания и т.д., в перспективе обречены на отставание и крах во все более жесткой конкурентной гонке.
Использование потенциала туризма практически невозможно без надлежащего научного и кадрового обеспечения. На это, ориентирует и Всемирная туристическая организация.
Туристические услуги строятся на принципах современного гостеприимства, где выдвигаются определенные требования к подготовке кадров для туристическо-гостиничного сервиса. Для успешного решения всего многообразия задач по обслуживанию гостей персонала туристских учреждений необходимо овладеть профессиональными знаниями и постоянно их совершенствовать.
Одной из проблем является низкий уровень услуг из-за непрофессионализма кадров. Туристическим заведениям не хватает хорошо подготовленных специалистов, которые бы умели применять полученные теоретические знания на практике. Очевидно, что только специалист с высоким уровнем профессионализма сможет быть конкурентоспособным на туристическом рынке, способным к активной работе, постоянному самосовершенствованию, способным глубоко анализировать рыночную ситуацию. В качестве источника профессиональной подготовки, обновления знаний и переподготовки кадров важно систематически учитывать тенденции, возникающие на рынке труда, а также в сферах экономики, права, гостиничного хозяйства, менеджмента и т.д.
Анализ последних исследований и публикаций. На сегодняшний день вопросы развития туристического образования рассмотрены в работах ученых: определены философские и культурологические аспекты профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (Х.М. Мухаббатов., Т. С. Назарова., И.В. Обидов., Б. Саймон ., Г.К. Селевко).
Обобщая зарубежные научные работы педагогов, психологов, философов, экономистов, социологов, историков, географов, можно выделить следующие направления исследований, такие как:
— общие вопросы становления и развития туристического образования (П. Гамбл, Ф. Гоу, Э. Шафер, Д. Эванс);
— проблемы стандартизации в сфере туристического образования (В. Сведлов, Г. Кибеди, П. Ботт, А. Халл, А. Шаде);
— вопрос качества профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (Д. Банк, Л. Берри, К. Витт, В. Цайтхалм, Р. Хилл).
Но, социальная значимость процесса совершенствования профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обуславливают актуальность и выбор темы статьи.
Целью данной статьи является определение модели специалиста туристической индустрии и его профессиональной компетентности.
Человек и профессия — это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых положительное как для общества, так и для самого человека как индивидуума и профессионала.
Однако, люди одной профессии с различным успехом решают поставленные перед ними задачи. Одна из основных причин этого — в их различных индивидуальных способностях и недостатках, имеющих значение для профессии.
Результаты исследования. Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность — это целая жизнь, то, к чему она стремится, о чем мечтает; то, что она изучает, познает, осваивает, осознает и затем преобразует. Профессиональная деятельность поглощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником существования. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.
Семушина Н. Г. отмечает, что двигаясь по этому пути, человек должен преодолевать на каждом этапе кризисы профессионального становления. Одним из таких критических моментов является становление профессиональной компетентности и, как результат, профессионализма[8].
Профессионализм — целостное личностное образование, включающее в себя целый комплекс особенностей человека. Профессионализм — степень соответствия характеристик личности и подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, возможности достигать высоких результатов при ее осуществлении.
Неотъемлемой частью профессионализма является профессиональная компетентность работника.
«Компетентный» в своем деле человек (от лат. Competents — соответствующий, способный) означает «знающий, что является признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетен, полноправен ».
Профессиональная компетентность — качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивает вместе или отдельно его физическое, психическое и духовное соответствие потребностям, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или служебной должности.
Стандарты квалификации предполагают, что минимальные конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам могут быть предъявлены претенденту на служебную должность при трудоустройстве на работу, или особе, которая занимает определенную должность в процессе трудовой деятельности.
Составляющие профессиональной компетентности — набор конструктов (составляющих), которые соответствуют стандартам квалификации по данной специальности и определяющей профессиональной компетентности специалиста[2].
Селевко Г.К, выделяет такие конструкты (составляющие) на основе которых формулируются главные общие качества, необходимые специалисту-профессионалу[7]:
- Духовна компетентность. Понимание смысла и цели жизни, иерархии идеалов, отношение к профессиональной деятельности в условиях данного вида труда.
- Психологическая компетентность. Наличие способностей, знаний, умений и навыков эффективного самоуправления психикой, ее организации в условиях физической и социальной среды деятельности. Наличие способностей, знаний, умений и навыков эффективного управления психикой подчиненных в условиях данного вида труда.
- Общие физическая компетентность. Наличие способностей, знаний, умений и навыков эффективного самоуправления физическим состоянием организма и управления физическим состоянием организма подчиненных.
- 4. Интеллектуальная компетентность. Наличие научно-специальных знаний, умений, навыков по конкретной специальности, специализации, служебной должности.
- Технологическая компетентность. Наличие умений и навыков физической деятельности по специальности, работы с техническими средствами деятельности в системе «Человек-машина» в условиях данного вида труда.
- Социальная компетентность. Наличие способностей, знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия как в роли подчиненного с руководителями, так и в качестве руководителя с подчиненными. Наличие способностей, знаний, умений и навыков управления трудовым коллективом, формирования и поддержания нормального социально-психологического климата в коллективе.
Из представленных выше конструктов можно выделить группу составляющих подготовленности работника к занятию определенной должности:
— профессиональная образованность;
— профессиональное мастерство (обучаемость);
— профессионально-психологическая подготовленность.
Таким образом, компетенция — это круг полномочий должностного лица (или человека как личности), в рамках которого он должен обладать необходимым знанием, опытом, и иметь право на принятие соответствующих решений.
Личность профессионально компетентного специалиста туризма представляется в его внутренней целостности, где профессиональное и личностное тесно связаны системой ценностей. Любые профессиональные знания, прежде чем воплотятся в деятельности, наполняются ценностным содержанием, становятся внутренним убеждением специалиста, частью его оценочных и понятийных категорий, установок, поведенческих стереотипов. Профессионально значимые индивидуальные качества выступают как атрибут, в котором внешние характеристики и требования создают индивидуальную значимость специалиста. Исходя из этого, можно определить следующие составляющие профессиональной компетенции специалиста туризма:
— интеллектуальная;
— практическая;
— ценностно-ориентационная;
— эмоционально-чувственная.
Формирование профессионально компетентного работника отрасли туризма требует развития всех компонентов личностного потенциала будущего специалиста — познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного, социального, что обусловливает формирование основного мотива развития потенциала личности — потребность в самодиагностике, саморазвитии и самореализации.
Общая структура стандартов по туризму в Таджикистане имеет четкую схему, которая определяет весь комплекс требований к работникам секторов индустрии туризма:
— наименование основных должностей;
— необходимый уровень образования;
— должностные обязанности, соответствующие тому или иному квалификационному уровню;
— перечень ключевых навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Все перечисленные требования даются для трех квалификационных уровней персонала. В соответствии с этим каждый стандарт предусматривает требования для специалистов 1-го, 2-го уровней (младшего и квалифицированного персонала), а также 3 го уровня (управленческого персонала) [4].
К 1-му квалификационному уровню специалистов туристической индустрии относятся: оператор по бронированию, по выездному, въездному и внутреннему туризму; специалист по сопровождению; референт, секретарь, кассир, курьер.
К 2-му квалификационному уровню специалистов туристической индустрии относятся: менеджеры по направлению, бронированию и продажам, маркетингу, по работе с клиентами, связям с общественностью, визовому обеспечению и кадрам.
К 3-му квалификационному уровню соответственно относят управленцев в туризме.
Таким образом, подготовка специалистов сферы туризма является политическим, экономическим, социальным и культурологическим требованием общественного развития, имеет глубокий системный многоплановый характер, является продолжением лучших исторических традиций педагогической мысли на современном этапе развития общества.
Цель подготовки профессиональных кадров туризма — формирование духовности, высоких морально-этических качеств личности будущего специалиста, который должен иметь глубокие теоретические знания и необходимые навыки практической деятельности для решения психологических, социальных и экономических конфликтов, порожденных научно-технической революцией.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. В результате изучения этого вопроса удалось выявить наиболее общие требования к модели современного специалиста туристической индустрии, а именно: профессиональная компетентность, высокий уровень подготовки в области менеджмента, осведомленность в теоретических вопросах туризма и экономики, умение самостоятельно и оперативно принимать верные решения на основе инновационных процессов и новейших тенденций развития бизнеса; отношение работника к делу, его личной ответственности, умение работать в коллективе, выполнять дополнительные функции по собственной инициативе, гибкость в понимании своих функциональных обязанностей, участие в принятии решения, готовности к переменам и т.п. А это в свою очередь требует определенного комплекса компетенций, которые обеспечат гибкость универсального работника, наличие в его профессиональной подготовке социальной составляющей и определения резерва компетенции.
Список литературы :
1.Мухаббатов Х.М. Социально-экологические проблемы Таджикистана// Развитие горных регионов: проблемы и перспективы: Материалы семи- нара.-Душанбе:Ирфон,2012.-С. 13-21.
- Назарова Т. С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции // Педагогика. — 2011. — № 3.
- Обидов И.В. История народного образования в Таджикистане.- Душанбе, 2012.-185с.
- Развитие горных регионов: проблемы и перспективы: Материалы семинара.-Душанбе:Ирфон,2013.-62 с.
- Саймон Б. Общество и образование / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пи- липовского. — М.: Прогресс, 2011. — 197 с.
- Сапожников А. Мухаббтов X. Заказники Тадикистана.-Душанбе,1989.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2013. — 276 с.
- Семушина Н. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. — М.: НИИВО, 2012.-Вып. 1.-153 с.
- Чижова С. Е. Профотбор туристско-экскурсионных кадров в условиях полного хозрасчета. — М.: ЦРИБ «Турист», 2013.-76 с.
- Чудина Л. А. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса: Дис…. канд. пед. наук. — М., 2009. — 176 с.
- Шишов С.Е.Шафиев Р.М. Социально-экономические аспекты развития образования в новых условиях хозяйствования.-М.:РАО, Институт профессионального самоопределения, 2013.-21 с.[schema type=»book» name=»ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» description=»В статье был сделан анализ особенностей профессиональных проблем специалистов сферы туристических услуг касательно адаптационных процессов к требованиям и потребностям рыночной среды Таджикистана. Акцентировано внимание роли личностных компетенций в профессиональном становлении и конкурентоспособности работника на современном рынке труда. » author=»Кадырова Махира Ишановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]